Большой Камень — расположен на восточном берегу Уссурийского залива Японского моря, в 104 км от Владивостока.
С 1899 года на территории, занимаемой сегодня городом, располагалось селение Лифляндское. Границы селения начинались от бухты Суходол и простирались до бухты Подъяпольского. Одна из бухт называлась Куши, а в народе именовалась Большими Кушами, что соответствовало очертанием берегов. С северной стороны, в 150-200 метрах от берега, много веков возвышался скалистый камень. Отсюда и пошло позднее название бухты, а потом и поселка.
Еще в далекие довоенные годы партией и правительством было принято решение создать на Дальнем Востоке мощный военно-морской флот. Кроме того в те годы в Приморском крае начал развиваться добывающий флот, для которого необходима была ремонтная база.
К моменту начала строительства поселка и завода все земли принадлежали двум рыболовецким колхозам: имени Первого Мая, который был организован в 1931 году с центральной усадьбой в бухте Большой Камень, а также «Новый мир», созданному в 1929 году.
Большое строительство поселка и завода началось летом 1948 года трестом Дальвоенморстрой №7 из Находки и Владивостокским трестом №8. Строительство велось с большим энтузиазмом. Большинство строителей прошли войну. Желание поднять страну из разрухи, помочь собственными силами Родине руководило строителями, которые верили, что город станет важным государственным объектом, а на заводе будут ремонтироваться подводные лодки - сила и мощь Российского флота. Трудовые ресурсы черпались из близлежащих сел Петровка и Андреево, а также завозимых по оргнабору из разных областей страны. Использовались в строительстве и военнопленные японцы.
Трудности были ежедневно и во всем. Не хватало материалов, инструментов, квалифицированных рабочих, не было электричества. Ввиду бездорожья доставка материалов от станции Петровка до стройки осуществлялась в сопровождении трактора, а во время сильных дождей и разлива рек грузы везли морским транспортом через Суходол и колхоз имени Первого Мая.
В 1949-50 годах были возведены несколько домов и благоустроенных общежитий, в том числе здание школы ФЗО - ныне профессиональный лицей. Это было единственное в то время капитальное здание на будущей улице Ленина. Поселок начался с постройки жилых капитальных домов на улицах Школьной, Комсомольской и Строительной.
В 1989 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Большой Камень Шкотовского района был отнесен к категории городов краевого подчинения. А в 1996 году в целях создания надежной защитной зоны для функционирования предприятий г.Большой Камень, обеспечения сохранности государственной тайны и экологической безопасности населения Указом Президента Российской Федерации г.Большой Камень был преобразован в закрытое административно-территориальное образование.
Накануне 50-летия г.Большой Камень (днем города считается 22 сентября) в 1997 году был определен герб города: на морском голубом фоне чайка - птица верности и удачи, с распростертыми крыльями над винтом, символизирующим судостроительно-ремонтное производство градообразующего завода - Федерального Государственного Унитарного Предприятия «Дальневосточный завод «Звезда».
Выгодное экономическое положение, хорошие инфраструктурные условия, наличие резервных территорий и акваторий дают возможность городу успешно развиваться и сегодня. Значимость города возрастает с развитием международных и региональных инфраструктурных связей, решением проблем, связанных с экологической безопасностью стран АТР, реализацией совместных проектов по использованию природных ресурсов.
Важнейшими отраслями и видами деятельности города являются :
-морское машиностроение, с определенной долей конверсии судоремонтных предприятий военно-промышленного комплекса;
-утилизация судов надводного и подводного флота, обеспечивающая экологическую безопасность регионов Дальнего Востока;
-рыбохозяйственный комплекс, ориентированный на Тихоокеанский прибрежный лов;
-портовые работы.
Градообразующим предприятием является Дальневосточный завод «Звезда», специализирующийся на ремонте и постройке кораблей различного класса и назначения. К значимым для города относятся судостроительные предприятия: завод судового оборудования «Восток» и Тихоокеанское предприятие «Эра». Предприятия судостроения имеют большие мощности по наличию стапельных мест спусковых устройств, а также опыт гражданского судостроения, в состоянии осваивать заказы практически всех типов судов Дальневосточного региона. Наряду с этим, предприятия имеют техническую и технологическую возможность выпускать бытовую технику, оборудование для пищевой промышленности и торговли, мебель, и другие товары.
Крупным хозяйствующим субъектом в рыбной отрасли, степень значимости которого для экономики города очень высока, является Рыбопромышленная корпорация «Новый Мир». Предприятие специализируется на добыче и переработке рыбы, которая имеет спрос на внутреннем и внешнем рынке.
Значение города в культурной, научной и общественной жизни региона достаточно велико. Специфика города диктует повышенные требования к качеству образовательного процесса. Судостроительные предприятия города являются базовыми для Дальневосточного государственного технического университета (ДВГТУ), имеющего передовые научно-технические разработки в области судостроения.
Славится город и высокохудожественными самодеятельными коллективами: «Рябинушка», «Радуга», «Рандеву», «Околица» и другие. Эти коллективы являются лауреатами многих всероссийских и краевых конкурсов, играя значительную роль в культурной жизни региона.
В городе хорошая спортивная база. Неоднократно спортивные сооружения служили ареной для проведения региональных и зональных соревнований. Город имеет славные своими традициями команды пловцов, яхтсменов, настольного тенниса и другие.
Планы сегодняшнего города обширны и реализация их возможна при наличии доброй воли всех, кто проживает и трудится в нашем городе.