АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

"Ведомости". Мэров изберут по-екатеринбургски

"Ведомости". Мэров изберут по-екатеринбургски 21.04.2014

"Ведомости". Мэров изберут по-екатеринбургски

Близкий к Кремлю фонд ИСЭПИ Дмитрия Бадовского подготовил аналитическую справку с предложениями о том, какие поправки следует внести в законопроект о реформе местного самоуправления ко второму чтению. Они были выработаны в том числе по итогам консультаций с регионами, а фонд намерен и далее вести публичную экспертизу ключевых законопроектов, говорит Бадовский. Именно ИСЭПИ предложил в декабре 2013 г. модель реформы, которая легла в основу проекта, внесенного депутатами во главе с первым зампредом комитета по местному самоуправлению Вячеславом Тимченко.
Законопроект, принятый в первом чтении 15 апреля, гласит, что по усмотрению региональных властей город может быть разделен на внутригородские районы со своими представительными и исполнительными органами. На прямых выборах будут избираться только районные депутаты, из их числа сформируют общегородскую думу. Из числа делегированных депутатов изберут также глав городов; делегаты же на паритетных началах с губернатором сформируют комиссии по отбору кандидатов в сити-менеджеры.
Та же схема предусмотрена для муниципальных районов, состоящих из сельских поселений, — их советы будут формироваться из депутатов поселений, следует из документа. Но в отличие от городов для селян переход на новую систему обязателен.
Предложения ИСЭПИ касаются нескольких аспектов. Так, предлагается при переходе городов на новую схему провести референдум на уровне существующих районов (о переходе к внутригородскому самоуправлению) либо публичные слушания об изменении районного устава. Это позволит выявить запросы населения и заставит губернаторов искать консенсус с жителями и городскими элитами, считают авторы предложений.
Необходимо также поддержать запрос городских властей и четко прописать в законе критерии городов, в которых может быть проведена реформа, прописав это в постановлении правительства или Минрегионразвития (а в законе сделать отсыл на необходимость такого постановления): если город уже разделен на районы и округа; если его территория была существенно расширена за счет поселений или муниципальных районов; если есть обособленные территории (в силу природных, инфраструктурных или техногенных факторов); если на одного депутата в гордуме приходится более 8000 жителей (цифра может варьироваться).
В законопроекте неверный подход к норме представительства депутатов (делегатов) на уровне районных собраний — одинаковое количество от каждого поселения вне зависимости от его размера, считает политолог Александр Кынев. Он приводит в пример собрание Ангарского района, где четверть депутатов будет представлять 233 000 жителей Ангарска, а три четверти — всего 12 000 жителей трех поселений, входящих в район, и править городом будет дотационная периферия. Единого набора критериев для деления городов сформировать невозможно — кто-нибудь обязательно в этот перечень не впишется, а норму о слушаниях вводить не стоит — мнение населения отразит только референдум, считает Кынев.
Также эксперты ИСЭПИ предлагают уточнить нормы, которые могут коснуться выборов гордум, намеченных на сентябрь этого года. Даже если законопроект будет принят оперативно и столь же оперативно сработают регионы, полноценного обсуждения с населением не состоится, поэтому торопиться не стоит, а в случаях, если региональные и городские власти, как, например, в Челябинске, уже изъявили готовность провести реформу, надо продлить полномочия гордумы еще на шесть месяцев. Желательно предусмотреть и постепенные сроки перехода на новую систему в городах: либо по истечении полномочий действующих гордум, либо через год-два после принятия регионального закона, но при этом оставить право региональных властей инициировать реформу досрочно там, где «действующие органы власти испытывают проблемы с легитимностью среди населения», указывают авторы.
Наконец ИСЭПИ предлагает дать возможность выбирать мэров, если на то есть общественный запрос. Но тогда нужно закрепить институт сити-менеджеров независимо от способа избрания мэра.
Модель всенародно избранного мэра и сити-менеджера принята в Екатеринбурге. Но она работает только при наличии сплоченной группировки, контролирующей депутатское большинство, предупреждает Кынев: если такой группы нет, начинается бардак, война амбиций, взаимный шантаж.
Новые предложения расширят коридор возможностей для регионов и муниципалитетов при выборе способа устройства МСУ, позволяя лучше учесть местную специфику, считает гендиректор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов. Следующим шагом должно стать обсуждение разграничения полномочий и укрепления экономических основ МСУ, добавляет эксперт.

Секции АСДГ: 

Возврат к списку