АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

"Коммерсант". Мэры предосторожности

"Коммерсант". Мэры предосторожности 05.11.2014

"Коммерсант". Мэры предосторожности

В Приморском крае по инициативе единороссов отменяются всенародные выборы глав муниципальных образований. Соответствующий законопроект одобрен в первом чтении законодательным собранием (ЗС) региона. Голосов коммунистов и справороссов в ЗС, выступающих против принятия закона, будет недостаточно для блокировки реформы МСУ по сценарию партии власти. Согласно законопроекту, действующие мэры и депутаты представительных органов остаются на местах до истечения сроков полномочий.

Законодательное собрание Приморского края рассмотрело две альтернативные редакции законопроекта о порядке избрания глав муниципалитетов. Согласно первому варианту, предложенному фракцией «Единая Россия», в регионе отменяются всенародные выборы мэров. Главы городских округов и муниципальных районов, считают единороссы, должны избираться местными представительными органами из состава депутатов. А глава местной администрации (сити-менеджер) — назначаться по результатам конкурса и работать на контрактной основе. Комиссия по отбору сити-менеджера образуется на паритетной основе местными думами и губернатором края. При этом представительные органы муниципалитетов формируются «на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании». Нормы закона начинают действовать после истечения либо досрочного прекращения полномочий действующих в настоящее время глав и дум муниципальных образований. «Есть примеры, когда всенародно избранные главы не справляются со своими полномочиями, а отстранить от должности их очень сложно. Только при неудовлетворительной оценке их работы депутатами в течение двух лет либо при нарушениях законодательства. Мы всегда будем упираться в человеческий фактор при любой системе (формирования МСУ.—„Ъ“), но минимизировать риски при предлагаемых новшествах мы сможем»,— объяснил „Ъ“ преимущества законопроекта Сергей Сопчук, глава фракции «Единая Россия», в состав которой входят 23 из 40 депутатов ЗС.

Представители фракций КПРФ и «Справедливая Россия» предложили альтернативный вариант документа, фактически сохраняющий статус-кво. По мнению коммунистов и справороссов, формирование органов власти муниципалитетов должно осуществляться в соответствии с их действующими уставами (во Владивостоке, в частности, предусмотрены всенародные выборы мэра). «Практика, сложившаяся в Приморском крае, показывает, что институт сити-менеджеров себя не оправдывает. В Дальнегорске, например, вводили пост сити-менеджера, но затем вернулись к всенародному избранию мэра. Между главой муниципального образования и сити-менеджером нередко возникают конфликты. Глава администрации, назначаемый по конкурсу, обладает значительными полномочиями, но не несет ответственности перед избирателями. Мы полагаем, что право определить способ формирования органов власти надо оставить самим муниципалитетам»,— сообщил „Ъ“ краевой парламентарий, второй секретарь крайкома КПРФ Павел Ашихмин.

Практически без обсуждения парламент Приморья одобрил вариант законопроекта, предложенный единороссами, — тридцать депутатов проголосовали «за», альтернативный вариант поддержали десять законодателей. Ожидается, что во втором и третьем чтениях документ будет рассмотрен на ноябрьском заседании ЗС.

«Мы этот законопроект поддерживаем. Коммунальным хозяйством должен заниматься сити-менеджер. Если он не справляется, то его гораздо проще отправить в отставку, чем избранного мэра»,— заявил „Ъ“ Евгений Зотов, депутат ЗС Приморья, глава регионального отделения ЛДПР (в состав фракции входят четыре депутата). Голосов единороссов и либерал-демократов будет достаточно для принятия решения во втором и третьем чтениях, признает коммунист Ашихмин.

Стоит отметить, что во время кампании по досрочным выборам губернатора Владимир Миклушевский (победивший по итогам голосования 14 сентября) заявил, что выступает за всенародные выборы мэров. «Я за выборность мэров однозначно. Мэры должны выбираться»,— сказал господин Миклушевский на пресс-конференции в июне текущего года. Однако глава региона дал положительный отзыв на вариант законопроекта, подписанный единороссами. А вице-губернатор по вопросам внутренней политики Александр Ролик, возглавлявший рабочую группу для обсуждения реформы МСУ, сообщил „Ъ“, что администрация края поддерживает переход к институту сити-менеджеров. «Произойдет разделение политических функций и сосредоточение усилий главы администрации на решении конкретных хозяйственных вопросов. А глава города или района возглавит представительный орган и будет заниматься законотворчеством на местном уровне. В восьми муниципальных образованиях такая система уже действует, где-то были проблемы, но на сегодняшний день во всех восьми образованиях работа ведется эффективно»,— сказал господин Ролик.

В текущем году два крупных города Приморского края — Уссурийск и Находка, не дожидаясь принятия краевого закона, отказались от выборов мэра и перешли к практике назначения сити-менеджеров. «Реальность власти в Приморье показывает — когда главу города выбирают, то высока вероятность того, что в кресло сядет человек, хорошо понимающий в политике, но ничего не смыслящий в управлении городским хозяйством. А людям это не надо. В конце концов, это то же самое, что выбирать капитана воздушного судна из пассажиров. Должен быть профессиональный городской управляющий муниципальным хозяйством»,— цитирует сити-менеджера Находки Олега Колядина пресс-служба администрации Приморья. В администрации Владивостока „Ъ“ вчера сообщили, что «комментировать закон о реформе МСУ не имеет смысла, его надо исполнять». Напомним, полномочия депутатов думы столицы Приморья истекают в 2017, а мэра Игоря Пушкарева в 2018 годах. Александр Ролик заверил „Ъ“, что изменение системы власти в краевом центре после принятия закона о реформе МСУ не предусматривается. «Вариант деления Владивостокского городского округа на внутригородские районы не рассматривается»,— сказал вице-губернатор.

«Предложенная в Приморье модель МСУ соответствует интересам власти субъекта Федерации, которая получила возможность выстраивать вертикаль соподчинения через участие в конкурсной комиссии по отбору глав администраций. Но надо заметить, что такая норма соответствует сложившейся социальной практике. Большинство российских избирателей полагают, что губернаторы являются прямыми начальниками мэров, хотя это не так — органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти»,— заявила „Ъ“ Наталья Коломейцева, заведующая кафедрой политологии Дальневосточного федерального университета.

Секции АСДГ: 

Возврат к списку