АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

"Коммерсант". Местную реформу отправляют в суд

"Коммерсант". Местную реформу отправляют в суд 10.12.2014

"Коммерсант". Местную реформу отправляют в суд

Реформа местного самоуправления (МСУ) может быть обжалована в суде. Муниципалы намерены дойти до Конституционного суда (КС) РФ. Поддержать истцов готов Европейский клуб экспертов МСУ, считающий, что передача региональным парламентам права определять структуру органов местной власти и перераспределять полномочия нарушает Конституцию РФ и Европейскую хартию местного самоуправления.
О намерении оспорить в суде поправки к закону Калужской области о местном самоуправлении заявила депутат гордумы Обнинска Людмила Шапиро. По ее словам, жители Обнинска "лишились мечты о возвращении выборов мэра, которые были отменены еще в 2005 году". "Система сити-менеджмента у нас себя не оправдывает. Мы хотели "додавить" наших депутатов, чтобы внести изменения в устав города. Но теперь эта система утверждена законом не только для городов, но и для муниципальных районов",— отметила она. Готовит документы для обращения в суд и лидер Ассоциации городских и сельских поселений Челябинской области Юрий Гурман, который считает незаконным преобразование Челябинска в городской округ с внутригородским делением. "Региональные власти не спросили население. Провели слушания, на которых были 200 человек, а в городской думе этот вопрос даже не обсуждали. Считаю, мнение населения не было учтено",— сказал он.
Если суд не удовлетворит жалобу, господин Гурман намерен оспаривать в суде, в том числе в КС, уже федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Госпожа Шапиро также готова дойти до КС. По ее словам, региональные власти вообще не должны вмешиваться в вопросы формирования органов власти на местах, поскольку по Конституции это прерогатива населения. Напомним, что запрос о конституционности закона могут направить в КС только органы законодательной и исполнительной власти. Думской оппозиции для обращения в КС придется собрать 90 подписей. Граждане, объединения граждан и иные органы и лица (физические и юридические) могут обратиться в КС лишь с жалобой на нарушение своих конституционных прав после отказа суда общей юрисдикции.
Помочь муниципалам в подготовке исков готов Европейский клуб экспертов МСУ. Президент клуба Эмиль Маркварт заявил, что федеральный закон об МСУ противоречит как Конституции РФ, так и Европейской хартии местного самоуправления. По его словам, в законе "есть два антиконституционных положения", дающие властям регионов право устанавливать на своей территории единую модель формирования органов МСУ и перераспределять полномочия между региональным и местным уровнями власти. Эксперт напомнил, что КС уже запрещал изымать полномочия у МСУ, приведя в пример постановление КС от 29 марта 2011 года в связи с жалобой Читы на лишение города полномочий по организации тепло-, водо- и газоснабжения.
По итогам первого этапа реформы МСУ, в рамках которого регионы к 27 ноября должны были принять собственные законы о порядке формирования власти на местах, выборы мэров были сохранены только в 19 субъектах РФ. Еще в четырех объявили об отказе от выборов уже после этого. По данным эксперта Комитета гражданских инициатив (КГИ) Андрея Максимова, единая модель сити-менеджмента для всех муниципалитетов введена в 11 регионах, в том числе Башкирии, Ингушетии, Крыму, Белгородской, Нижегородской, Тульской, Тюменской, Ульяновской областях.
Второй этап реформы — перераспределение полномочий — продолжается и не ограничен по сроку. По данным КГИ, из 20 субъектов РФ, уже принявших соответствующие законы, шесть — Московская, Орловская, Ленинградская области, Ненецкий автономный округ, Приморский и Забайкальский края — взяли себе все значимые полномочия по градостроительству, земельным отношениям, частично по ЖКХ и благоустройству. А 14 субъектов вернули часть полномочий сельским поселениям, дополнив список обязательных (их всего 13), к примеру, ритуальными услугами, дорожной деятельностью, вопросами культурного наследия, поддержки межнационального согласия и противодействия коррупции. "Анализируя законы о передаче этих полномочий, я нигде не нашел упоминания о деньгах",— подчеркивает господин Максимов. При этом он отметил, что с нового года финансирование субъектов будет изменено согласно поправкам к закону о МСУ, Бюджетному и Налоговому кодексам и отдать деньги на места "регионы просто не смогут".

Секции АСДГ: 

Возврат к списку