АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
К 25-летию секции
Муниципальная информатизация в АСДГ. История создания
О работе секции за 20 лет
Об информатизации в муниципальных образованиях АСДГ (2014-2017 гг.)
Разработки партнеров секции в сфере информационно - коммуникационных технологий в муниципальных образованиях (2014-2017 гг.)
Публикации экспертов
Видеозаписи выступлений участников круглого стола «Городские ИТ-платформы» в рамках VI Международного ИТ-форума 2021 от 12 марта 2021 г., Омск
Видеозапись конференции АСДГ от 5, 6 апреля 2018 г., Новосибирск
Видеозапись вебинара «Официальный сайт муниципалитета в рамках современного законодательства» от 28.11.2018
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

С.В. Уханов,
начальник управления информатизации
администрации г. Комсомольска-на-Амуре


Импортозамещение. Опыт Комсомольска-на-Амуре

1. Исходные предпосылки
Термин «импортозамещение» в сфере информационно-коммуникационных технологий предполагает предоставление преференций отечественным разработчикам программного обеспечения перед иностранными компаниями — разработчиками программных продуктов. Однако в условиях низкой наполняемости бюджета и сокращения финансирования для нужд информатизации у муниципалитетов крайне важным становится вопрос стоимости программного обеспечения.

Второй момент, который необходимо учитывать, это то, что сложное и качественное программное обеспечение не создаётся «по распоряжению» в короткие сроки. Создание программного обеспечения – это сложный и итерационный процесс, который требует адекватной обратной связи между заказчиком и исполнителем, между пользователями и разработчиками. Было бы наивно думать, что даже в условиях повышенного внимания государства в одночасье появятся новые мощные и качественные программные продукты.

С учётом текущей ситуации, как мне кажется, было бы неправильным отделять переход на отечественное программное обеспечение (ОПО), по другому - «импортозамещение» в чистом виде от перехода на свободное (открытое) программное обеспечение (СПО). Оба процесса могут органично дополнять друг друга и в перспективе позволяют достичь одной и той же цели, а именно – избавиться от «привязки» к иностранным производителям, чья политика продаж и сопровождения программных продуктов может существенно меняться в зависимости от текущей политической ситуации в мире.

В связи с этим мы не будем проводить резкую границу между «импортозамещением» и «переходом на СПО», а осветим ситуацию в муниципалитете в комплексе.

2. Этапы работ по «импортозамещению» в администрации Комсомольска
Ситуация с внедрением отечественного и свободного программного обеспечения в муниципалитете по годам отражена в реестре программного обеспечения, эксплуатируемого в администрации Комсомольска-на-Амуре (таблица).

Таблица. Реестр программного обеспечения
администрации Комсомольска-на-Амуре

Наименование

Область

Год внедрения

Харак- тер

Нормативно-правовой акт

1C:Бухгалтерия

Бухгалтерия, управление персоналом, документооборот

1998

ОПО


OTRS

Служба поддержки, ITSM

2011

СПО


PostgreSQL

Система управления базой данных

2011

СПО


GeoCad Enterprise System

ИСОГД, управление имуществом, аренда земли

2012

ОПО

Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ
Постановление Правительства РФ №363 от 9.07.2009 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности»
Распоряжение Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 1336-р «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства»

АИС ВМС

Предоставление муниципальных услуг населению, внутриведомственное взаимодействие

2012

СПО

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

Asterisk

Телефония, система информирования

2012

СПО


MODx

Web-сайты, информационная поддержка

2013

СПО

Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»

MySQL

Система управления базой данных

2013

СПО


OnlyOffice

Проектная деятельность

2016

СПО


Хотя термин «импортозамещение» введён в обиход государственных органов власти сравнительно недавно, фактически сам процесс начат уже достаточно давно. В администрации Комсомольска-на-Амуре первые шаги в этом направлении начали предприниматься с 1998 года, когда для автоматизации ряда задач начали применять платформу, разрабатываемую отечественной компанией «1С». При этом мы не ограничивали сферу применения только задачами бухгалтерии или учёта товарно-материальных ценностей – две области, в которых обычно используются типовые решения от «1С» – в нашем муниципалитете на базе платформы «1С» реализован внутренний документооборот, обеспечивающий централизованное хранение документов, маршрутизацию между исполнителями и отслеживание процесса исполнения.

С активизацией работ по внедрению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) мы столкнулись с необходимостью обширнейшей автоматизации этого направления. Анализ решений, предлагаемых различными разработчиками, был предпринят ещё в 2011 году. В итоге предпочтение было отдано системе GeoCad Enterprise Edition созданной компанией «Геокад» из г. Новосибирска. Как и в случае с «1C» разработчик предлагает не просто законченное решение с жёстко заданной логикой, а универсальную платформу для создания комплексных приложений, ориентированных на обработку гео-данных. В настоящее время на базе этой платформы силами муниципалитета поддерживается работа различных конфигураций для ведения градостроительной деятельности, управления имуществом, учёта аренды земельных участков, выдача разрешений на строительство, размещение рекламных конструкций. В системе работают более 120 муниципальных служащих. В перспективы мы рассматриваем возможность осуществить оцифровку местности методом дистанционного зондирования с использованием беспилотных летательных аппаратов и внести в систему полученные данные для автоматизации процессов подготовки данных по ИСОГД, формирования актуальной цифровой модели города.

В соответствии с федеральным законом 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в 2012 году началась активная подготовка к оказанию муниципальных услуг в электронном виде. Для этого предстояло решить три основных задачи:

  • автоматизация процесса оказания муниципальных услуг,
  • обеспечение внутреннего взаимодействия между подразделениями муниципалитета в процессе их оказания
  • обеспечение межведомственного взаимодействия с другими органами власти с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Выбор системы для автоматизации выполнялся с учётом требований по использованию свободного программного обеспечения. В результате уже в 2014 году все 80 муниципальных услуг города оказываются с использованием этой системы, 79 из них доступно для получения в электронном виде через портал Госуслуг или через Интернет-сайт муниципалитета. В городе переход к оказанию всех услуг в электронной форме был осуществлен в течение с 2012 по 2013 год.

Использование в качестве учрежденческой автоматической телефонной станции (АТС) широко распространённой свободной программной АТС Asterisk позволило муниципалитету с 2012 года строить свою внутреннюю телефонную сеть используя существующие каналы связи между подразделениями. На сегодняшний день эта АТС обслуживает порядка 550 абонентов в 12-ти муниципальных предприятиях и подразделениях, и помимо коммутации внутренних и внешних телефонных звонков занимается телефонным информированием получателей муниципальных услуг. Внедрение своей учрежденческой АТС позволило муниципалитету снизить ежегодные затраты на телефонию на 1,5 млн. рублей.

В процессе строительства различных информационных систем мы активно используем бесплатные СУБД с открытым исходным кодом — PostgreSQL и MySQL. Новые информационные системы, разрабатываемы в муниципалитете, мы стараемся ориентировать на работу с PostgreSQL. Кроме того мы инициировали миграцию на эту СУБД ряда проектов, изначально работающих с Microsoft SQL Server (1С) или Oracle Database (АИС ВМС).

В 2016 году правительство обратило внимание на проектную составляющую деятельности органов государственной власти, и, судя по принятым постановлениям, 2017-ый год будет ознаменован всплеском активности в вопросе её организации. Мы присматриваемся к различным системам проектной деятельности уже несколько лет. В рабочем режиме мы работали с облачными сервисами «Мегаплан», «1С:Битрикс-24». По ряду причине мы переориентировались на использование локальной системы, и в настоящее время тестируем работу свободной версии системы OnlyOffice в качестве инструмента работы с проектами и контроля исполнения задач.

Необходимо отметить, что в настоящее время свободное программное обеспечение занимает значительную долю в перечне программного обеспечения, используемого нашим муниципалитетом. Прежде всего, это касается серверных систем, где СПО занимает лидирующие позиции. Мы считаем, что ориентация на широкое использование свободного программного обеспечения с открытым исходным кодом в текущей экономической ситуации является решающим моментом в деле автоматизации задач муниципалитета. Особенно это касается некрупных муниципальных образований с ограниченным бюджетом, выделяемым на развитие информационных технологий.

3. Проблемы импортозамещения
Муниципалитеты имеют огромное наследство в виде устоявшихся процессов или технологий, использующих проприетарное ПО иностранных производителей. Адаптация этих процессов и технологий под альтернативное ПО далеко не всегда может быть осуществлена безболезненно для пользователей, и зачастую требует новых вложений, участия как финансовых, так и людских ресурсов. В условиях дефицита бюджета решение этих вопросов, как правило, отодвигается на «потом» и до «лучших времён».

Многие направления деятельности вообще не касалась автоматизация, и здесь ещё только предстоит начинать новые проекты. Однако наверняка я буду недалёк от истины, если скажу, что большинство муниципалитетов не имеют ни денег, ни людей для решения новых задач, которые постоянно ставятся перед муниципалитетами.

В этой ситуации хотелось бы видеть от федерального правительства большего участия и реальной помощи в решении вопросов информатизации муниципалитетов.