АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

"Тайга.инфо". «Матрёшечная система»: Алексей Мазур о реформе местного самоуправления и игле Кащея

"Тайга.инфо". «Матрёшечная система»: Алексей Мазур о реформе местного самоуправления и игле Кащея 25.04.2014

"Тайга.инфо". «Матрёшечная система»: Алексей Мазур о реформе местного самоуправления и игле Кащея

Реформа местного самоуправления, проходящая на фоне шума вокруг Крыма, прячет от населения возможность воздействовать на решение проблем местного значения, как Кощей прятал смерть от Ивана. Игла, яйцо, утка, заяц, сундук, а тот — «на высоком дубу, и дерево то Кощей, как свой глаз, бережёт».
По замыслу авторов законопроекта мэры крупных городов теперь не будут избираться на прямых выборах. В городах «с внутригородским делением» жители будут избирать лишь депутатов райсоветов (будем пользоваться этой, более привычной терминологией).

Районные советы — это «сундук» из сказки о Кощее. Они, в свою очередь, выберут из своего числа депутатов городского совета. Причём от каждого «внутригородского района» будет равное число депутатов горсовета. Горсовет — это «заяц».

Депутаты горсовета изберут из своего состава мэра. Но мэр — это не «утка», а ложная цель. Тем более что избранные мэры останутся на своих постах до истечения срока полномочий, но станут своего рода «английскими королевами».

Ведь стоит только народу получить контроль над бюджетом и возможность им распоряжаться, на том власть Кощея и кончится

Настоящая «утка» — это конкурсная комиссия, которая будет назначать главу городской администрации. Назначение сити-менеджера было возможно по 131-му федеральному закону и раньше — в случае принятия соответствующих поправок в Устав города. Но до реформы депутаты горсовета назначали бы 2/3 от состава конкурсной комиссии (то есть всё же решающее слово оставалось бы типа «за муниципалитетом»), а после реформы — смогут только половину. Вторую будет назначать губернатор (ранее — законодательное собрание по предложению губернатора).

То есть долю муниципальных депутатов сократили с 2/3 до 1/2, а региональных и вовсе выкинули из процесса.

Глава администрации города — «яйцо» из сказки о Кощее. А «игла» — это деньги, право распоряжаться бюджетом. Ведь стоит только народу получить контроль над бюджетом и возможность им распоряжаться (что, правда, подразумевает и умение), как на том власть Кощея и кончится.

Так что эта матрёшечная система «деньги у главы админстрации, глава администрации у конкурсной комиссии, конкурсная комиссия у городских депутатов, а городские депутаты — у районных» — вся она неспроста.

В районах города тоже будут свои «мэры», избранные из депутатов, и свои «главы администраций». Конкурсная комиссия будет наполовину назначаться районными депутатами, а наполовину — главой администрации города. Не мэром города и не мэром района, а сити-менеджером.

Как это будет работать?

Реформа местного самоуправления сопровождается словами о том, что «власть должна быть ближе к народу». Ближе к народу оказываются только депутаты районных советов. Но полномочия городских районов будут крайне ограничены — даже дорогами будет заниматься общегородская администрация. А районным депутатам наверняка придется исполнять обязанности на непостоянной основе. И у райсоветов не будет своего аппарата. Районному «мэру», председателю райсовета, дадут кабинет и ставку, а его роль сведётся к тому, чтобы раз в месяц собирать депутатов. Они будут утверждать пухлые отчёты (которые и за день не прочитаешь) и расходиться до следующего сбора.

В многоступенчатых выборах побеждает не тот, кого больше, а тот, кто лучше организован. Поэтому можно предполагать, что «вертикаль власти», то есть бюрократия, будет контролировать городской совет1 вполне надёжно.

Учтем ещё, что городские районы будут представлены в горсовете не пропорционально численности населения, а одинаковым числом депутатов. А нарезку городских районов будет проводить региональное законодательное собрание. Возможности для манипуляции тут представляются безграничные. При определённой наглости можно нарезать один коттеджный посёлок на сто районов, а остальной город — на два, и вполне «легитимно» править городом, не выезжая из коттеджного посёлка.

Достаточно одного ренегата, чтобы комиссия приняла нужное решение. Такого, чтоб не было ни одного ренегата, — не бывает

Но в реальности, видимо, «оппозиционные» районы будут укрупнять, а «лояльные» — напротив, «разукрупнять». Кстати, Центральный округ Новосибирска вполне «удачно» объединил в себе Железнодорожный, Центральный и Заельцовский районы.

С выборами «правильного» сити-менеджера проблем наверняка не будет. Но если даже вдруг случится «чудо» и оппозиция сумеет занять все районные советы и избрать свой городской совет, — на этот случай есть приёмы типа «ломом по голове».

Конкурсная комиссия — 50 на 50, половина от губернатора, половина от горсовета. Достаточно одного ренегата, чтобы комиссия приняла нужное решение.

Такого, чтоб не было ни одного ренегата, — не бывает.

А после того, как сити-менеджер назначен — на депутатов уже, в общем-то, плевать. Во всяком случае, так вели себя большинство реально избранных в России сити-менеджеров. И с помощью той же системы конкурсных комиссий «50 на 50» городской сити-менеджер назначит районных. А простой народ будет сказочно далёк от местного самоуправления.

Не забыли и о деревне.

Поправки в закон о местном самоуправлении касаются ведь не только крупных городов. Радикально меняется самоуправление в сельских районах. Теперь райсоветы будут не избираться гражданами, а формироваться из глав сельсоветов и сельских депутатов. Они в свою очередь сами изберут главу района (фактически — председателя совета). А глава администрации будет назначен конкурсной комиссией, в которой... Да, половина состава от депутатов, а половина — от губернатора.

Опа, опа и покажи, под каким стаканом шарик1.

Прямые выборы могут остаться только в городских округах (без районного деления) и в сельских поселениях.

Законопроект на удивление много полномочий отдаёт законодательным собраниям регионов. Именно заксобрание будет решать, какой город считать «городским округом с внутригородским делением», а какой — просто «городским округом». Из текста закона совершенно не видно, что это решение как-то зависит от наличия в данный момент в городах «районов». То есть, в принципе, Новосибирск можно не признавать «городским округом с внутригородским делением», а Бердск — наоборот, признать.

Депутатам через год предстоят выборы. Возможно, история с публичными слушаниями об отмене второго тура выборов мэра их чему-то научила

Можно предсказать, что введение в Новосибирске «матрёшечной системы» и сити-менеджера будет крайне негативно воспринято существенной — и наиболее активной — частью населения. А депутатам заксобрания через год предстоят выборы.1 Возможно, история с публичными слушаниями об отмене второго тура выборов мэра Новосибирска их чему-то научила.

Даже если «матрёшечная система» будет реализована — это не означает, что она долго продержится.

Такая система власти явно носит временный характер и создаётся для того, чтобы притормозить перемены. При определённом уровне общественного давления она начинает трещать по швам и в какой-то момент — вдруг — «в оппозицию» начинают записываться и губернатор, и депутаты заксобрания. И даже сами авторы системы.

Алексей Мазур 

Секции АСДГ: 

Возврат к списку