АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
К 25-летию секции
Муниципальная информатизация в АСДГ. История создания
О работе секции за 20 лет
Об информатизации в муниципальных образованиях АСДГ (2014-2017 гг.)
Разработки партнеров секции в сфере информационно - коммуникационных технологий в муниципальных образованиях (2014-2017 гг.)
Публикации экспертов. 2023 год
Статьи экспертов в сфере применения информационно-коммуникационных технологий в муниципальном управлении (2014-2018 гг.)
Видеозаписи выступлений участников круглого стола «Городские ИТ-платформы» в рамках VI Международного ИТ-форума 2021 от 12 марта 2021 г., Омск
Видеозапись конференции АСДГ от 5, 6 апреля 2018 г., Новосибирск
Видеозапись вебинара «Официальный сайт муниципалитета в рамках современного законодательства» от 28.11.2018
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Государственная Дума. Депутаты хотят узаконить конструктор сайтов органов власти, государственную электронную почту и открытые данные

24.01.2013

Государственная Дума. Депутаты хотят узаконить конструктор сайтов органов власти, государственную электронную почту и открытые данные

Депутат Государственной Думы Илья Костунов внес два законопроекта — о единых требованиях к федеральным, региональным и муниципальным сайтам в сети Интернет и об использовании федеральной информационной системы «Государственная электронная почтовая система».
В законопроектах соответственно предлагается внести изменения в Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Законопроект о сайтах органов власти и местного самоуправления содержит два принципиальных предложения — определить единые требования к официальным сайтам государственных органов и органов местного самоуправления и зафиксировать право органов государственной власти и местного самоуправления использовать единую технологическую платформу, обеспечивающую создание, функционирование и техническую поддержку («конструктор сайтов») при создании своих сайтов.
Депутат предлагает законодательно закрепить набор требований к официальным сайтам, а именно:
1) электронные адреса официальных сайтов включают единое доменное имя;
2) хостинг официальных сайтов осуществляется на территории Российской Федерации;
3) обеспечивается удобный поиск размещенной на официальных сайтах информации;
4) официальные сайты имеют единый дизайн;
5) официальные сайты обеспечивают использование федеральной государственной информационной системы «Государственная электронная почтовая система».
Напомним, что Единая платформа для создания портальных интернет-решений федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления («конструктор сайтов») была создана Минкомсвязью России в рамках госпрограммы «Информационное общество (2011 — 2020 годы)». В пояснительной записке к законопроекту о сайтах отмечается, что «в настоящее время указанная система не используются по назначению, так как ее правовой статус и способы использования не установлены на законодательном уровне».
По информации президента Фонда информационной демократии Ильи Массуха, в рамках пилотного тестирования конструктора было создано порядка 20 сайтов ОГВ и внесены доработки с учетом пожеланий пользователей. По завершении тестирования в Минкомсвязь поступило более 300 заявок от различных органов государственной власти на использование конструктора. «В основном органы государственной и муниципальной власти, которые прежде сайта не имели», — уточнил Массух.
Надо отметить, что в законопроекте речь не идет об обязательном использовании единой платформы при создании сайтов органов власти, а лишь о возможности ее использования.
С учетом бесплатности программных средств единой платформы и отсутствию необходимости владения языками программирования и специальными знаниями при размещении информации на сайтах, созданных с использованием единой платформы, такая система может стать основой для создания тысяч муниципальных сайтов, ситуация с которыми оставляет желать много лучшего.
Сейчас муниципалитеты делают свои официальные сайты, исходя из собственных представлений об эргономике и полноте информации, удобстве навигации и поиска. Сайты нередко размещены на бесплатных хостингах (например, «narod.ru», «ucoz.ru» ), что приводит к наличию неуместных рекламных объявлений. Низкая квалификация разработчиков и редакторов муниципальных сайтов приводит к многочисленным ошибкам как в структуре («мертвые» ссылки, несовместимость с различными браузерами, «тяжелая» графика и т.п.), так и в контенте. Сайты муниципалитетов зачастую имеют адреса в доменных зонах “com”, “org”, “net”, что выглядит немного странно для официального органа местного самоуправления.
Примеры, выбранные случайным образом, можно увидеть здесь:
Интернет-представительства муниципальных образований Ленинградской области
Официальные сайты муниципалитетов Ставропольского края.
Законопроект об использовании федеральной информационной системы «Государственная электронная почтовая система» аналогичен по структуре первому. В пояснительной записке автор упоминает созданную Минкомсвязью России федеральную информационную систему «Государственная электронная почтовая система») и предлагает использовать ее при направлении обращений граждан в государственные органы и органы местного самоуправления и получения ответов на такие обращения.
Опрошенные нами эксперты отметили, что для использования государственной электронной почты необходимо законодательное закрепление ее правового и организационного статуса, что и предполагает законопроект.
Оператором системы предлагается определить Минкомсвязь России.
Любопытно, что в соответствии с законопроектом, регистрация граждан в системе государственной электронной почты будет осуществляться территориальными органами Федеральной миграционной службы, а также иными органами и организациями на основании соглашений, заключенных с оператором этой информационной системы.
15 января Государственная дума приняла в первом чтении законопроект о внесении изменений в уже упомянутый выше Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ. 
Поправки были внесены группой депутатов 3 декабря минувшего года и касались законодательного определения понятия «открытые данные» и размещения государственными органами информации о своей деятельности в сети «Интернет» в форме открытых данных.
В пояснительной записке авторы поправок ссылаются на Указ Президента от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» , который поручает Правительству Российской Федерации обеспечить до 15 июля 2013 г. доступ в сети «Интернет» к открытым данным, содержащимся в информационных системах органов государственной власти Российской Федерации.
В Указе Президента речь идет о доступе к данным, содержащимся в информационных системах органов государственной власти, что уже предполагает определенную структурированность этих данных. При этом требование обеспечить открытость данных не относится к органам местного самоуправления.
Закон № 8-ФЗ требует от органов власти всех уровней (в том числе органов местного самоуправления) публиковать, в частности, общую информацию о государственном органе, об органе местного самоуправления, информацию о нормотворческой деятельности, о результатах проверок, тексты официальных выступлений и заявлений руководителей, статистическую информацию о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, информацию о работе с обращениями граждан и организаций.
Эта информация, как правило, не является структурированной и ее публикация «в виде массивов данных, организованных в формате, обеспечивающем их автоматическую обработку в целях повторного использования без предварительного изменения человеком (машиночитаемый формат)» может повлечь значительные затраты, особенно на муниципальном уровне.
В то же время в законопроекте речь идет только о государственных органах, которые должны размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет» в форме открытых данных, хотя все основные положения закона № 8-ФЗ посвящены обеспечению доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Законодательное определение понятия открытых данных, порядка раскрытия данных, юридических и организационных аспектов будет важным шагом к открытости государства. Но при этом нельзя забывать об определении источников финансирования мероприятий по «открыванию» данных для муниципалитетов.
С другой стороны, надо отметить, что в нашей стране уже существует целый ряд государственных и негосударственных информационных систем, соответствующих принципам открытых данных. Только среди государственных можно перечислить:
fedstat.ru — Единая межведомственная информационно-статистическая система
zakupki.gov.ru – Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказа
torgi.gov.ru — Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов
gosuslugi.ru – Портал государственных и муниципальных услуг Российской Федерации
budget.mos.ru – Открытый бюджет Москвы
fias.nalog.ru — Федеральная информационная адресная система.

Источник: http://d-russia.ru

Секции АСДГ: 

Возврат к списку