Е.В. Делюкин,
председатель комитета информатизации
администрации города Барнаула
О развитии муниципальной информатизации
на открытых программных продуктах
Развитие муниципальной информатизации, за последнее десятилетие, шагнуло от локальных проблем своевременного обслуживания парка компьютерной и оргтехники к решению стратегических задач муниципалитета, задач построения интерактивных мостов взаимодействия жителей с их проблемами и органов местного самоуправления с их возможностями и обязанностями решать эти проблемы.
Решение задач, путем построения информационных систем (ИС), позволяющих интерактивно связать гражданина и чиновника, либо же получить результат вообще без участия специалистов органа власти, является стандартом взаимодействия в передовых странах. Тенденция развития этого направления на протяжении последних лет четко прослеживается в информатизации органов местного самоуправления. Во многих муниципалитетах внедрены ведомственные информационные системы, помогающие решать задачи органа местного самоуправления в экономических, финансовых, социально значимых вопросах, вопросах получения обратной связи от населения, обеспечения оказания консультативных и информационно-разъяснительных функций.
Задачи муниципалитета и требования к муниципальной информатизации
Очередным толчком для муниципальной информатизации стал Федеральный Закон №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Поставленные задачи по оказанию муниципальных услуг в электронной форме побудили развитие целого направления информационных систем и реестров, призванных максимально полно обеспечить уровень сервиса «одного окна» в интерактивных приложениях общественных терминалов, электронных досок, интернет-порталов, мобильных устройств, способных без дополнительных, офлайновых действий удовлетворить потребность гражданина, с максимально доступным результатом посредством электронного взаимодействия.
Такой уровень информатизации в муниципалитетах требует значительных финансовых затрат на создание инфраструктуры взаимодействия органов местного самоуправления, глубокого проникновения систем электронного взаимодействия, систем электронного документооборота, ведомственных информационных систем, как базовой основы, содержащей необходимую информацию по самому широкому кругу вопросов, необходимых специалистам муниципалитета для выполнения своих функциональных обязанностей. Для обеспечения оперативности решения задач, необходимо внедрение и тиражирование таких систем, обеспечение доступа и повседневного использования муниципальными служащими.
Не последнюю роль в этом вопросе играют вопросы обеспечения защиты информации, охраняемой законом, в соответствии со всеми требованиями, при этом, не забывая о необходимости обеспечения одновременно максимально прозрачного доступа к данным для широкого круга лиц, желающих законно получить необходимую информацию.
Таким образом, это подводит нас к вопросу выбора средств реализации наших задач, заставляя искать компромисс между ценой, возможностями и устоявшимися тенденциями развития информационных технологий, систем и стандартов, обращая внимание в сторону использования открытых стандартов и свободных цифровых технологий.
СПО в органах власти
История свободного программного обеспечения (СПО) в России, к сожалению, не блещет яркими примерами и не вдохновляет достигнутыми результатами. При всех положительных моментах, опираясь на инициативы Минкомсвязи в области национальной программной платформы (НПП), принимая во внимание Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2012г. № 2299-р, все же, аббревиатура СПО, в большинстве случаев, мягко скажем, не вызывает энтузиазма у органов местного самоуправления. Одна из основных задач НПП – обеспечить государство и общество набором необходимого программного обеспечения, развитие и поддержка которого будет контролироваться внутри страны, и кроме экономических выгод, это положительно скажется на обеспечении информационной безопасности. Надо понимать, что НПП – это не только операционная система (ОС), это набор программных решений на основе СПО, используемых при разработке автоматизированных систем государственного управления.
Следует отметить, что использование СПО в отдельных государственных структурах и органах местного самоуправления началось давно. Не все это понимают, но ряд свободных приложений, качество которых уже давно признано, активно используются практически многими организациями. Примерами могут послужить СПО архиваторы, веб-браузеры, системы управления базами данных, веб-серверы, свободные системы управления контентом интернет-сайтов и т.д.
По пути активного использования СПО пошли и крупные игроки рынка программного обеспечения оказания населению услуг в электронной форме. Например, портал и реестр Госуслуг, разработанный компанией ЛАНИТ, в основе своей имеет СПО решения, такие как СУБД PostgreSQL, LifeRay Portal, Apache Tomcat, Eclips RCP и другие.
Все мы имели дело с ПО «СИР», в котором также используются свободные компоненты (открытая CMS –xwiki, открытая реализация каталога LDAP и т.д.), это даёт очевидные преимущества программистам систем, а именно возможность не разрабатывать какие-то приложения с нуля, каждый раз изобретая велосипед, а использовать уже готовые свободные приложения и модули, модифицируя их под свои нужды.
СПО в администрации Барнаула
Практика использования различных программных продуктов в администрации города Барнаула, в том числе и использование свободного программного обеспечение в муниципальных органах Барнаула еще с 2000 года, показала, что свободные продукты и системы фактически уже осознано и активно эксплуатируются в ядре ИТ-инфраструктуры и заняли свою нишу. Так сервера демилитаризованной зоны полностью построены на свободных программных продуктах, а это не много ни мало абсолютно все используемые внешние сервисы – электронная почта, прокси, веб-сервер, на котором функционирует официальный сайт города, корпоративный xmpp-сервис, центральный фильтрующий маршрутизатор. Время показало обоснованность выбора автоматизации процессов ИТ-инфраструктуры на основе свободных программ, а внедрение современной системы мониторинга ключевых систем позволило переключить внимание специалистов, занимающихся поддержкой ядра корпоративной сети на вопросы перспективного развития, внедрения новых сервисов, необходимых муниципальным органам. В планах развития также имеются проекты на свободных программных продуктах, ведется пилотное тестирование свободной системы управления курсами электронного обучения, в основе которого будут положены короткие онлайн видеоматериалы для самостоятельного изучения интересующих вопросов работы в корпоративной сети.
При этом мне бы не хотелось говорить о тотальном внедрении СПО, а скорее о всестороннем анализе и выборе программного обеспечения для решения конкретных задач. Очень многие задачи в настоящее время просто не возможно решить, используя только какой-то один вариант, необходим выбор программного обеспечения под задачу, а не поиск решения задачи на только единственном варианте ПО. Принимая во внимание сильные стороны программных продуктов, отбросив предрассудки, имеется возможность выбирать действительно правильные пути решения, которые обеспечат наиболее качественный результат.
Текущая эксплуатация автоматизированной информационной системы «Электронный Барнаул» показала потенциал используемого программного обеспечения, его возможности по адаптации и интеграции, простоте доведения рабочего пространства системы муниципальному служащему – исполнителю, отвечающему за соблюдение регламентов оказания услуг. Оценивая возможные затраты при выборе варианта коммерческого портального решения даже при текущем числе пользователей системы, понимаешь, что мы сделали шаг в правильном направлении.
При проектировании муниципальной информационной системы оказания услуг в электронной форме было максимально уделено внимание преимуществам открытых стандартов и СПО, как для разработки самой ИС, так и в выборе платформы для её размещения. Как результат мы получили хорошо масштабируемую систему на базе свободной ECM-платформы Alfresco, СУБД Postgre SQL и ОС МСВСфера (на базе ОС Linux), сертифицированной в соответствии с требованиями обеспечения безопасности информации (АС, АСЗИ, ИСОП, ГИС, ИСПДн).
Анализируя рынок специализированных средств защиты, используемых муниципалитетами в защите от сетевых угроз, для шифрования передаваемой информации, мы видим несколько основных продуктов чаще других встречающихся в создаваемых ведомственных системах. Опираясь на личный опыт, выделю несколько средств защиты, таких как семейство продуктов ViPNet Custom, АПКШ Континент, StoneGate FW/VPN/IPS, АПК Аргус, Altell Neo. Данные системы произведены разными вендорами, различны по функционалу, но все являются сертифицированными средствами защиты и широко применяются муниципалитетами для решения задач защиты информации. Часто перечисленные средства функционируют совместно в масштабных проектах и не редко, их количество, используемое отдельно взятым ИТ-подразделением, велико.
Как это ни удивительно, но все перечисленные и многие другие СЗИ, в основе своей выполнены на свободных программных продуктах и построены из свободных операционных систем (Linux, FreeBSD), используют свободные реализации сетевых сервисов (например, пакеты работы с динамическими протоколами маршрутизации, а также стандартные пакеты базового набора). Конечно, для управления большинством систем созданы специализированные инструменты, часто объединенные в центры управления, но при построении сложных сетевых структур, при использовании всех возможностей СЗИ, зачастую, функционал СЗИ, оказывается, весьма капризен и требователен к профессиональной подготовке ИТ-специалистов.
Таким образом, учитывая фактическое проникновение СПО в корпоративную среду органов местного самоуправления, использование открытых стандартов и свободного программного обеспечения уже не выбор, а реальность, продиктованная общими законами развития информационно-коммуникационных технологий.
Присутствие в штате администрации города ИТ-специалистов по свободным цифровым технологиям уже сейчас является необходимостью. Это позволит муниципальным органам не отстать, а двигаться вперед наиболее эффективно используя имеющиеся финансовые возможности, принимая экономически выгодные направления развития ИТ и концентрируясь на развитии и преимуществах внедрения новых программных средств в ИТ-среде муниципальных органов власти.
|