АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Приморский край. Без права голоса

17.03.2014

Приморский край. Без права голоса

Прямые выборы глав крупных городов с районным делением предлагают отменить. Таким образом, рабочая группа по реформированию местного самоуправления собирается устранить недостатки системы. Однако депутаты и политологи настаивают: нельзя лишать граждан свободы волеизъявления.
Рабочая группа по реформированию местного самоуправления (МСУ) внесла в Госдуму законопроект, согласно которому могут быть отменены прямые выборы глав крупных городов с районным делением (Владивосток, Уссурийск, Находка и т.д.). Согласно документу в крупных городских округах будет действовать двухуровневая модель организации МСУ – городской округ с внутригородским делением и внутригородской район.
Предполагается, что представительный орган городского округа будет формироваться из состава районных представительных органов власти, глава городского округа будет назначаться из состава представительного органа. При этом он одновременно будет исполнять обязанности и председателя местного парламента. За хозяйственную деятельность будет отвечать сити-менеджер. Главу администрации городского округа предлагают назначать на должность по контракту на срок от двух до пяти лет. В сельских поселениях и городских округах, в которых районного деления нет, сохранится возможность избирать депутатов и глав на прямых выборах.
Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, в крупных городах осуществление МСУ «привело во многих случаях к потере связи между населением и городской властью», поэтому «слабо контролируемая» власть, имеющая значительные материальные и финансовые ресурсы, нередко оказывается малоэффективной, а ее деятельность сопровождается коррупционными скандалами. Авторы полагают, что для устранения этих проблем и нужно распространить двухуровневую модель организации МСУ на крупные городские округа.
Для жителей Приморья идея параллельной работы сити-менеджера и главы города не нова. Напомним, в 2011 году во Владивостоке развернулись бурные дебаты, нужно ли вводить в городе должность сити-менеджера или нет. Тогда комитет по местному самоуправлению и законности гордумы выдвинул инициативу о создании должности сити-менеджера во Владивостоке. Позднее этот вопрос сняли с повестки заседания думы по инициативе автора законопроекта Дмитрия Пенязя из-за большого общественного резонанса. Было принято решение провести более тщательную подготовку проекта и вынести на заседание позже, но ни один из комитетов гордумы до сих пор не выразил своего мнения об оценке муниципально-правового акта. В итоге решение вопроса было отложено на неопределенный срок.
Городские и краевые депутаты уверены, что отмена прямых выборов напрямую противоречит основным принципам демократии и нормам действующей Конституции.
– Я изначально был против этой инициативы, даже в том ее варианте, который предполагал выборы мэра и назначение сити-менеджера, – заявил «Приморской газете» депутат Андрей Андрейченко. – Она только укрепит и без того жесткую вертикаль исполнительной власти. Я дважды выходил с индивидуальными пикетами против изменения Устава Владивостока и введения должности сити-менеджера. В новой же редакции поправок тем более не приемлю данную идею. Все-таки выборный кандидат идет к власти с какими-то проработанными программами, которые корректируются в зависимости от желаний и надежд избирателей. А сити-менеджер будет решать исключительно текущие хозяйственные задачи, без видения горизонтов и перспектив, без определения экономической стратегии развития региона.
Народный избранник напомнил, что депутаты думы ЗАТО Фокино еще в 2010 году на основании ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» внесли изменения в устав муниципального образования, отменив прямые выборы мэра города, заменив его сити-менеджером. При этом главой городского округа ЗАТО Фокино автоматически становился председатель думы города.
– Ни к чему хорошему подобное изменение в политическом раскладе не привело, – считает Андрей Андрейченко. – Назначение сити-менеджера в Фокино вызвало раскол местных элит, дележку бюджета, исключение из финансирования многих полезных программ и проектов. При этом экономические задачи не решались вообще, жители были предоставлены сами себе.
Представители приморского парламента также настаивают на том, что отмена прямых выборов, по сути, сводит на нет гарантированное Конституцией избирательное право граждан.
– Я искренне возмущен предлагаемыми поправками и выступаю категорически против, – подчеркнул заместитель председателя комитета по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам Законодательного собрания Владимир Беспалов. – Они отменяют положения 131-го федерального закона «Об основных принципах местного самоуправления, противоречат Конституции РФ. Последние выборы показывают, что в Приморье живет политически активное население, большинство участвует в голосованиях за выбранных ими глав.
По словам политолога Натальи Цыганок, более высокую избирательную активность показывают жители сельских районов.
- Традиционно как раз крупные города края демонстрируют низкую явку на выборах (Так, на выборах мэра Владивостока в сентябре 2013 года явка составила всего 18,59% ), - говорит заведующая кафедрой политологии ДВФУ. - У меня двоякое отношение к предложенном поправкам по МСУ. С одной стороны, они вводят институт так называемой опосредованной демократии. И я рада, что о назревшей муниципальной реформе заговорили активно и открыто. С другой стороны, я считаю, что даже в округах с низкой явкой избирателей не следует полностью отказываться от прямых выборов.
В любом случае, я уверена, что законопроект в процессе обсуждения будет обязательно дополняться и изменяться.
Политологи поддерживают позицию депутатов в том, что исключать свободное волеизъявление народа нельзя. Однако представительские функции необходимо сохранять у выборного мэра, а реальное управление городским хозяйством все-таки следует передать в руки сити-менеджера.
– Я не поддерживаю идею полного отказа от прямых выборов глав городов, – заявил политолог Виктор Бурлаков. – Ведь основной посыл действующего сегодня закона об организации местного самоуправления как раз и заключается в том, чтобы отделить политику от управления.
По словам специалиста, глава города, которого должен выбрать народ, наделен в основном представительскими функциями и занимается сугубо политическими вопросами. Он должен являться лицом города, формирующим его имидж, «фасадом», представлять округ внутри страны и за ее пределами. А назначенный профессионал-хозяйственник является наемным работником, и именно он непосредственно управляет экономикой города, его хозяйством.
– Конечно, у последнего реальной власти больше, но в идеале должен быть соблюден паритетный баланс, – уточнил Виктор Бурлаков. – Исключать же свободное волеизъявление народа из политической жизни округа нельзя.

Источник: http://primgazeta.ru/

Секции АСДГ: 

Возврат к списку