АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
К 25-летию секции
Муниципальная информатизация в АСДГ. История создания
О работе секции за 20 лет
Об информатизации в муниципальных образованиях АСДГ (2014-2017 гг.)
Разработки партнеров секции в сфере информационно - коммуникационных технологий в муниципальных образованиях (2014-2017 гг.)
Публикации экспертов. 2023 год
Статьи экспертов в сфере применения информационно-коммуникационных технологий в муниципальном управлении (2014-2018 гг.)
Видеозаписи выступлений участников круглого стола «Городские ИТ-платформы» в рамках VI Международного ИТ-форума 2021 от 12 марта 2021 г., Омск
Видеозапись конференции АСДГ от 5, 6 апреля 2018 г., Новосибирск
Видеозапись вебинара «Официальный сайт муниципалитета в рамках современного законодательства» от 28.11.2018
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Е.В. Делюкин,
председатель комитета информатизации
администрации города Барнаула


Идти в ногу или плыть против течения:
подход к построению информационного общества в Барнауле

Сегодня информатизация в муниципалитетах идет не только «изнутри» — силами органами местного самоуправления (ОМСУ) и за счет их бюджета, но и «снаружи» — информатизация производится региональными органами исполнительной власти (или подведомственными учреждениями), причем решение внедряется за счет бюджета субъекта РФ и на весь регион, на все муниципалитеты.

Нам, как крупному муниципальному образованию, очевидно, что потребности наши и потребности районного центра сильно отличаются. Это отличие нельзя списать на цифровое неравенство среди муниципалитетов. Начиная от разного объема документов, разной организационной структуры (где-то в райцентре один человек занимается той работой, которую у нас делает целый отдел) и заканчивая тем, что у нас уже есть определенное количество ведомственных информационных систем в разных комитетах. Поэтому самостоятельная работа муниципалитета по автоматизации деятельности, на наш взгляд, является необходимой. Типовые системы, которые могут использоваться в большинстве из 365 ОМСУ Алтайского края, не в состоянии эффективно решить задачи крупных муниципальных образований, таких как Барнаул или Бийск.

Тем не менее, регион вкладывает огромные деньги в развитие различных программных решений, в частности, электронный документооборот и межведомственное электронное взаимодействие. Было бы неразумно не использовать тот функционал, который предоставляется всем пользователям в регионе, к тому же за который уже кто-то заплатил. Также мы посчитали, что разработка и внедрение собственных программных решений будет очень накладна для бюджета (да и других наших ресурсов, в том числе и человеческих, и временных). Поэтому выбрали подход по интеграции наших разработок с этими системами, работающими на уровне региона. Другое дело, что зачастую все решения, которые предоставляются регионом, страдают двумя проблемами – это юзабилити и непродуманность некоторых механизмов работы, особенно заметная на уровне крупного муниципального образования. Поэтому интеграция наших разработок с региональными выполнялась так, чтобы решить эти проблемы.

В качестве примера приведу то, что было сделано в этом году.

Ранее в «Электронном Барнауле» был аналог реестра услуг (система разработки регламентов), который фактически велся параллельно с реестром госуслуг (РГУ). В настоящий момент мы реализовали интеграцию с ним. Теперь РГУ ведется в одном месте, откуда наша система регулярно подгружает данные прямо из СУБД и сохраняет у себя, и далее работа уже ведется с ними.

Но самый значительный пример подобной интеграции –реализованная еще в прошлом году интеграция с так называемой библиотекой адаптеров, которую приобрел Алтайский край. Плюсы этой библиотеки безусловно есть – муниципалитету не надо заботиться об обновлении веб-сервисов и адаптеров к ним, но с точки зрения удобства использования система оставляет желать лучшего. В итоге решили использовать библиотеку адаптеров, но провели существенные доработки взаимодействия с ней, включая автоподстановку полей для запросов (как из профиля сотрудника, так и из заявки, пришедшей с портала).

С использованием этой системы формируется необходимая нам отчетность. Также мы в рамках своей информационной системы сами предоставляем права на доступ к тому или иному межведомственному запросу для того или иного пользователя, что дает возможность без обращения на региональный уровень оперативно вносить изменения в системе в случае изменения в организационной структуре. Согласитесь, намного проще и быстрее самому парой кликов мышкой переназначить права для пользователя, чем писать официальный запрос в субъект с просьбой произвести изменение прав доступа, создание и блокирование каких-либо пользовательских аккаунтов.

Еще один плюс – за счет оперативности, как нашей, так и наших разработчиков, часто возникают ситуации, когда удается устранить проблему с неработающим сервисом раньше, чем она устраняется в типовом решении, внедряемом субъектом.

Другим важным изменением в случае с интеграцией была необходимость отказаться от использования подключения к СМЭВ на каждом рабочем месте пользователя, работающего с межведомственными запросами. Подключение рабочего места к СМЭВ – очень трудоемкое и затратное мероприятие, но стандартное решение библиотеки адаптеров подразумевает именно такой механизм работы. По нашей просьбе разработчики «Электронного Барнаула» сумели сделать так, чтобы запросы отправлялись с сервера, не требуя организации подключения к СМЭВ собственно на рабочем месте.

Не могу не подчеркнуть, что выбор на разработку решения с использованием open source-компонентов полностью оправдался. Во-первых, при добавлении новых пользователей в систему мы не несем расходов на дополнительные лицензии для рабочих мест, как не требуется и лицензирование каких-то серверных компонентов, вроде СУБД или серверов приложений. Во-вторых, мы не привязаны к разработчику. Это не ограничивает нас ресурсами одной компании-разработчика и позволяет работать действительно по рыночной стоимости разработки программных продуктов.

Еще одним элементом, с которым была произведена интеграция, – это ФИАС (федеральная информационная адресная система). Теперь заявителям при выборе на сайте услуг выводятся удобные подсказки, позволяющие быстрее заполнять экранные формы, кроме того, сокращается вероятность ошибок и, как следствие, отказов в оказании услуги в электронном виде.

Также необходимо отметить, что все наши службы работают во благо граждан, то есть как создание ведомственных информационных систем, так и внедрение общих элементов электронного правительства, включая межведомственное взаимодействие, предоставление услуг в электронном виде и работа с разными государственными информационными системам, например, системой государственных и муниципальных платежей, – они все сводятся к тому, чтобы сократить сроки услуг, оказываемых гражданам, обеспечить необходимую прозрачность и комфорт при их обращении к нашим специалистам.

Именно поэтому мы видим все эти элементы тесно связанными между собой в рамках единой информационной системы.

В частности, в этом году была произведена, например, интеграция муниципальной информационной системы «Электронный Барнаул» с системой, в которой ведется очередь по программе обеспечения жильем молодых семей. Теперь эта информация доступна на портале «Электронный Барнаул». Планируется интеграция и с другими системами.

Такой подход опять же позволяет экономить как время, так и бюджет, и не приходится переучивать пользователей работе с информационными системами. В условиях сокращения финансирования, на наш взгляд, это единственный жизнеспособный подход к реализации подобных проектов.

Со стороны разработчиков систем можно отметить, что существует несколько проблем, связанных с подобного рода интеграциями. Во-первых, это отсутствие документации и нежелание некоторых компаний интегрироваться. Существующий старый РГУ, например, не предоставляет пока возможностей для интеграции через веб-сервисы, а разработчики отказались выдавать к нему какую-либо документацию. В таких случаях приходится самостоятельно изучать базу данных, ее структуру и создавать механизм получения данных их нее. Конечно, мы не вносили никаких изменений в сам продукт.

Вторая проблема вытекает из первой: в случае изменения программного продукта (а в частности, с РГУ это должно произойти уже очень скоро), есть риск того, что и механизм сломается, т.е. его придется модифицировать или даже писать с нуля. Конечно, хочется попросить федеральные и региональные органы власти требовать от своих разработчиков предоставления возможности по интеграции и документации на API. К сожалению, многие московские компании вообще не предусматривают возможность нормального взаимодействия с другими программными продуктами, давая только веб-интерфейс для работы с ними. С учетом оторванности таких разработчиков от реальных потребностей ОМСУ это, как правило, заканчивается тем, что система стоит, но в ней никто не работает, и сделать с этим что-то нельзя (у некоторых компаний доработка может превышать стоимость продукта).

От стабильной работы системы, с которой проводится интеграция, зависит возможность работы пользователей. При должном контроле со стороны заказчика разработчики могут проводить работы по обновлению продуктов только в регламентированное время, так, чтобы не мешать работе сотрудников в рабочее время. Кроме того, мы стараемся именно синхронизировать данные в нашей системе, то есть производить их обновление (это касается и РГУ, и ФИАС), и не использовать какие-то сторонние сервисы, прекращение работы которых (или банальная недоступность канала связи с ними) приведет к неработоспособности нашей информационной системы. Поэтому мы «вытягиваем» информацию и «складываем» у себя в базе данных, что гарантирует полную автономность.

Пример того, как реализован ФИАС, показывает, как можно сделать удобно, просто и открыто, и бесплатно.

Мы помним о требованиях по предоставлению 70% услуг в электронном виде к 2018 году. В настоящий момент для этого нужен целый ряд мероприятий: популяризация, разработка мобильного приложения (начали мы с приложения под Android, в котором можно просмотреть информацию об услугах и получить доступ к различным сервисам портала), установка информационных киосков (инфоматов).

Мы реализовали в этом году функционал SMS-рассылки уведомлений заявителям (в дополнение к существовавшей ранее системе уведомлений по электронной почте), что, на наш взгляд, также дает возможность быть ближе к гражданам.

На портале реализовано предоставление услуги выдачи электронных документов с электронно-цифровой подписью. За время, прошедшее с момента запуска проекта, сделано очень много доработок, повышающих удобство использования: повсеместно используются черновики, есть личный архив заявителя, в котором, как в настоящем облачном хранилище, можно хранить скан-копии документов личного хранения, есть возможность переписки сотрудника муниципалитета с заявителем в ходе предоставления услуги. Да даже простейшее отображение общего числа шагов до окончания и текущей стадии процесса уже позволяет пользователю чувствовать себя комфортнее при работе с «Электронным Барнаулом». А реализация всех вариантов предоставления услуг в одном универсальном процессе теперь значительно облегчает разработку и сопровождение информационной системы.

Всё это, мы считаем, должно повысить заинтересованность граждан и помочь достичь поставленной цели – создания современного информационного сообщества.