АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

«Бюджет». На повестке дня экономическая безопасность муниципалитетов

«Бюджет».  На повестке дня экономическая безопасность муниципалитетов 24.09.2018

«Бюджет». На повестке дня экономическая безопасность муниципалитетов

Олег Асмус - генеральный директор АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области» рассказывает редакции журнала «Бюджет» об опыте области по выстраиванию системы экономического оздоровления муниципалитетов:
В мае 2017 года Президент РФ В. В. Путин подписал указ «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», утвердивший основные показатели, по которым можно судить о степени обеспечения экономической безопасности России. Вопрос обеспечения необходимого уровня экономической безопасности страны и регионов сегодня можно отнести к наиболее актуальным вопросам. Подтверждением этому служит тот факт, что в последнее время повестки регулярных заседаний Совета безопасности РФ посвящены именно проблематике экономической безопасности государства.
В Ульяновской области данной теме также уделяется пристальное внимание, и можно сказать, что мы сработали на опережение. На сегодняшний день у нас не только утвержден перечень основных показателей экономической безопасности, но и проделана большая работа по нормативному закреплению деятельности правительства области в плане обеспечения экономической безопасности на региональном и муниципальном уровнях.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: МУНИЦИПАЛИТЕТЫ В ПРИОРИТЕТЕ. Мы проводим серьезную работу с муниципальными образованиями в плане обеспечения на их территории необходимого уровня экономической безопасности. Следует отметить, что поскольку у Ульяновской области сложились дружественные отношения с соседними регионами (реализуются всевозможные межрегиональные проекты), то основная часть деятельности в данном направлении сводится, по большому счету, к обеспечению экономической безопасности преимущественно внутри региона: обеспечению продовольствием, решению демографических проблем, созданию оптимального инвестклимата и т. д.
Возможно, для некоторых регионов вопрос обеспечения экономической безопасности является более злободневным и связанным в том числе с общественной безопасностью территории и, следовательно, лежит в несколько другой плоскости, чем та, которую будем рассматривать мы. Однако и наш опыт можно адаптировать для всех регионов и использовать в качестве универсальной системы обеспечения той самой экономической безопасности.
МЕХАНИЗМЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ. Вкратце расскажу о наших наработках. Ежегодно в Ульяновской области утверждаются показатели социально-экономического развития региона, которые выступают своего рода ориентиром для руководителей отраслей в плане повышения эффективности их работы. Достижение этих показателей должно способствовать обеспечению экономической безопасности региона. Однако зачастую мы забываем о том, что для обеспечения экономической безопасности на региональном уровне недостаточно достичь определенных целевых индикаторов социально-экономического развития субъекта РФ. Экономическая безопасность региона напрямую зависит от экономической безопасности на местном (муниципальном) уровне. Но при этом данная проблема на местном уровне зачастую не осознается и, соответственно, не решается. Это ошибка. Мы твердо убеждены, что в первую очередь нужно досконально изучить муниципальные образования региона на предмет обеспечения ими достойного уровня экономической безопасности и выявить те из них, которые абсолютно не обеспечивают необходимого уровня экономической безопасности и тянут вниз весь регион.
Таким образом, еще в 2016 году мы разработали Методику оценки уровня экономической безопасности муниципальных образований Ульяновской области, а также механизм проведения процедуры экономического оздоровления (санации) муниципальных образований, испытывающих существенные трудности в плане обеспечения на своей территории экономической безопасности. Согласно методике оценка уровня экономической безопасности осуществляется по 32 критериям, охватывающим следующие основные отрасли и сферы деятельности:
-состояние инфраструктуры муниципального образования;
-демография, уровень и качество жизни;
-занятость населения муниципального образования;
-состояние окружающей среды, экологии;
-состояние ЖКХ муниципального образования.
АЛГОРИТМ ОЦЕНКИ. Комплексная оценка уровня экономической безопасности муниципальных образований региона определяется в соответствии со следующим алгоритмом:
I этап — проведение оценки уровня экономической безопасности муниципальных образований на основе сопоставления каждого критерия экономической безопасности с установленным для него нормативом. Например, показатель «Коэффициент рождаемости» (на 1000 человек населения) — значения по всем муниципальным образованиям ранжируются с 1-го по 21-е место (в зависимости от количества исследуемых территорий) в сторону уменьшения. Показатель «Уровень безработицы, % от численности рабочей силы» — значения по муниципальным образованиям сравниваются со среднеобластным значением.
II этап — присвоение баллов по каждому критерию оценки уровня экономической безопасности муниципальных образований (трехбалльная система оценки). К примеру, возьмем тот же показатель рождаемости. В данном случае происходит рейтингование от наибольшего (наилучшего) значения к наименьшему (наихудшему) с присвоением следующих баллов (1-е место — три балла, 2-е место — 2,85 балла … 21-е место — ноль баллов); во втором случае значению, равному среднеобластному, присваиваются два балла, более — три балла, менее — один балл.
III этап — расчет комплексной оценки уровня экономической безопасности муниципалитетов путем суммирования баллов по каждому критерию.
IV этап — проведение рейтинга уровня экономической безопасности муниципальных образований Ульяновской области. На основе ранжирования муниципальных образований формируются зоны риска (менее 50 баллов), зоны стабильности (50–60 баллов) и определяются муниципальные образования — лидеры (более 60 баллов).
Положения методики мы обсудили с главами муниципальных образований региона. Прошедшие дискуссии были очень активными, некоторые руководители муниципалитетов выражали недовольство предлагаемыми новациями. И это ожидаемо, ведь методика стимулирует глав администраций муниципальных образований повышать эффективность своей работы, поскольку утвержденные в ней ключевые критерии должны быть достигнуты в течение года. Однако в результате обсуждений мы пришли к единому мнению, что такого рода оценка на местном уровне просто необходима.
Применив к итоговым за 2016 год показателям муниципалитетов критерии оценки методики, мы увидели, прямо скажем, неутешительные результаты. Более половины всех муниципальных образований (13 из 21 муниципального района) оказались в так называемой зоне риска, то есть получили значение комплексной оценки уровня экономической безопасности ниже 50 баллов и не достигли пороговых значений более чем по 50% критериев.
Осознав, что ситуация сложилась довольно сложная, мы ускорили процесс обсуждения и утверждения методики. В результате 9 июня 2017 года увидело свет распоряжение губернатора «О мерах по обеспечению экономической безопасности муниципальных образований Ульяновской области», которым были утверждены методика и порядок осуществления процедуры экономического оздоровления (санации) муниципальных образований нашего региона. Также была создана комиссия по оценке экономической безопасности муниципальных образований и утвержден ее состав. В полномочия данной комиссии входит проведение детального анализа показателей социально-экономического развития муниципалитетов и оценка эффективности реализуемых на их территории мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики. По результатам проведенной оценки членами комиссии готовится заключение о наличии основания для применения мер по стабилизации и оздоровлению социально-экономической ситуации в муниципальном образовании, которое представляется губернатору области. Также комиссия вырабатывает предложения о мерах, направленных на обеспечение развития муниципалитетов.


Источник: http://bujet.ru

Секции АСДГ: 

Возврат к списку