АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
К 25-летию секции
Муниципальная информатизация в АСДГ. История создания
О работе секции за 20 лет
Об информатизации в муниципальных образованиях АСДГ (2014-2017 гг.)
Разработки партнеров секции в сфере информационно - коммуникационных технологий в муниципальных образованиях (2014-2017 гг.)
Публикации экспертов
Видеозаписи выступлений участников круглого стола «Городские ИТ-платформы» в рамках VI Международного ИТ-форума 2021 от 12 марта 2021 г., Омск
Видеозапись конференции АСДГ от 5, 6 апреля 2018 г., Новосибирск
Видеозапись вебинара «Официальный сайт муниципалитета в рамках современного законодательства» от 28.11.2018
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Правительство РФ. Отбор подрядчиков будет проводиться по единым правилам через систему «Электронный бюджет»

04.04.2025

Правительство РФ. Отбор подрядчиков будет проводиться по единым правилам через систему «Электронный бюджет»

Белый дом усилит с 2026 года контроль за распределением бюджетных средств госкорпорациями, государственными АО и публично-правовыми компаниями. Им придется проводить конкурентный отбор подрядчиков в системе «Электронный бюджет» по единым правилам. Это повысит прозрачность процесса и облегчит доступ бизнеса к бюджетным средствам. Изменения устранят конфликт интересов Минфина при управлении госкомпаниями как рыночными агентами, направляющими в бюджет дивиденды, и как инструментом реализации госполитики. Встраивая госкомпании в вертикаль управления для развития экономики, власти усиливают и контроль за целевыми средствами — их объем оценивается в 76 млрд руб. в год.
Правительство утвердило новые правила распределения субсидий среди подрядчиков госкорпораций, госкомпаний и публично-правовых компаний (ППК), следует из постановления №364 от 25 марта. Сейчас госкорпорации, госкомпании и ППК, в отличие от министерств, сами определяют порядок раздачи субсидий и их получателей. Такой разрыв в регулировании создает риски неэффективного распределения бюджетных денег и их концентрации у ограниченного пула привычных подрядчиков.
С 1 января 2026 года госкомпании и ППК, получающие федеральные субсидии, будут обязаны проводить отбор конечных получателей средств по единым правилам в соответствии с постановлением №1781 от 25 октября 2023 года.
В Минфине пояснили “Коммерсанту”, что сейчас госкомпании и ППК предоставляют данные о контрагентах только в момент заключения договора. Данные об отборе, порядке его проведения и участниках не предоставляются. «Отсутствие таких данных не позволяет реализовать мониторинг достижения результатов поддержки и доступ органов контроля к проводимому распределению, в связи с этим имеются риски необеспечения достижения результатов предоставления субсидий и ограничения конкуренции»,— добавляют в ведомстве. Изменения обеспечат прозрачность и доступность сведений о распределении госкомпаниями и ППК средств, исключат дублирующие расходы на создание и содержание цифровых сервисов.
Ежегодно госкомпании и ППК заключают соглашения с более чем 1 тыс. получателей средств поддержки. Всего по этому каналу в 2025 году транслируется 72,7 млрд руб. бюджетных средств, годом ранее — 65,6 млрд руб. В сравнении с общим объемом раздач субсидиарной поддержки юрлицам напрямую из бюджета — только на федеральном уровне она составляет порядка 1,9 трлн руб. — сумма невелика, но обеспечение контроля и унификация правил игры устранят ролевой конфликт и урегулируют «двойственное» положение госкомпаний — как рыночных агентов, наполняющих бюджет, и как инструмента реализации госполитики (для чего они и получают субсидии).
Правительство, напомним, в последние годы все активнее встраивает госкомпании в вертикаль управления для экономической стабилизации и наращивания инвестиций в важные для государства проекты.
Нормы Бюджетного кодекса прямо увязали предоставление государственным АО и госкорпорациям субсидий с целями госпрограмм — они включаются в стратегию государственных АО, и их достижение попадает под мониторинг. Цифровой контроль распространяется именно на расходы, связанные с выполнением государственных целей. За периметром мониторинга остаются проекты, связанные с выполнением рыночных функций госкомпаний и генерированием прибыли.
По постановлению отбор получателей субсидий теперь должен проводиться в электронном виде в ГИС «Электронный бюджет» или на сайтах региональных и муниципальных информсистем. Будут доступны два способа отбора: конкурсный (критерий — лучшие условия достижения результатов предоставления субсидии) и запрос предложений (критерии — соответствие критериям господдержки и очередность подачи заявок на получение льготы). Разместить объявление об отборе подрядчиков госкомпании смогут после согласования с главным распорядителем бюджетных средств.
Как отметили в секретариате курирующего Минфин вице-премьера Дмитрия Григоренко, такие правила уже действуют для госведомств, а целью введения единообразного подхода к распределению субсидий было формирование единой площадки, обеспечивающей сопоставимость их результативности, унификацию этапов и процедур распределения и прозрачность прохождения средств. «Сначала постановлением 1781 были отрегулированы единые правила субсидирования юрлиц. Доступ же к средствам субсидий и грантам госкомпаний регулируется Бюджетным кодексом, и чувствительность вопроса для государства высока, поэтому потребовалось немного больше времени для приведения их к общему знаменателю»,— пояснил собеседник “Коммерсанта”.
Однако участники рынка жаловались, что из-за реформы субсидий их доступность снизилась, из-за чего реализация важных для государства инвестпроектов может затянуться: единые правила мешают многоэтапной экспертизе, внесению корректировок в материалы проекта на этапе подачи заявок, а казначейское сопровождение закрывает доступ компаний к авансированию. В Минфине, однако, рисков блокировки значимых проектов из-за изменений правил не видят: переход к системе «Электронный бюджет» применяется по мере готовности как госкомпаний и ППК, так и конечных подрядчиков. При этом ведомство анализирует практику проведения отборов и сложности, с которыми сталкиваются участники рынка при участии в отборах на получение субсидий. При разработке ИТ-решений на портале ведомство обеспечило индивидуальный подход. Сейчас трудности в части отборов носят технический либо правовой характер, объясняют в Минфине — там готовы давать участникам рынка разъяснения по применению новых правил.

Секции АСДГ: 

Возврат к списку