АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
К 25-летию секции
Муниципальная информатизация в АСДГ. История создания
О работе секции за 20 лет
Об информатизации в муниципальных образованиях АСДГ (2014-2017 гг.)
Разработки партнеров секции в сфере информационно - коммуникационных технологий в муниципальных образованиях (2014-2017 гг.)
Публикации экспертов. 2023 год
Статьи экспертов в сфере применения информационно-коммуникационных технологий в муниципальном управлении (2014-2018 гг.)
Видеозаписи выступлений участников круглого стола «Городские ИТ-платформы» в рамках VI Международного ИТ-форума 2021 от 12 марта 2021 г., Омск
Видеозапись конференции АСДГ от 5, 6 апреля 2018 г., Новосибирск
Видеозапись вебинара «Официальный сайт муниципалитета в рамках современного законодательства» от 28.11.2018
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Круглый стол
«Цифровая трансформация в муниципальном управлении.
Проблемы и решения»

В рамках Всероссийского форума региональной информатизации «ПРОФ‑IT.2020», который состоялся в Красноярске 17-18 сентября 2020 года, был организован круглый стол «Цифровая трансформация в муниципальном управлении. Проблемы и решения», где участники — представители администраций муниципальных образований — членов Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ), и разработчики информационных систем обсуждали проблемы, возникающие в процессе цифровизации муниципального управления и пути их решения.

Доклад Андрея Губова (Иркутск), почетного члена правления секции АСДГ «Информатизация органов местного самоуправления», был посвящен дальнейшей интеграции государственных, региональных и муниципальных информационных ресурсов.
Губов А.Ю., кратко изложив создавшуюся ситуацию, выделил следующие основные задачи, стоящие перед органами местного самоуправления (ОМСУ):

1. Неизбежный постепенный переход от сложившейся «мозаичной» инфраструктуры муниципальных информационных систем к интегрированным с их последующей эволюцией в единую базу данных на платформе региональных центров обработки данных (ЦОД).

2. Углубление интеграции муниципальных информационных систем с государственными.

3. Повышение эффективности информационного взаимодействия с федеральными и региональными информационными ресурсами (СМЭВ, Регистр населения, Электронный бюджет, ЕГР ЗАГС и др.)

4. Максимально возможное применение типовых ИТ решений и их прототипов во всех сферах, начиная от регламентов государственных и муниципальных услуг и заканчивая типовыми АРМами (контрольно-надзорная деятельность, имущественная и др.).

О проблемах цифрового развития управления в малых городах изложил в своем выступлении заместитель директора по информационным технологиям муниципального казенного учреждения «Центр бухгалтерского учета и информационных технологий» администрации Усть-Илимска, член правления секции АСДГ «Информатизация органов местного самоуправления» Ринат Нурмухаметов (Усть-Илимск). В докладе было уделено внимание кадровому и финансовому обеспечению муниципальной ИТ-сферы, а также проблемам эксплуатации и технического сопровождения ГИС. Докладчик подчеркнул обязательность адаптации ГИСов для эксплуатации в муниципалитетах, необходимость участия региональных и федеральных органов власти в решении проблем с кадрами, в том числе в достижении уровня зарплаты специалистов муниципальной ИТ-службы значения, хотя бы минимально соответствующего уровню рынка труда. С точки зрения Р. Нурмухаметова, дополнение ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочием муниципалитета в сфере цифровых технологий позволило бы решать вопросы финансового обеспечения путем предоставления субсидий и субвенций для развития ИТ в ОМСУ.

Мыслями о возможных последствиях перехода к «Единому федеральному информационному регистру, содержащему сведения о населении РФ» (далее - Федеральный регистр сведений о населении) для органов местного самоуправления поделился начальник управления цифровой инфраструктуры мэрии Новосибирска Петр Высоцкий (Новосибирск). Докладчик выделил возможные технические и организационно-правовые проблемы внедрения Федерального регистра населения. Технические проблемы возникнут из-за необходимости модернизации информационных систем муниципальных органов для организации межведомственного взаимодействия с Федеральным регистром, а также неизбежной модификации структуры баз данных информационных систем.

В организационно-правовой части проблемы вызваны отсутствием необходимых полномочий у органов местного самоуправления для полноценного использования данных из регистра, а также требованием исполнять обязанности, налагаемые различными федеральными нормативно-правовыми актами. Например, единственным законным способом обработки данных физических лиц, проживающих на территории населенного пункта, без какой-либо привязки к социальному статусу и иным узконаправленным группам населения, является функция по учету и формированию списков избирателей на основании поступающих в муниципальный орган данных от различных ведомств. В Федеральном регистре населения будут аккумулироваться данные, необходимые для избирательных комиссий для проведения голосований. Соответственно, может быть 2 варианта развития событий:

1. У муниципальных органов могут убрать обязанность по формированию списков избирателей дли избирательных комиссий, а значит лишить муниципалитеты последнего законного способа обращения за списком жителей.
2. У муниципалитетов остается обязанность собирать, актуализировать и передавать изменения по избирателям в избирательные комиссии. Тогда придется выполнять двойную работу. Муниципалы будут обязаны сами собирать информацию и сами же её передавать, при том что у избирательных комиссий будет возможность получать эти данные без привлечения муниципалитетов.

Таким образом, любой вариант будет негативным для служб муниципалитета. Потеря возможностей, либо дополнительная дублирующая работа.

Представители разработчиков цифровых технологий Елена Сеничева (НПЦ «Космос-2»), Марк Архипов, (компания «МегаФон»), Олег Шварц (ООО «Дата Ист») поделились с новыми разработками в сфере муниципального управления.

При обсуждении докладов выступили: Аверкин П.В. (Красноярск), Валинуров Д.Л. (АСДГ), Горнштейн А.А. (Новосибирск), Губов А.Ю. (Иркутск), Зуев Е.А. (Абакан), Карасев А.В. (Новосибирск), Катунин И.Н. (Омск), Поздерин Е.Н. (Барнаул), Торбин С.П. (Волгоградская область), Семенов А.П. (Якутск).

В заседании секции приняли участие заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Олег Качанов, который в заключение ответил на вопросы участников круглого стола, а также руководитель Экспертного центра электронного государства Хилов П.Е.

По итогам работы круглого стола подготовлены предложения (приложение 1) по практической реализации цифровой трансформации в ОМСУ и вопросы (приложение 2), которые необходимо решить в ближайшее время при внедрении Федерального регистра сведений о населении по Российской Федерации.


Приложение 1
по итогам круглого стола


Предложения
по практической реализации полноценного вовлечения
муниципалитетов в процессы цифровой трансформации.

(Подготовлены секцией АСДГ
«Информатизация органов местного самоуправления»)

1. Предложить исполнительной дирекции АСДГ подготовить и направить обращение в соответствующие органы:

1.1. О дополнении федерального закона ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» положениями о включении вопросов развития и применения информационных технологий, формирования и актуализации информационных ресурсов для целей управления муниципалитетов в состав вопросов местного значения, наделив соответствующими полномочиями.

1.2. Об необходимости обеспечения ОМСУ регламентированного доступа к данным при реализации ФЗ «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении РФ».

2. Просить Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации при внесении изменений в значения показателей, целей и задач национальной программы «Цифровая экономика», в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации, предусмотреть:

- создание региональных (муниципальных) центров обработки данных (ЦОД), предоставляющих платформу для решения задач муниципального управления;

- разработку типовых проектных решений для задач муниципального управления;

- обеспечение организационно-методической поддержки работ по ИТ в муниципалитетах.

3. Просить Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации и другие министерства и ведомства, обеспечивающие реализацию Национальной программы «Цифровая экономика»:

- решение вопроса об участии ОМСУ в федеральных и региональных проектах;

- обеспечение функциональной интеграции федеральных проектов (цели, задачи, результат) с задачами муниципального уровня;

- внедрение механизмов финансовой поддержки при создании технологической инфраструктуры (ЦОД, ЕСПД, WiFi точки в общественных местах) в рамках проекта «Умный город»;

- создание механизмов возмещения финансовых затрат муниципальных образований на эксплуатацию ГИС в ОМСУ;

- подготовку предложений в виде проектов федеральных нормативных актов по обеспечению и закреплению ИТ - специалистов в муниципальных образованиях;

- решение вопроса сохранения инвестиций ОМСУ в создание информационных систем, опережающих централизованные разработки государственных органов власти по актуальным вопросам муниципального управления;

- создание структур, осуществляющих мониторинг и выработку предложений по основным проблемным вопросом регионального и муниципального уровня с широким привлечением компетентных представителей органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления и их ассоциаций, а также научного сообщества и IT индустрии.


Приложение 2

по итогам круглого стола


Вопросы по внедрению в ОМСУ
единого федерального информационного регистра,
содержащего сведения о населении Российской Федерации


В целях предварительной подготовки ОМСУ к внедрению единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации необходимо уточнить:

1. Срок принятия подзаконных актов Правительства Российской Федерации, определяющих аспекты работы Федерального регистра сведений о населении и взаимодействия с ним органов власти, органов местного самоуправления.

2. Срок принятия подзаконных актов Правительства Российской Федерации, определяющих порядок работы Федерального регистра сведений о населении в переходный период (до 31.12.2025).

3. Планируются ли изменения в федеральном законодательстве, связанные с функциями, обязанностями и полномочиями органов местного самоуправления, которые могут быть пересмотрены с учетом появления нового централизованного источника сведений о физических лицах, а также новых регламентов обмена данными между органами власти и организациями различных уровней подчинения?

4. Предусматривается ли, и если да, то каким образом, организация доступа органов местного управления к данным Федерального регистра сведений о населении, проживающем на определенной территории, для планирования и решения вопросов социального, транспортного, образовательного и других вопросов, а также персонифицированного оказания помощи и поддержки в чрезвычайных ситуациях?