АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

"Независимая газета". Конституционный суд не поддержал критику муниципальной реформы

02.12.2015

"Независимая газета". Конституционный суд не поддержал критику муниципальной реформы

Конституционный суд (КС) встал на защиту муниципальной реформы, позволившей отменять в городах прямые выборы мэров. Пожаловавшиеся на законы коммунисты рассчитывали получить возможность повысить свое представительство в крупных городах. Однако КС занял другую позицию – в маленьких поселениях прямые выборы надо бы вернуть, а вот в больших их отмена объясняется интересами государства.
Поправки к законодательству о местном самоуправлении вступили в силу год назад. Они привели к определенному терминологическому парадоксу, позволив региональным руководителям определять модель реализации народом принадлежащей ему власти. В сущности, народ никто так ни разу и не спросил. Ситуация усугубляется еще и тем, что местные власти очень быстро показали свое отношение к вопросу – в подавляющем большинстве крупных городов страны прямые выборы были достаточно быстро отменены в пользу новых моделей, которые регионалы брали из специального федерального перечня. Они применяли их либо ко всем муниципальным образованиям сразу, либо к отдельным группам, либо же устанавливая особые правила для какого-то конкретного, нередко попросту неудобного для них муниципалитета.
В феврале 2015 поступили новые поправки, расширившие этот самый федеральный перечень – теперь главу муниципалитета позволили выбирать местным депутатам из числа кандидатов от конкурсной комиссии. Тогда же схему с делегированием кандидата в мэры применили к Иркутску при бывшем губернаторе области единороссе Сергее Ерощенко. И все бы ничего, но главой региона после минувших выборов стал коммунист Сергей Левченко, который в ходе своей кампании обещал вернуть областному центру прямые выборы.
После этого группа из 90 депутатов из КПРФ и «Справедливой России», представляемая в КС единороссом Антоном Романовым, направила в суд запрос – дескать, практика с отменой прямых выборов порочна, так как порождает недоверие к власти. Вот и недовольный народ проголосовал за коммуниста Левченко. Наиболее конкретизированная часть претензии в следующем – модель делегирования предполагает ситуации, когда в муниципалитет пройдет человек, не получивший мандата непосредственно от жителей. Однако общий критический посыл был в следующем: сама система дает местным властям слишком широкие полномочия, которые не согласуются с населением.
Впрочем, судьи так не посчитали. Хотя постановление начинается со слов, что суд указал «на недопустимость произвольных решений со стороны субъектов Российской Федерации при реализации муниципальной реформы», в самом тексте никакого жесткого осуждения не содержится. Так, говорится в документе, реформа «сама по себе не нарушает конституционное разделение полномочий». Что же до частностей – то судьи рекомендовали регионалам четче аргументировать переход на новую модель. В пример они привели работу городских округов и муниципальных районов: там, мол, самостоятельность «должна уравновешиваться интересами государства», то есть переход оправдан целями, «вытекающими из Конституции и федеральных законов». А вот в сельских и городских поселениях «самостоятельность должна быть наиболее полной, обеспеченной возможностью использования прямых всеобщих выборов».
Так что по общему вопросу КС коммунистов не поддержал. Зато сделал это в плане ответа на конкретное критическое замечание, определив, что «руководители поселений, назначенные по конкурсу, не обладают народным мандатом, и потому не могут являться районными депутатами». Потому следует ожидать и поправок в законодательство, и приведения региональных норм в соответствие с постановлением КС. Между тем органы местного самоуправления будут работать до конца срока – никаких отставок, таким образом, не последует.
Немаловажным остается и иркутский вопрос. Вряд ли кто-то рассчитывал, что для коммунистов откроют возможность исполнить обещание Левченко. Тому предстоит потрудиться и, возможно, пойти на какие-то компромиссы, ведь большинство в региональном заксобрании, которое должно принимать решение об изменении модели местного самоуправления, принадлежит единороссам. В КПРФ, надо полагать, должны быть не особо довольны решением КС: по данным «НГ», они не особо рассчитывали на решение иркутского вопроса, изначально считали, что их устроит какой-то компромисс, позволивший бы создать местным властям сложности при выборе модели местного самоуправления.
Однако принципиальным был другой момент – сокращение выборности в городах. Если у сельского избирателя достаточно широкое представительство вплоть до депутатов Госдумы – за счет приращения сельских территорий к городским, то у городских жителей все намного сложнее. Важность этого вопроса в следующем: оппозиционный избиратель сегодня живет в городах, как правило – в крупных, на которые рассчитывает и КПРФ. Однако КС, сославшись на государственные интересы, де-факто прикрыл даже возможность выборной лазейки. 

Источник: "Независимая газета"

Секции АСДГ: 

Возврат к списку