АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Мероприятия

 
 
Анонс мероприятий
План мероприятий
Мероприятия
Архив мероприятий

Конференция АСДГ «Взаимодействие населения и власти в решении местных проблем: опыт российских городов», 01 - 02 октября 2009 г., Новосибирск

И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О Е   С О О Б Щ Е Н И Е

В мероприятии, прошедшем 1-2 октября 2009 г. в Новосибирске, приняли участие специалисты администраций городов в области развития территориального общественного самоуправления и взаимодействия с общественными объединениями, руководители соответствующих служб администраций городов и районов, представители органов территориального общественного самоуправления муниципальных образований, представители общественных организаций России, участники Форума молодежных правительств — всего около 200 человек. Организаторами мероприятия выступила Ассоциация сибирских и дальневосточных городов, Межрегиональный общественный фонд «Сибирский центр поддержки общественных инициатив», Историко-эко-культурная ассоциация «Поволжье» и мэрия города Новосибирска.
С приветственным словом выступил от имени президента АСДГ, мэра города Новосибирска Владимира Городецкого, заместитель мэра города Валерий Федоров. В.Федоров отметил особое место в развитии Новосибирска занимают органы ТОС, которые способствовали повышению гражданской активности населения, вовлечению горожан в управление городом, совершенствованию и развитию местного самоуправления. Новосибирск стоит у истоков этого движения в нашей стране, и ему есть чем поделиться с соседними городами. Заместитель главы города обозначил основные направления развития общественного самоуправления, которые, на его взгляд, являются на данный момент наиболее актуальными.
Начальник управления общественных связей мэрии города Новосибирска и взаимодействия с административными органами Ольга Рахманчук, в своем докладе «Опыт и перспективы развития общественного сектора во взаимодействии с муниципалитетом на примере Новосибирска» отметила: «Отличие Новосибирска от других городов России в том, что у нас самой эффективной формой взаимодействия власти и общественности являются территориальные органы самоуправления. Наши ТОСы имеют самый широкий охват (по сравнению с другими городами): это 82% территории нашего города. Активисты – люди энергичные и деятельные. Их профессиональный уровень тоже очень высок. Новосибирские общественные организации дают массу идей, предложений, которые муниципалитет учитывает в своей работе».
Елена Малицкая, президент Межрегионального общественного фонда «Сибирский центр поддержки общественных инициатив» рассказала в своем выступлении о лучших практиках взаимодействия населения и власти в решении местных проблем. «Одной из таких практик, – заявила Е.Малицкая, – являются, проводимые уже не первый год, ярмарки общественных организаций. Идея проведения ярмарок некоммерческих организаций возникла в Новосибирске в 1996 году. Затем она распространилась по всей России, а теперь такие ярмарки организуют и проводят в Казахстане, Узбекистане, Таджикистане и Киргизии». «Обмен опытом в сфере взаимодействия общества и власти очень важен, так как усилие тех и других направлены в одно русло: на улучшение жизни населения. Так, в Самарской области активно развивается такое направление, как участие граждан в бюджетном процессе. Сейчас мы хотим изучить этот опыт и перенять его», – подчеркнула Е. Малицкая.
Председатель комитета по местному самоуправлению администрации Томска Татьяна Макогон рассказала о проблемах взаимодействия органов местного самоуправления и населения в кризисных условиях. «Именно сегодня, в кризисный период, необходимо акцентировать внимание на взаимоотношениях власти и общественности, – сказала она. – В Томске более 1200 общественных организаций, и муниципалитет не имеет возможности помогать всем. Особенно в последнее время значительно сократилось выделение грантов и субсидий общественным организациям. Мэр обратился к населению с просьбой помочь городу сегодня, и это сработало: например, нашлись спонсоры для программы благоустройства «Томский дворик», общественные организации стали объединяться и определять, что нужно сделать в конкретном микрорайоне. Таким образом, наш Академгородок, находившийся в последние три года в упадке, заметно преобразился». По мнению Т.Макогон, № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нуждается в доработке в части уточнения самого понятия «территориального общественного самоуправления» и его правового статуса.
Об опыте взаимодействия органов местного самоуправления с населением в Самарской области, рассказала заместитель директора Самарской региональной общественной организации «Историко-эко-культурная ассоциация «Поволжье», Валентина Пестрикова. В.Пестрикова особо остановилась на современном понимании местного самоуправления как со стороны власти, так и со стороны населения. В.Пестрикова определила этапы вовлечения граждан в процесс решения местных проблем. «Факторами успеха в решении проблем местного сообщества и территории должно быть наличие внутреннего принятия того факта, что без населения в лице организованной общественности и без власти в лице органов местного самоуправления никаких проблем не решить. И у власти и у общественников должна быть готовность взаимодействовать уважительно и доброжелательно», – подчеркнула В.Пестрикова. «Власти должны иметь политическую волю для реального развития местного самоуправления», – резюмировала представитель Самарской общественной организации, – власти должны внутренне принимать, что без населения в лице организованной общественности никаких проблем не решить».
Помощник вице-президента АСДГ, доцент Новокузнецкого филиала Кемервского государственного университета Наталья Мальковец представила вниманию участников конференции доклад «Практики взаимодействия населения и местной власти: аналитический обзор». Н.Мальковец высказала опасения по поводу того, что пока не наблюдается практической реализации населением своих прав. Это касается, например, законотворческой инициативы органов территориального общественного самоуправления. Доклачица отметила психологическую неготовность граждан к проявлению общественных инициатив.
Об опыте стимулирования населения к решению местных проблем в Томске сообщил директор Томского областного фонда «Центр общественного развития», Святослав Филонов. Он рассказал о создании в Томской области «инфраструктурных сервисов: ресурсных центров, домов молодежи, центров поддержки пожилых людей, образовательных центров и программ».
Точка зрения молодежи на процесс взаимодействия населения и власти, была представлена молодежным мэром Новосибирска, Максимом Останиным. Особое место в решении местных проблем, в том числе и вопроса об участии молодежи в общественной жизни, по мнению М.Останина должны занимать молодежные правительства.
Далее к обсуждению вопросов взаимодействия с общественными организациями населения и власти присоединились посредством телемоста Новосибирск-Москва, представитель Общественной палаты РФ Олег Алексеев и президент некоммерческого партнерства «Содействие» Александр Шевёлкин. Московские эксперты заслушали выступления представителей Хабаровского края, Красноярска и Иркутска. В частности Сергей Плешаков, директор Хабаровской краевой благотворительной общественной организации «Зеленый дом», рассказал об уникальном опыте участия сельского населения в решении местных проблем. Заместитель начальника департамента социальной политики администрации Красноярска Денис Антонов поделился с участниками конференции технологиями общегородского взаимодействия власти и населения в краевой столице. Д.Антонов подчеркнул: «Мы у себя в Красноярске ведем более общую работу с населением. Например, в таких форматах как «День города», «Городской форум». Но вот в Новосибирске «День соседей», как технология объединения людей по месту жительства – очень хорошая. Я думаю, мы попробуем организовать что-то подобное у себя в городе, хотя бы на уровне районов».
Об уникальном опыте работы с этнонациональными объединениями рассказала представитель Сургута, начальник управления координации внешних и общественных связей Ирина Сердюкова: «Ежегодно мы проводим общегородской фестиваль «Соцветие». В рамках этого мероприятия все этнонациональные объединения имеют возможность презентовать особенности своей культуры, быта всем жителям Сургута».
После заслушанных докладов участники обсудили в формате дискуссии актуальные вопросы конференции с представителями из Москвы. Валентина Пестрикова спросила о конкретных шагах по совершенствованию № 131–ФЗ со стороны общественной палаты. Олег Алексеев на это отметил: «Сто тридцать первый закон вступил в действие сравнительно недавно. И, как мне кажется, необходимо воздержаться от внесения изменений в этот закон. Муниципалитеты должны привыкнуть к новым полномочиям. А постоянные правки закона не приведут к быстрым результатам». О.Алекссев согласился с тем, что статус территориального общественного самоуправления необходимо уточнить. А ТОСу как органу общественного самоуправления обязательно использовать свое право законодательной инициативы.
Руководитель благотворительного фонда помощи малоимущим «Прометей» Виталий Малышев, отметил важность подобных мероприятий: «Именно в рамках конференции нам, как некоммерческому сектору, предоставляется возможность напрямую задать вопросы представителям власти. И, что немаловажно, получить адресный, аргументированный ответ». Также В.Малышев обратил внимание на то, что «не всегда удается получить поддержку и от крупных общественных организаций и фондов – прежде всего – информационную. Ведь часто мы, как общественная организация, нуждаемся не в финансовой поддержке, а в квалифицированном информационном обеспечении. Это касается и повышения образовательного уровня сотрудников некоммерческой организации, и создания информационного пространства о деятельности организации».
В рамках конференции 2 октября состоялся круглый стол «Самая близкая к народу власть», где прошла презентация одноименной книги вице-президента АСДГ Роальда Бабуна и Натальи Мальковец. Также в рамках круглого стола участники выработали рекомендации конференции. По итогам обсуждения участники рекомендовали внести изменения в некоторые федеральные нормативно-правовые документы: в № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» предлагается внести изменения касающиеся организации деятельности органов территориального общественного самоуправления; внести изменения в федеральное законодательство о некоммерческих организациях. Органам государственной власти субъектов РФ было рекомендовано разработать и утвердить целевые программы по развитию институтов участия населения в местном самоуправлении, использовать опыт некоммерческих организаций и ресурсы городских поселений для оказания методической и организационной помощи сельским поселениям. Органам местного самоуправления было рекомендовано: изучить и использовать представленный на конференции положительный опыт работы по взаимодействию населения и власти в решении проблем местного значения городов Новосибирска, Томска, Иркутска, Красноярска, Самары, Сургута, Хабаровска; использовать возможности некоммерческих организаций для решения вопросов местного значения путем их привлечения к муниципальной деятельности; упростить процедуру определения границ территориального общественного самоуправления, принять активное участие в формировании базы лучших практик вовлечения граждан в местное самоуправление; поддерживать создание ресурсных центров общественных инициатив, совместно с общественными организациями; активнее разрабатывать муниципальные программы, направленные на поддержку и развитие гражданских и местных инициатив; способствовать созданию общего информационного пространства для деятельности общественных организаций, органов ТОС и других общественных институтов в муниципальных образованиях; инициировать внедрение системы оценки мониторинга проектов и программ в социальной сфере с привлечением общественности, включая общественную экспертизу.


Возврат к списку мероприятий