АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
|
|
Конференция АСДГ «Совершенствование системы управления земельно-имущественным комплексом в городах Сибири и Дальнего Востока», 15 - 16 декабря 2011 г., Новосибирск
- снижение доходов местных бюджетов от использования муниципального имущества в связи с проводимой приватизацией;
- отсутствие у должностных лиц органов местного самоуправления права применения мер административного воздействия к нарушителям земельного законодательства.
В соответствии с действующим законодательством земельный налог и налог на имущество физических лиц являются единственными местными налогами. Несмотря на устойчивые тенденции развития рынка недвижимого имущества и рост стоимости принадлежащих гражданам строений, удельный вес налога на имущество физических лиц в доходах местных бюджетов остается крайне невысоким.
При переходе на новые принципы налогообложения недвижимости на основе рыночной (кадастровой) оценки земельный налог и налог на имущество физических лиц становятся бюджетообразующими для муниципальных образований. В этой связи огромную роль играет объективное определение стоимости объектов налогообложения, в частности установление экономически обоснованных базовых параметров кадастровой оценки земель.
Явно неэффективной оказалась законодательная норма, позволяющая органам государственной власти субъектов Российской Федерации распоряжаться землями городов – административных центров субъектов Российской Федерации. Федеральным законом № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»» определен порядок безвозмездного перераспределения имущества между уровнями публичной власти, а также между муниципальными районами, поселениями и городскими округами. Однако этот процесс значительно затруднен в связи с отсутствием в местных бюджетах средств на проведение инвентаризации, оценки, оформления технической документации передаваемых в муниципальную собственность земельных участков и имущества.
Не ожидая решения всех правовых проблем, органы местного самоуправления ряда городов пытаются самостоятельно находить наиболее эффективные подходы к решению проблем земельно-имущественных отношений.
В ряде городов Сибири и Дальнего Востока при создании открытых акционерных обществ на базе приватизированных муниципальных имущественных комплексов органы местного самоуправления вкладывают в уставный капитал этих обществ землю и недвижимое имущество, получая таким образом контроль над их деятельностью и не допуская необоснованного перепрофилирования учреждений культуры, спорта и др.
Таким образом, на муниципальном уровне также имеются резервы более эффективного использования земли и муниципального имущества, увеличения на этой основе имущественных доходов местных бюджетов и (или) сокращения расходов.
По результатам обсуждения вопросов совершенствования системы управления земельно-имущественным комплексом в городах Сибири и Дальнего Востока конференция АСДГ приняла следующие рекомендации:
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Правительству Российской Федерации рассмотреть целесообразность:
2. Урегулирования порядка и условий передачи имущества, непригодного для эксплуатации, или имущества, требующего капитального ремонта, в собственность муниципального образования в процессе его безвозмездного перераспределения между уровнями публичной власти, между муниципальными образованиями разного типа, а также возмещения местным бюджетам дополнительных расходов, возникающих в связи с принятием указанного имущества.
4. Внесения изменений в статью 49 Земельного кодекса Российской Федерации в части расширения перечня оснований для изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в частности, включить в него строительство муниципальных объектов социального назначения.
6. Рассмотрения вопроса о возможности делегирования органам местного самоуправления государственных полномочий по наложению административной ответственности за использование земельных участков не по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием либо при отсутствии правоустанавливающих документов на землю.
7. Рассмотрения возможности увеличения размеров штрафов за использование земельных участков не по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием либо при отсутствии правоустанавливающих документов на землю.
10. Рассмотрения возможности внесения изменений в ст. 394 Налогового Кодекса Российской Федерации в части увеличения предельных значений ставок земельного налога (до 0,5 и 2).
12. Урегулирования проблем, связанных с государственной регистрацией прав на протяженные объекты недвижимого имущества (как надземные, так и подземные), ввиду отсутствия в большинстве случаев необходимых для регистрации документов (об отводе земельных участков под строительство согласно положений Земельного кодекса Российской Федерации, разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта в эксплуатацию).
14. Урегулирования проблем, связанных с изменением арендатором земельного участка, предоставленного для строительства по договору аренды, заключенному с органом местного самоуправления на срок более 5 лет, вида разрешенного использования земельного участка с учетом утвержденных Правил землепользования и застройки без согласия арендодателя (органа местного самоуправления).
Органам местного самоуправления:
2. Осуществлять комплексное развитие территории (формирование земельного участка, прокладка коммуникаций, освобождение земельных участков от прав третьих лиц и др.) в целях последующей продажи заинтересованным лицам. Результатом этих мер должна быть передача под жилищное строительство сформированных и инфраструктурно подготовленных земельных участков инвесторам в собственность или аренду.
4. Использовать различные формы государственно-частного партнерства в целях привлечения частного капитала в различные отрасли социально-экономической сферы муниципальных образований.
Правлению секции АСДГ «Земельно-имущественных отношений»:
Исполнительной дирекции АСДГ: