АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
К 25-летию секции
Муниципальная информатизация в АСДГ. История создания
О работе секции за 20 лет
Об информатизации в муниципальных образованиях АСДГ (2014-2017 гг.)
Разработки партнеров секции в сфере информационно - коммуникационных технологий в муниципальных образованиях (2014-2017 гг.)
Публикации экспертов. 2023 год
Статьи экспертов в сфере применения информационно-коммуникационных технологий в муниципальном управлении (2014-2018 гг.)
Видеозаписи выступлений участников круглого стола «Городские ИТ-платформы» в рамках VI Международного ИТ-форума 2021 от 12 марта 2021 г., Омск
Видеозапись конференции АСДГ от 5, 6 апреля 2018 г., Новосибирск
Видеозапись вебинара «Официальный сайт муниципалитета в рамках современного законодательства» от 28.11.2018
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

АНО «Цифровая экономика». Представлен «Индекс интеллектуальной зрелости» органов местного самоуправления

13.12.2023

АНО «Цифровая экономика». Представлен «Индекс интеллектуальной зрелости» органов местного самоуправления

В Москве на площадке АНО «Цифровая экономика» состоялась стратегическая сессия «Э+Регионы. Интеллектуальная зрелость системы региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Российской Федерации», посвященная обсуждению результатов оценки интеллектуальной зрелости региональных органов исполнительной власти.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации для обеспечения внедрения наиболее успешных практик применения технологий искусственного интеллекта в субъектах РФ было проведено исследование «Индекс интеллектуальной зрелости», представляющее собой оценку ИИ-зрелости всей системы экономики и государственного управления по четырем направлениям: приоритетным отраслям экономики, системе федеральных органов исполнительной власти, региональных ОИВ, а также в качестве пилота — системы органов местного самоуправления. 

«Сегодня на площадке АНО «Цифровая экономика» впервые опубликованы результаты исследования ИИ-зрелости регионов совместно с Минэкономразвития России, НЦРИИ, аппаратом Комиссии по направлению «Коммуникации, связь, цифровая экономика» Экспертно-координационного центра Комиссий Государственного совета Российской Федерации. АНО ЦЭ активно участвовала в информировании регионов о проведении этой работы, оказывала содействие в экспертной работе. В России около 1000 компаний и 90 исследовательских центров заняты разработками в сфере ИИ, при этом каждый регион имеет свою повестку и позицию в части искусственного интеллекта. Отмечу активную работу в регионах по вопросам развития искусственного интеллекта и техлидерства – это, к примеру, пленарные заседания, дискуссии в рамках форума «Инфотех», Форума будущего. АНО «Цифровая экономика», я лично уверен в том, что этот проект – долгосрочный, и мы всегда рады быть площадкой для обсуждения методологии, сбора лучших ИИ-практик, а также прямой и открытой коммуникации с регионами».
Сергей Плуготаренко, Генеральный директор АНО «Цифровая экономика»

Над направлениями РОИВ и ОМСУ работала команда Национального центра развития искусственного интеллекта при Правительстве РФ и Комиссия Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Коммуникации, связь, цифровая экономика», совместно с АНО «Цифровая экономика», а также компания O2Consulting, выступившая в роли аналитического партнера. Команда аналитиков, проводивших исследование в части РОИВ и ОМСУ, рассказали о деталях и первых выводах аналитической работы.
В анкетировании приняли участие РОИВ из 89 субъектов Российской Федерации, включая новые регионы, ОМСУ и организации из 20 пилотных субъектов Российской Федерации. Оценка происходила по 11 группам показателей, в числе которых использование искусственного интеллекта, эффекты от его применения, инфраструктура и данные, необходимые для использования ИИ, кадры и компетенции в сфере ИИ.

«Исследование, посвященное индексу интеллектуальной зрелости, включает в себя огромный массив исходных данных, более 160 000 единиц, полученных в результате опроса. Анкетирование включало более 40 вопросов, в нем приняло участие 89 субъектов, 18 отраслей, 55 ФОИВ и более 300 ОМСУ. По итогам 2023 года внедрение искусственного интеллекта в отраслях выросло в 1.5 раза, в следующем году этот показатель также будет расти. Практически половина организаций разрабатывает решения самостоятельно, организации отмечают высокую эффективность от внедрения, однако остается высокая потребность в вычислительных мощностях и данных для использования ИИ. Следующая ключевая проблема и задача – решение кадрового вопроса, дефицит ИИ-специалистов отмечается в 62% регионов. Для формирования объективной картины мы разработали экспериментальную тепловую карту применения ИИ в регионах. в 27 субъектах отмечаем лидерский уровень внедрения ИИ».
Сергей Наквасин, Директор Национального центра развития искусственного интеллекта при Правительстве Российской Федерации

По результатам исследования в среднем в субъектах РФ 13% РОИВ используют ИИ, а 32% уже запланировали внедрение ИИ-решений. В 44% случаев ведомства характеризуют эффект от использования ИИ как умеренный и существенный, а максимальные эффекты от использования ИИ связаны с качеством реализации бизнес-процессов и с объективностью получаемых результатов. Технологии интеллектуальной поддержки принятия решений наиболее востребованы среди региональных и муниципальных органов власти, при этом распределение ИТ-организаций, занимающихся разработкой ИИ-продуктов, по всей стране неравномерно – во многих регионах зарегистрировано не более 10 компаний. В 71% регионов отмечают наличие ЦОДов для выполнения основных задач машинного обучения, хотя не везде этих мощностей достаточно для выполнения всех задач. Доступ к данным для использования ИИ отсутствует в 88% регионов. Стратегии развития и использования ИИ не разрабатываются в 91% регионов, но при этом более чем в 70% регионов есть документы на уровне субъекта, содержащие блоки, посвященные развитию ИИ.

Подход к созданию методики оценки ИИ-зрелости регионов прокомментировала управляющий партнер O2Consulting Анна Никитченко:
«Данный рейтинг является частью большой работы в рамках индекса интеллектуальной зрелости нашей страны в целом, поэтому главная методическая рамка уже была задана. При этом применение, разработка ИИ в наших регионов происходит крайне неравномерно, в большинстве регионов ИИ-стратегий нет. Эта методика должна стать драйвером для системного развития ИИ в регионах и муниципалитетах. Также при создании рейтинга был проанализирован международный опыт, в том числе специализированные индексы ИИ-зрелости территорий, из них были взяты релевантные показатели. Суммарно в рамках исследования было собрано более 20 000 анкет от организаций, РОИВ и ОМСУ со всей России, а итоговая оценка состоит из 11 блоков показателей, включающих как результаты опросов, так и статистические данные».

Помимо Москвы как лидера в применении ИИ, выделен топ регионов с наиболее высоким уровнем ИИ-зрелости:
  • Московская область;
  • Ханты-Мансийский автономный округ — Югра;
  • Республика Татарстан;
  • Воронежская область;
  • Республика Саха (Якутия);
  • Ростовская область;
  • Республика Башкортостан;
  • Челябинская область;
  • Алтайский край;
  • Сахалинская область;
  • Тюменская область;
  • Республика Марий Эл.
Развитие и применение искусственного интеллекта в регионах России отражает неоднородность и различия в уровне технологической подготовки и доступности ресурсов. Это создает разрыв между развитыми и менее развитыми регионами в понимании, использовании и внедрении инновационных решений на базе искусственного интеллекта. Опыт применения ИИ-технологий прокомментировали Нижегородская, Оренбургская и Курская области.
Заместитель губернатора Нижегородской области Егор Поляков рассказал о нижегородском опыте внедрения искусственного интеллекта в работу МФЦ:
«К внедрению искусственного интеллекта в МФЦ мы подходим комплексно. С 2023 года в МФЦ региона «работает» голосовой помощник, который может вести предварительную запись и сообщать о готовности документов к выдаче. Он владеет информацией о режимах работы и адресах отделов МФЦ, а также может переключить жителей на операторов. За первые недели работы на голосового помощника переведены свыше 11 процентов всех коммуникаций, и этот процент продолжает расти».

Замглавы региона обратил внимание, что работу сотрудников, общающихся с гражданами по телефону и непосредственно в многофункциональных центрах, также оценивает ИИ:
«Такая речевая аналитика позволяет определить «проблемные зоны» и лучшие практики в коммуникации, оценить, соблюдаются ли стандарты обслуживания. Например, разъяснил ли оператор дальнейшие действия гражданина, назвал ли срок, когда можно будет забрать документы».

Опыт внедрения технологий искусственного интеллекта в Оренбургской области на примере проекта по повышению эффективности использования земельного фонда в Красногвардейском районе прокомментировал министр цифрового развития и связи Оренбургской области Денис Толпейкин:
«В регионе мы внедряем решения с использованием искусственного интеллекта, доказавшие свою практическую пользу и эффективность. Большое внимание уделяем обучению государственных и муниципальных служащих, основам технологии ИИ и ее прикладному применению. Один из последних реализованных проектов – анализ эффективности использования земельного фонда одного из муниципальных образований. Мы ориентировались на то, что внедрение нейросетей позволит повысить эффективность решения проблем, накопленных за несколько лет, и сможет сделать работу быстрее, объективнее и экономически выгоднее. Модель решает несколько задач, в том числе выявляет фактически используемые под сельскохозяйственные нужды земли и позволяет оценить эффективность и законность их использования. Мы планируем масштабировать это решение и проверить в текущей модели все 42 муниципальные образования региона, провести аудит результатов и реализовать кадастровый контроль по выявленным объектам».

В результате исследования выявлены наиболее частые проблемы, с которыми сталкиваются субъекты при внедрении ИИ – это отсутствие необходимой цифровой инфраструктуры, недостаток специалистов с необходимыми компетенциями, недостаток или отсутствие имеющихся технологических решений на рынке и проблемы с данными (низкое качество и/или их недостаток).

«Комиссия по направлению «Коммуникации, связь, цифровая экономика» благодарит все регионы за содействие в этом большом исследовании. Результаты исследования позволяют каждому под своим углом посмотреть на ситуацию, оценить, где подтянуться, где разработать нужные меры, а где вооружиться знаниями, компетенциями и лучшими практиками. Со своей стороны считаем важным обеспечить регионы таким важным инструментом, как методика оценки эффектов от внедрения ИИ-решений. Очевидно, что не каждые внедренные решения оказались успешными».
Ольга Минеева, Руководитель аппарата комиссии по направлению «Коммуникации, связь, цифровая экономика» Экспертно-координационного центра Комиссий Государственного Совета РФ

О текущем статусе применения искусственного интеллекта в Курской области и планах по развитию на 2024 год рассказал министр цифрового развития и связи Курской области Сергей Кожевников. Он отметил, что методика исследования индекса интеллектуальной зрелости отражает большое число показателей, и ее открытость помогает регионам масштабировать развитие ИИ-технологий.
«В Курской области в текущем году был проведен ряд мероприятий по развитию ИИ в регионе. Наша область стала одним из 20 пилотных регионов по оценке уровня интеллектуальной зрелости. В рамках данного исследования мы собрали более 900 анкет по организациям, в которые вошли ОИВ и коммерческие компании. В нашем регионе ИИ применяется в различных отраслях, прежде всего, – это сфера транспорта. На сегодняшний день по итогам проведенных работ Курская область достигла первого уровня зрелости ИТС. Искусственный интеллект также задействован в сфере госуправления, социального обеспечения, экономики и развития, сельского хозяйства и общественной безопасности и многих других направлений. В настоящий момент мы работаем над решениями в сфере образования по созданию цифровых помощников для преподавателей и студентов, а также планируем участие в пилотном запуске проекта по анализу маммографических исследований».

Модератором мероприятия выступила Светлана Лукина, врио директора направления «Цифровое развитие регионов и территорий» АНО «Цифровая экономика».


Секции АСДГ: 

Возврат к списку