| С.В. Уханов, 
    начальник управления информатизации
 администрации г. Комсомольска-на-Амуре
            
      
 Импортозамещение. Опыт Комсомольска-на-Амуре       1. Исходные предпосылки 
    Термин «импортозамещение» в сфере информационно-коммуникационных технологий предполагает предоставление преференций отечественным разработчикам программного обеспечения перед иностранными компаниями — разработчиками программных продуктов. Однако в условиях низкой наполняемости бюджета и сокращения финансирования для нужд информатизации у муниципалитетов крайне важным становится вопрос стоимости программного обеспечения.
   Второй момент, который необходимо учитывать, это то, что сложное и качественное программное обеспечение не создаётся «по распоряжению» в короткие сроки. Создание программного обеспечения – это сложный и итерационный процесс, который требует адекватной обратной связи между заказчиком и исполнителем, между пользователями и разработчиками. Было бы наивно думать, что даже в условиях повышенного внимания государства в одночасье появятся новые мощные и качественные программные продукты.   С учётом текущей ситуации, как мне кажется, было бы неправильным отделять переход на отечественное программное обеспечение (ОПО), по другому - «импортозамещение» в чистом виде от перехода на свободное (открытое) программное обеспечение (СПО). Оба процесса могут органично дополнять друг друга и в перспективе позволяют достичь одной и той же цели, а именно – избавиться от «привязки» к иностранным производителям, чья политика продаж и сопровождения программных продуктов может существенно меняться в зависимости от текущей политической ситуации в мире.   В связи с этим мы не будем проводить резкую границу между «импортозамещением» и «переходом на СПО», а осветим ситуацию в муниципалитете в комплексе.       2. Этапы работ по «импортозамещению» в администрации Комсомольска 
    Ситуация с внедрением отечественного и свободного программного обеспечения в муниципалитете по годам отражена в реестре программного обеспечения, эксплуатируемого в администрации Комсомольска-на-Амуре (таблица).
       Таблица. Реестр программного обеспечения 
      администрации Комсомольска-на-Амуре
    
   
     | Наименование | Область | Год внедрения | Харак- тер | Нормативно-правовой акт |   | 1C:Бухгалтерия | Бухгалтерия, управление персоналом, документооборот | 1998 | ОПО |   
 |   | OTRS | Служба поддержки, ITSM | 2011 | СПО |   
 |   | PostgreSQL | Система управления базой данных | 2011 | СПО |   
 |   | GeoCad Enterprise System | ИСОГД, управление имуществом, аренда земли | 2012 | ОПО | Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ 
            Постановление Правительства РФ №363 от 9.07.2009 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности»
 Распоряжение Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 1336-р «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства»
 |   | АИС ВМС | Предоставление муниципальных услуг населению, внутриведомственное взаимодействие | 2012 | СПО | Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» |   | Asterisk | Телефония, система информирования | 2012 | СПО |   
 |   | MODx | Web-сайты, информационная поддержка | 2013 | СПО | Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»  |   | MySQL | Система управления базой данных | 2013 | СПО |   
 |   | OnlyOffice | Проектная деятельность | 2016 | СПО |   
 |        Хотя термин «импортозамещение» введён в обиход государственных органов власти сравнительно недавно, фактически сам процесс начат уже достаточно давно. В администрации Комсомольска-на-Амуре первые шаги в этом направлении начали предприниматься с 1998 года, когда для автоматизации ряда задач начали применять платформу, разрабатываемую отечественной компанией «1С». При этом мы не ограничивали сферу применения только задачами бухгалтерии или учёта товарно-материальных ценностей – две области, в которых обычно используются типовые решения от «1С» – в нашем муниципалитете на базе платформы «1С» реализован внутренний документооборот, обеспечивающий централизованное хранение документов, маршрутизацию между исполнителями и отслеживание процесса исполнения.   С активизацией работ по внедрению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) мы столкнулись с необходимостью обширнейшей автоматизации этого направления. Анализ решений, предлагаемых различными разработчиками, был предпринят ещё в 2011 году. В итоге предпочтение было отдано системе GeoCad Enterprise Edition созданной компанией «Геокад» из г. Новосибирска. Как и в случае с «1C» разработчик предлагает не просто законченное решение с жёстко заданной логикой, а универсальную платформу для создания комплексных приложений, ориентированных на обработку гео-данных. В настоящее время на базе этой платформы силами муниципалитета поддерживается работа различных конфигураций для ведения градостроительной деятельности, управления имуществом, учёта аренды земельных участков, выдача разрешений на строительство, размещение рекламных конструкций. В системе работают более 120 муниципальных служащих. В перспективы мы рассматриваем возможность осуществить оцифровку местности методом дистанционного зондирования с использованием беспилотных летательных аппаратов и внести в систему полученные данные для автоматизации процессов подготовки данных по ИСОГД, формирования актуальной цифровой модели города.   В соответствии с федеральным законом 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в 2012 году началась активная подготовка к оказанию муниципальных услуг в электронном виде. Для этого предстояло решить три основных задачи:   
  автоматизация процесса оказания муниципальных услуг,обеспечение внутреннего взаимодействия между подразделениями муниципалитета в процессе их оказанияобеспечение межведомственного взаимодействия с другими органами власти с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).   Выбор системы для автоматизации выполнялся с учётом требований по использованию свободного программного обеспечения. В результате уже в 2014 году все 80 муниципальных услуг города оказываются с использованием этой системы, 79 из них доступно для получения в электронном виде через портал Госуслуг или через Интернет-сайт муниципалитета. В городе переход к оказанию всех услуг в электронной форме был осуществлен в течение с 2012 по 2013 год.   Использование в качестве учрежденческой автоматической телефонной станции (АТС) широко распространённой свободной программной АТС Asterisk позволило муниципалитету с 2012 года строить свою внутреннюю телефонную сеть используя существующие каналы связи между подразделениями. На сегодняшний день эта АТС обслуживает порядка 550 абонентов в 12-ти муниципальных предприятиях и подразделениях, и помимо коммутации внутренних и внешних телефонных звонков занимается телефонным информированием получателей муниципальных услуг. Внедрение своей учрежденческой АТС позволило муниципалитету снизить ежегодные затраты на телефонию на 1,5 млн. рублей.   В процессе строительства различных информационных систем мы активно используем бесплатные СУБД с открытым исходным кодом — PostgreSQL и MySQL. Новые информационные системы, разрабатываемы в муниципалитете, мы стараемся ориентировать на работу с PostgreSQL. Кроме того мы инициировали миграцию на эту СУБД ряда проектов, изначально работающих с Microsoft SQL Server (1С) или Oracle Database (АИС ВМС).   В 2016 году правительство обратило внимание на проектную составляющую деятельности органов государственной власти, и, судя по принятым постановлениям, 2017-ый год будет ознаменован всплеском активности в вопросе её организации. Мы присматриваемся к различным системам проектной деятельности уже несколько лет. В рабочем режиме мы работали с облачными сервисами «Мегаплан», «1С:Битрикс-24». По ряду причине мы переориентировались на использование локальной системы, и в настоящее время тестируем работу свободной версии системы OnlyOffice в качестве инструмента работы с проектами и контроля исполнения задач.   Необходимо отметить, что в настоящее время свободное программное обеспечение занимает значительную долю в перечне программного обеспечения, используемого нашим муниципалитетом. Прежде всего, это касается серверных систем, где СПО занимает лидирующие позиции. Мы считаем, что ориентация на широкое использование свободного программного обеспечения с открытым исходным кодом в текущей экономической ситуации является решающим моментом в деле автоматизации задач муниципалитета. Особенно это касается некрупных муниципальных образований с ограниченным бюджетом, выделяемым на развитие информационных технологий.       3. Проблемы импортозамещения
    Муниципалитеты имеют огромное наследство в виде устоявшихся процессов или технологий, использующих проприетарное ПО иностранных производителей. Адаптация этих процессов и технологий под альтернативное ПО далеко не всегда может быть осуществлена безболезненно для пользователей, и зачастую требует новых вложений, участия как финансовых, так и людских ресурсов. В условиях дефицита бюджета решение этих вопросов, как правило, отодвигается на «потом» и до «лучших времён».
   Многие направления деятельности вообще не касалась автоматизация, и здесь ещё только предстоит начинать новые проекты. Однако наверняка я буду недалёк от истины, если скажу, что большинство муниципалитетов не имеют ни денег, ни людей для решения новых задач, которые постоянно ставятся перед муниципалитетами.   В этой ситуации хотелось бы видеть от федерального правительства большего участия и реальной помощи в решении вопросов информатизации муниципалитетов.     |