АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Иркутская область. АМО о секвестре бюджета Приангарья: Муниципалитеты рискуют остаться с носом

10.11.2020

Иркутская область. АМО о секвестре бюджета Приангарья: Муниципалитеты рискуют остаться с носом

Коронакризис и связанные с ним события могут помешать муниципальным образованиям исполнить бюджетные обязательства в полной мере в 2021 году.
Население Иркутской области как и всей страны по-прежнему находится под прицелом коронавирусной инфекции. Однако, чем ближе время подходит к новому 2021 году, тем больше заботят представителей власти финансовые вопросы. Мысли навеяны не случайно, тревоги напрямую связаны с проектом бюджета Иркутской области на 2021 год и плановый период 2022-23 годов. Неоднократно данную тему поднимали в стенах Заксобрания и Ассоциации муниципальных образований региона относительно предстоящего секвестра. Уже сейчас озвучено, что дефицит областного бюджета в следующем году составит почти 14 млрд рублей (что составляет более 10% собственных доходов, которые поступают в региональную казну. Самыми незащищенными в этой ситуации выглядят муниципальные образования, которым и придется нести свое финансовое бремя в этих сложных условиях. При этом, если учесть, что распределение налогов построено таким образом, что в муниципалитетах остается небольшая часть собираемых средств, многие из них при серьезном секвестре будут поставлены на край. Исходя из этого, с одной стороны у муниципалитетов нет выхода и они соглашаются с необходимостью затянуть пояса. С другой — кушать хочется.
Глава ассоциации муниципальных образований Иркутской области, мэр Черемхова Вадим Семенов считает, что ситуация в регионе на сегодняшний день действительно сложная. Вызвана она объективными и субъективными причинами, в том числе влияние оказали макро-экономические процессы: кризис, повышение стоимости сырья и прочие вещи, связанные с пандемией.
— Безусловно, все это влияет на наполняемость бюджетов, экономическую ситуацию. Но я бы не сказал, что ситуация патовая. Сегодня бюджеты муниципальных образований нуждаются в корректировке. Мы ее с нетерпением ждем. Есть проблемы с выплатой заработной платы, оплатой энергоносителей, с софинансированием работ, запланированных в муниципалитете. Но мы полагаем, что благодаря поправке, которая будет в ноябре-декабре, как говорит председатель правительства, финансовый год мы худо-бедно закончим.
При этом мэр добавил, что непосредственно проект бюджета Иркутской области на 2021 год и плановый период 2022-23 годов был внимательно рассмотрен на Ассоциации муниципальных образований, заседании актива партии "Единая Россия", комитетами Законодательного собрания, публичных слушаниях в областном парламенте и в ближайшее время выйдет на сессию Заксобрания.
— У нас есть замечания, мы их сформулировали, они не глобальные или катастрофические... Традиционно у нас есть вопросы, связанные с заработной платой, которая должна быть в полном объеме заложена в бюджет. Есть предложения по партийному проекту ЕР "Народные инициативы" и еще ряд рабочих вопросов. Мы их обозначили, думаю, что пожелания будут услышаны, — заявил Вадим Семенов.
Градоначальник резюмировал, что работа предстоит сложная, но руки никто опускать не собирается. Муниципалитеты должны справиться, ведь за ними стоят люди. Есть надежда на правительство, но и собственные силы у муниципалитетов остались. По мнению главы города угольщиков, бывали ситуации и похуже. В нынешних обстоятельствах мэрам следует приложить немало усилий, чтобы задействовать всевозможные варианты по сдерживанию негативных последствий.
В администрации Иркутска отметили, что формирование бюджета на 2021 и плановый период 2022-2023 года идет в непростых условиях.
— В предыдущие годы был накоплен значительный объем муниципального долга. Сейчас доходы городского бюджета серьезно сокращаются по объективным причинам и для исполнения всех обязательств требуется привлечение дополнительных средств. В том числе, есть надежда на поддержку со стороны областного бюджета, — уточняется в сообщении мэрии областного центра.
Также в сообщении говорится, что ситуация нестабильна в большинстве регионов. В этой связи требуется вдумчивый подход к формированию бюджетных расходов и рачительное использование муниципальных финансов. При работе над проектом бюджета администрация Иркутска совместно с депутатским корпусом исходят из этих позиций.
В свою очередь председатель Думы Иркутска Евгений Стекачев поддерживает позицию касательно того, что экономическое положение в следующем году по стране и в Иркутске будет сложным.
– Власти Иркутска совместными усилиями стараются соблюсти все социальные обязательства. Депутатский корпус во многих вопросах идет на компромиссы, совместно с администрацией депутаты стараются распределить расходы так, чтобы сохранить достигнутый уровень развития территории. Однако без поддержки из областного бюджета Иркутску в следующем году не обойтись. Мы надеемся, что региональные власти помогут городу.
Ранее насчет проекта бюджета высказался секретарь Иркутского регионального отделения партии "Единая Россия", депутат Госдумы РФ Сергей Сокол. Во время публичных слушаниях по проекту бюджета парламентарий обратил внимание депутатов и представителей общественности на несколько направлений, по которым финансирование существенно сократилось. В частности, речь идет о урезании госпрограмм соцподдержки населения, которые направленны на помощь семьям с детьми, инвалидам, пенсионерам и другим категориям граждан.
"В этом году как никогда остро стоят вопросы развития образования. Наши педагоги, несмотря на сложные условия и огромную нагрузку, в которые их поставила пандемия, продолжали и продолжают качественно выполнять свой профессиональный долг — учить наших детей. Долгое время мы добивались того, чтобы выделить отдельным видом финансовое поощрение за классное руководство. В итоге в нынешнем проекте бюджета средства на это, как я понимаю, вообще не предусмотрены", — отметил Сергей Сокол.
Также секретарь реготделения ЕР добавил, что возникает вопрос: как при сокращении программы "Развитие образования" планируется обеспечивать размер средней заработной платы педагогов в соответствии с указами президента?
"Представленный проект бюджета не дает ответа на этот вопрос", — резюмировал Сергей Сокол.
Сложившуюся ситуацию обсудили и в рамках расширенного заседания правления секции АМО по теме "Бюджетный процесс и социально-экономическое развитие территорий". В мероприятии в режиме ВКС приняли участие представители от 54-х муниципальных образований.
Особое внимание в документе опубликованном на сайте АМО также уделяется вопросам обеспечения зарплатой работников образовательных учреждений. Дело в том, что в связи с отсутствием на данный момент корректировки облбюджета в 2020 году потребность на выплату зарплаты работникам образовательных организаций Иркутской области до конца года составляет более 4 млрд рублей.
Кроме того, деньги на выплату зарплаты работникам образовательных учреждений, например Иркутска, покрывают потребность ноября 2020 года лишь на 10-15%.
В результате участники пришли к решению поддержать законопроект об областном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов" при условии обеспечения возможности общедоступного и бесплатного обучения в муниципальных общеобразовательных организациях и субвенции на образование в необходимых объемах и не менее объема, предусмотренного в областном бюджете в 2020 году.
Также в перечень условий вошли:
- сохранение объема субсидий на реализацию проектов народных инициатив в объеме 2020 года (не менее 800 млн рублей);
- увеличение субсидии местным бюджетам на выплату денежного содержания с начислениями на него главам муниципальным служащим органов местного самоуправления;
- увеличение субсидии на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений до уровня не ниже уровня 2020 года с учетом уточнений в течение 2020 года;
- увеличение объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов до уровня, не ниже уровня 2020 года с учетом уточнений в течение 2020 года;
- увеличение размера дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов до уровня 2020 года;
- увеличение объема субвенций на осуществление переданных органам местного самоуправления областных государственных полномочий до расчетной потребности. 
В свою очередь правительство Иркутской области отмечает, что обсуждение проекта бюджета проходит на площадке Законодательного собрания в плановом порядке.
"Законопроект уже прошел обсуждение в правительстве региона, процедуру публичных слушаний и рассмотрение на комитетах. Завтра, 11 ноября, проект областного бюджета планируется рассмотреть в первом чтении, то есть утвердить основные параметры: общие объемы доходов, расходов, дефицита и предельный уровень государственного долга", — уточняется в сообщении правительства региона.
После принятия бюджета в первом чтении в рамках продолжения работы над главным финансовым законом будут рассматриваться возможные поправки ко второму чтению. При этом власти планируют учитывать мнения и позиции всех заинтересованных сторон, в том числе АМО Иркутской области.
Таким образом становится ясно, что некоторые муниципальные образования пока еще морально не готовы к осознанию страшной действительности. Неизбежное будущее вот уже стучится в двери мэрий, но встречать его никто не спешит. Перед этим главы муниципалитетов хотят как следует вооружиться, пытаясь просчитать все нюансы, обратиться за поддержкой, обозначить главные проблемы.
При этом нельзя сказать, что нынешние обстоятельства являются экстраординарными. С чем-то подобным сталкивался, например, мэр Черемхова Вадим Семенов. Опытный градоначальник, судя по всему, имеет некие представления насчет "посткризисного будущего", и старается урегулировать наиболее уязвимые вопросы заранее.
Муниципалитеты пока не бьют тревогу, а лишь дают предостережения властям. Депутаты Законодательного собрания по-прежнему пытаются найти способы исправить ситуацию. Правительство региона готовится реализовать существующие задумки исходя из имеющихся средств в области.
В итоге качество жизни будет зависеть от эффективности взаимодействия ветвей и уровней власти в Приангарье. Успешное взаимодействие способно нормализовать ситуацию, но о таких оценках как "хорошо" или "отлично" в контектсе стабильности экономики придется на время забыть.

Источник: ИА IrkutskMedia

Секции АСДГ: 

Возврат к списку