АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

"Муниципальная Россия". ФЗ-136 переведен на бюджетный язык

12.01.2015

"Муниципальная Россия". ФЗ-136 переведен на бюджетный язык

Комментарий исполнительной дирекции ОКМО:

29 ноября 2014 года был принят Федеральный закон № 383 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации», внесенный в Госдуму Правительством России. Закон направлен на бюджетную реализацию норм ФЗ-136. Законом, во-первых, заданы бюджетные основы для создания механизмов функционирования двухуровневого местного самоуправления на территориях городских округов, во-вторых, переводятся на язык бюджетирования процессы перераспределения муниципальных полномочий, хотя обсуждение законопроекта в муниципальном сообществе практически не проводилось. Подход, реализованный в ФЗ-383, свидетельствует о том, что федеральный законодатель при разработке решений относительно перераспределения доходов исходил из того перечня вопросов местного значения, который установлен в ФЗ-136, и просто перераспределил доходы между муниципальными уровнями. Предлагаем пояснения исполнительной дирекции ОКМО, которые помогут лучше разобраться в тонкостях финансово-бюджетного и налогового законодательства.
С целью создания условий функционирования новых типов муниципальных образований — городского округа с внутригородским делением и внутригородского муниципального района — изменена система бюджетного устройства на муниципальном уровне. Введены новые типы местных бюджетов и элементы доходов классификации доходов бюджетов, предусмотрено формирование консолидированного бюджета городского округа с внутригородским делением, городского окружного фонда финансовой поддержки внутригородских районов, расширены формы и перечень получателей межбюджетных трансфертов (статьи 6, 10, 15, 20, 86, 264.3 БК РФ). Установлены сроки составления проектов местных бюджетов новых типов муниципалитетов, положения Кодекса распространены на новые типы муниципалитетов (статьи 169, 173, 174, 184.1 БК РФ). Оговорено формирование нового окружного фонда финансовой поддержки внутригородских районов, расширение форм и перечня получателей межбюджетных трансфертов. 
Кроме того, закон изменяет перечень налоговых доходов муниципального района, сельского поселения, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района и перераспределяет между ними отдельные налоговые и неналоговые источники доходов их бюджетов (статьи 46, 61, 61.1, 61.3, 61.4, 61.5, 62 БК РФ). Установлены нормативы зачисления налоговых доходов в местные бюджеты (перечень и нормативы отчислений от налоговых доходов в бюджеты городских округов без внутригородского деления сохранились без изменений):
1) сельские поселения:
• 100% земельного налога,
• 100% налога на имущество физических лиц,
• 2% НДФЛ,
• 30% ЕСХН,
• 100% госпошлины за совершение нотариальных действий уполномоченными должностными лицами органов МСУ сельского поселения,
• в случае отнесения дорожной деятельности к вопросам местного значения сельского поселения — 100% госпошлины за выдачу специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов,
• налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 58 и с п. 4 ст. 61.1 БК РФ,
• налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и (или) местных налогов по нормативам отчислений, установленным представительными органами муниципальных районов в соответствии со ст. 63 БК РФ;
2) городские поселения:
• 100% земельного налога,
• 100% налога на имущество физических лиц,
• 10% НДФЛ,
• 50% ЕСХН,
• 100% госпошлины за совершение нотариальных действий уполномоченными должностными лицами органов МСУ городского поселения, за выдачу специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов,
• налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 58 БК РФ;
• налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и (или) местных налогов по нормативам отчислений, установленным представительными органами муниципальных районов в соответствии со ст. 63 БК РФ;
3) муниципальные районы:
• 100% земельного налога, взимаемого на межселенных территориях,
• 100% ЕНВД,
• 100% НДФЛ, взимаемого на межселенных территориях,
• 5% НДФЛ, взимаемого на территории городских поселений,
• 13% НДФЛ, взимаемого на территории сельских поселений,i • 15% НДФЛ, взимаемого на межселенных территориях,
• 50% ЕСХН, взимаемого на территориях городских поселений,
• 70% ЕСХН, взимаемого на территориях сельских поселений,
• 100% ЕСХН, взимаемого на межселенных территориях,
• 100% налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения,
• 100% сборов от уплаты госпошлины, подлежащей зачислению по месту госрегистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного суда Российской Федерации), за государственную регистрацию транспортных средств, за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции, за выдачу разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, за совершение нотариальных действий, за предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции,
• налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 58 БК РФ;
4) городские округа с внутригородским делением:
• 100% земельного налога,
• 100% налога на имущество физических лиц,
• 100% ЕНВД,
• 100% ЕСХН,
• 15% НДФЛ,
• 100% сборов от уплаты отдельных видов госпошлин (так же, как и для муниципальных районов),
• 100% налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения,
• доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов по единым нормативам отчислений, установленным законами субъектов Федерации для зачисления в бюджеты городских округов с внутригородским делением в соответствии с п. 1 ст. 58 БК РФ. Кроме того, субъекты Федерации в соответствии с пп. 2 и 3 ст. 58 БК РФ, могут устанавливать дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ в бюджеты городских округов с внутригородским делением; 
5) внутригородские районы в составе городских округов с внутригородским делением:
• 100% земельного налога,
• 100% налога на имущество физических лиц,
• доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии сост. 58 БК РФ,
• доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и (или)местных налогов по нормативам отчислений, установленным представительными органами городских округов с внутригородским делением в соответствии со ст. 63.1 БК РФ.
Кроме того, в бюджеты муниципальных районов, городских округов и городских округов с внутригородским делением подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40%.
Бюджеты всех типов городских округов также получают доходы:
• от передачи в аренду земельных участков, госсобственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, городских округов с внутригородским делением, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков — 100%;
• от продажи земельных участков, госсобственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, городских округов с внутригородским делением — 100%;
• от продажи, передачи в аренду, а также от продажи прав на заключение договоров аренды земельных участков, которые расположены в границах городских округов, городских округов с внутригородским делением, находятся в федеральной собственности и осуществление федеральных полномочий по управлению и распоряжению которыми передано субъектам Российской Федерации, — не менее 50%, если региональным законодательством не установлено иное;
• от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками, которые расположены в границах городских округов, городских округов с внутригородским делением, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, — по нормативу не менее 50%, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное.
Бюджеты муниципальных районов также получают доходы:
• от передачи в аренду земельных участков, госсобственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков — 50%;
• от продажи земельных участков, госсобственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений и межселенных территорий муниципальных районов, — 100%;
• от продажи земельных участков, госсобственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских поселений, — 50%;
; • от передачи в аренду земельных участков, госсобственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений и межселенных территорий муниципальных районов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков — 100%;
• от продажи, передачи в аренду, продажи прав на заключение договоров аренды земельных участков, которые расположены на межселенных территориях, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, — не менее 50%, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;
• от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками, которые расположены на межселенных территориях, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, — по нормативу не менее 50%, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное.
В бюджеты городских поселений поступают:
• доходы от передачи в аренду земельных участков, госсобственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков — 50%;
• доходы от продажи земельных участков, госсобственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских поселений, — 50%.
В бюджеты городских поселений, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением подлежит зачислению плата за пользование водными объектами в зависимости от права собственности на водные объекты по нормативу 100%.
В бюджеты городских поселений и бюджеты сельских поселений поступают:
• доходы от продажи, передачи в аренду, а также продажи прав на заключение договоров аренды земельных участков, которые расположены в границах городских, сельских поселений, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, — по нормативу не менее 50%, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное, 
• от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками, которые расположены в границах городских, сельских поселений, находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, — по нормативу не менее 50%, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное. Муниципальным правовым актом представительного органа муниципального района или городского округа с внутригородским делением (за исключением решения о бюджете или иного решения на ограниченный срок действия) могут быть установлены единые для всех городских поселений муниципального района нормативы отчислений в бюджеты городских поселений (внутригородских районов) от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и (или) местных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с БК РФ и (или) законом субъекта Российской Федерации в бюджет муниципального района. Аналогичное решение представительный орган муниципального района может принять и в отношении всех своих сельских поселений.
Одновременно закон расширяет бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации по установлению единых нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов, а также штрафов и иных сумм принудительного изъятия, подлежащих зачислению в бюджеты соответствующих муниципалитетов (статьи 8, 9, 46, 58, 63, 63.1, 93.3, 136, 154, 160.1 БК РФ). При этом изменяются подходы к формированию региональных и районных фондов финансовой поддержки муниципальных образований и определению размера дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципалитетов (статьи 133, 135, 137, 138, 140, 142, 142.1-142.7 БК РФ). Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления получили права по осуществлению внешней проверки годовых отчетов об исполнении бюджетов новых типов муниципальных образований (статья 264.4 БК РФ).
Что дает это межмуниципальное перераспределение налоговых доходов в итоге? По оценке Минфина, объем расходных обязательств, связанных с решением вопросов местного значения сельских поселений, передаваемых на уровень муниципального района, составляет 90,7 млрд руб., или 45% от всех расходов сельских поселений (201,9 млрд руб. в 2013 году). Передаваемые районам 8% НДФЛ «стоят» 20,1 млрд руб., 20% ЕСХН — 0,5 млрд руб., доходы от аренды и продажи земельных участков на территориях сельских поселений, госсобственность на которые не разграничена, — 10,2 млрд руб., акцизы на бензин — 11,7 млрд руб. Итого районы получат дополнительные доходы на сумму не менее 42,5 млрд руб. Остается 48,2 млрд руб. Их предлагается «закрыть» мерами межбюджетного регулирования на региональном и (или) районном уровне. Минфин предлагает регионам и районам избрать собственную тактику балансировки районных и поселенческих бюджетов. Определено три направления. Первое — сокращение бюджетам сельских поселений объемов финансовой поддержки из регионального и (или) районного бюджетов, предоставляемой в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности сельских поселений (в 2013 году дотации сельским бюджетам составили 44,5 млрд руб.). Второе — отмена единых и (или) дополнительных нормативов отчислений от налогов и сборов в сельские бюджеты, установленных законами субъекта Российской Федерации и (или) решениями представительных органов муниципальных районов (6,9 млрд руб.). Третье — сокращение межбюджетных трансфертов бюджетам сельских поселений в форме субсидий (за исключением субсидий из федерального бюджета) — это 18,3 млрд руб.

Источник: Журнал "Муниципальная Россия"

Секции АСДГ: 

Возврат к списку