29.10.2025
				Минстрой РФ. Эксперты обсудили, как реализация нацпроекта «Инфраструктура для жизни» изменит облик речных городов страны
					
Форум «Реки. Круизы. Маршруты» прошел в Нижнем Новгороде. Ключевыми темами сессии, партнером которой впервые выступил Минстрой РФ, стали комплексное развитие набережных и интеграция водных артерий в экономику городов.
 
 
  
 
 
От национальной цели — к местным решениям
 
О значимости нового вектора развития рассказала директор Департамента комплексного развития территорий Минстроя РФ Мария Синичич: «Наша задача — создать такую программу, чтобы вовлечь в развитие реку и прибрежные территории». По ее словам, более половины из 2 160 опорных населенных пунктов, где проживает 75% россиян, находятся на водных маршрутах. Лучшие практики, представленные на форуме, будут собраны в единую базу для тиражирования по регионам.
 
 
  
 
 
Нижегородский опыт
 
Инвестиционный потенциал прибрежных зон высок, но сложен с точки зрения регулирования. Как преодолевать эти противоречия, на примере Нижегородской области объяснила министр градостроительства Дарья Шунаева. Для согласования интересов инвесторов и власти в регионе создан штаб градостроительной политики, проведший уже около 300 заседаний. «Это инструмент прямого диалога, — подчеркнула Дарья Шунаева. — Мы в ручном режиме по каждому проекту достигаем баланса обязательств, тщательно прорабатывая полную обеспеченность будущей застройки инфраструктурой».
 
Благодаря этой работе в Нижнем Новгороде уже реализуется пять крупных проектов КРТ, которые сформируют новый речной фасад города, включая набережные Оки и Гребного канала.
 
 
  
 
 
От финансовой отчетности к социальному эффекту
 
Важным трендом стало изменение подхода к федеральному финансированию. Как сообщила глава комиссии по яхтенному туризму Российского союза туриндустрии (РСТ) Анна Носова, с 2025 года в силу вступает приказ Минэкономразвития №418. Теперь эффективность инфраструктурных проектов будет оцениваться не только по финансовым показателям, но и по социально-экономическому эффекту — влиянию на занятость, развитие агломераций и доступность услуг. «Это закрепляет позитивную практику, — считает Анна Носова. — Речь о том, чтобы проекты после формального завершения не стагнировали, а обладали экономическими мультипликаторами».
 
 
  
 
 
Казань в авангарде
 
Яркий пример проекта, отвечающего новым критериям, — водно-туристический кластер «Локомотив» в Казани. Как рассказала начальник отдела концептуальных разработок Института развития Казани Гюзель Юлдашбаева, несмотря на сезонность водного туризма, акцент был сделан на круглогодичном использовании территории. Помимо яхтенной марины на 700 мест и терминала здесь построят крупнейший в Европе центр экстремальных водных видов спорта с всесезонной искусственной волной площадью 5,5 тыс. кв. метров, что превратит его в кластер международного уровня.
 
 
  
 
 
Системный оператор как ключ к успеху
 
Для управления такими сложными проектами в новых условиях регионам, по мнению Анны Носовой, необходимо стать «системными операторами водной экономики». Это может быть автономная некоммерческая организация или управляющая компания, которая аккумулирует водно-земельные ресурсы и синхронизирует частные инициативы с городской стратегией и нацпроектами. Такой подход позволит выстраивать единый инвестиционный контур и избежать точечной, несвязанной застройки, которая не приносит комплексного эффекта городу и жителям.
 
Участие в конференции более 130 экспертов из разных регионов подтверждает: водные пространства перестают быть просто транспортными коридорами, а становятся ключевым элементом для создания нового качества жизни и устойчивого экономического роста.
 
 
  
 
 
Источник: https://stroygaz.ru/