АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Мероприятия

 
 
Анонс мероприятий
План мероприятий
Мероприятия
Архив мероприятий

Конференция АСДГ «Совершенствование системы управления земельно-имущественным комплексом в городах Сибири и Дальнего Востока», 15 - 16 декабря 2011 г., Новосибирск

Р Е К О М Е Н Д А Ц И И

Рассмотрев вопросы совершенствования системы управления земельно-имущественным комплексом в городах Сибири и Дальнего Востока, конференция АСДГ отмечает наличие ряда проблем, препятствующих эффективному использованию земельно-имущественного комплекса и реализации имущественных полномочий органов местного самоуправления. К ним относятся:

- снижение доходов местных бюджетов от использования муниципального имущества в связи с проводимой приватизацией;

- незавершенность разграничения государственной собственности на землю и наделения муниципалитетов собственным земельным фондом;

- отсутствие у должностных лиц органов местного самоуправления права применения мер административного воздействия к нарушителям земельного законодательства.

В соответствии с действующим законодательством земельный налог и налог на имущество физических лиц являются единственными местными налогами. Несмотря на устойчивые тенденции развития рынка недвижимого имущества и рост стоимости принадлежащих гражданам строений, удельный вес налога на имущество физических лиц в доходах местных бюджетов остается крайне невысоким.

При переходе на новые принципы налогообложения недвижимости на основе рыночной (кадастровой) оценки земельный налог и налог на имущество физических лиц становятся бюджетообразующими для муниципальных образований. В этой связи огромную роль играет объективное определение стоимости объектов налогообложения, в частности установление экономически обоснованных базовых параметров кадастровой оценки земель.

Явно неэффективной оказалась законодательная норма, позволяющая органам государственной власти субъектов Российской Федерации распоряжаться землями городов – административных центров субъектов Российской Федерации. Федеральным законом № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»» определен порядок безвозмездного перераспределения имущества между уровнями публичной власти, а также между муниципальными районами, поселениями и городскими округами. Однако этот процесс значительно затруднен в связи с отсутствием в местных бюджетах средств на проведение инвентаризации, оценки, оформления технической документации передаваемых в муниципальную собственность земельных участков и имущества.

Не ожидая решения всех правовых проблем, органы местного самоуправления ряда городов пытаются самостоятельно находить наиболее эффективные подходы к решению проблем земельно-имущественных отношений.

В ряде городов Сибири и Дальнего Востока при создании открытых акционерных обществ на базе приватизированных муниципальных имущественных комплексов органы местного самоуправления вкладывают в уставный капитал этих обществ землю и недвижимое имущество, получая таким образом контроль над их деятельностью и не допуская необоснованного перепрофилирования учреждений культуры, спорта и др.

Таким образом, на муниципальном уровне также имеются резервы более эффективного использования земли и муниципального имущества, увеличения на этой основе имущественных доходов местных бюджетов и (или) сокращения расходов.

По результатам обсуждения вопросов совершенствования системы управления земельно-имущественным комплексом в городах Сибири и Дальнего Востока конференция АСДГ приняла следующие рекомендации:

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Правительству Российской Федерации рассмотреть целесообразность:

1. Ускорения разграничения государственной собственности на землю, для чего внести изменения в Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в части расширения перечня оснований для отнесения земель населенных пунктов к муниципальной собственности. Отнести к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов все земельные участки в их границах, свободные от прав третьих лиц, необходимые для решения вопросов местного значения.

2. Урегулирования порядка и условий передачи имущества, непригодного для эксплуатации, или имущества, требующего капитального ремонта, в собственность муниципального образования в процессе его безвозмездного перераспределения между уровнями публичной власти, между муниципальными образованиями разного типа, а также возмещения местным бюджетам дополнительных расходов, возникающих в связи с принятием указанного имущества.

3. Внесения изменений в пункт 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации в части установления возможности признания судом права собственности гражданина на самовольную постройку в случае, если данная постройка была возведена до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, является индивидуальным жилым домом и ее местонахождение предполагает данный вид разрешенного использования в соответствии с градостроительным зонированием муниципального образования.

4. Внесения изменений в статью 49 Земельного кодекса Российской Федерации в части расширения перечня оснований для изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в частности, включить в него строительство муниципальных объектов социального назначения.

5. Внесения изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 № 374 (ред. от 27.05.2011) «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации», предусматривающие включение в перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче федерального имущества в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, предложений (согласий) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о передаче указанного федерального имущества в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность.

6. Рассмотрения вопроса о возможности делегирования органам местного самоуправления государственных полномочий по наложению административной ответственности за использование земельных участков не по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием либо при отсутствии правоустанавливающих документов на землю.

7. Рассмотрения возможности увеличения размеров штрафов за использование земельных участков не по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием либо при отсутствии правоустанавливающих документов на землю.

8. Отмены действующих нормативных актов об освобождении от уплаты земельного налога, поступающего в местные бюджеты, за земельные участки, занятые объектами федеральных ведомств, с компенсацией затрат на уплату налога из федерального бюджета. 9. Внесения изменения в ч. 1 ст. 17.1 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», добавив после слов «за исключением предоставления указанных прав на такое имущество:» п.п. 17 «арендаторов муниципальных нежилых помещений, включенных в перечень имущества, свободных от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенных для передачи в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, которые приобрели право аренды на торгах».

10. Рассмотрения возможности внесения изменений в ст. 394 Налогового Кодекса Российской Федерации в части увеличения предельных значений ставок земельного налога (до 0,5 и 2).

11. Внесения изменения в Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в части расширения перечня документов, предоставляемых для регистрации прав на объекты недвижимости (здания, сооружения), включив в него документы, подтверждающие право пользования или владения земельным участком, на котором расположены объекты.

12. Урегулирования проблем, связанных с государственной регистрацией прав на протяженные объекты недвижимого имущества (как надземные, так и подземные), ввиду отсутствия в большинстве случаев необходимых для регистрации документов (об отводе земельных участков под строительство согласно положений Земельного кодекса Российской Федерации, разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта в эксплуатацию).

13. Внесения изменения в Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ (ред. от 02.07.2010) «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», исключив из п. 1 ст. 3 слова «до дня вступления в силу настоящего Федерального закона».

14. Урегулирования проблем, связанных с изменением арендатором земельного участка, предоставленного для строительства по договору аренды, заключенному с органом местного самоуправления на срок более 5 лет, вида разрешенного использования земельного участка с учетом утвержденных Правил землепользования и застройки без согласия арендодателя (органа местного самоуправления).

Органам местного самоуправления:

1. Принять меры к созданию благоприятных условий для собственников-владельцев объектов недвижимости и инвесторов, организовать с ними партнерские отношения, побуждая их приобретать и обустраивать недвижимость.

2. Осуществлять комплексное развитие территории (формирование земельного участка, прокладка коммуникаций, освобождение земельных участков от прав третьих лиц и др.) в целях последующей продажи заинтересованным лицам. Результатом этих мер должна быть передача под жилищное строительство сформированных и инфраструктурно подготовленных земельных участков инвесторам в собственность или аренду.

3. Разрабатывать инвестиционные целевые программы, направленные на поддержание, модернизацию и развитие объектов муниципальной собственности, а также целевые программы по подготовке квалифицированных кадров в сфере управления муниципальной собственностью.

4. Использовать различные формы государственно-частного партнерства в целях привлечения частного капитала в различные отрасли социально-экономической сферы муниципальных образований.

Правлению секции АСДГ «Земельно-имущественных отношений»:

Анализировать и обобщать нормативные правовые акты органов местного самоуправления, правоприменительную практику, поступающие вопросы и предложения по решению проблем формирования муниципальной собственности, устранению пробелов в правовом регулировании указанных вопросов и повышению эффективности управления и распоряжения данной собственностью.

Исполнительной дирекции АСДГ:

Направить настоящие рекомендации в Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Возврат к списку мероприятий