07.02.2014
Забайкальский край. Местное самоуправление: быть или не быть?
Поводом для заседания расширенного Президиума Забайкальского регионального отделения ВСМС стало обращение Председателя ВСМС Вячеслава Тимченко организовать обсуждение предложений российских экспертов по дальнейшему совершенствованию системы местного самоуправления в Российской федерации.
В своем докладе Председатель регионального отделения ВСМС Александр Зенков подверг резкой критике основополагающий для местного самоуправления федеральный закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».Многочисленные поправки , вызванные другими федеральными законами (их более 80!) за 10 лет не привели к тому, чтобы ФЗ-131 стал действительно нужным, работающим на практике документом. Не выполнена ни одна из трех основных задач ФЗ-131: не произошло формирования стабильной и совершенной базы местного самоуправления, четкого и оптимального разграничения полномочий между уровнями публичный власти: нередко на плечи местного самоуправления возлагаются задачи, которые входят в обязанности вышестоящих уровней власти, к тому же это не подкрепляется должным финансированием. Не решена и вторая цель : приведение в соответствие расходных полномочий муниципальных образований с доходными источниками их бюджетов. В-третьих, не решена задача приближения муниципальной власти к населению и вовлечения его в решение вопросов местного значения. Поэтому, прозвучало в докладе, -необходима новая редакция основополагающего для местного самоуправления закона.
Согласившиеся с этим участники заседания особое внимание уделили обсуждению «грабительских» для местного самоуправления межбюджетных отношений: основная часть собираемых налогов на территории того или иного городского округа, района питает бюджеты вышестоящих уровней.
Главное внимание участники совещания уделили вопросу продления государственной власти до уровня городского округа и муниципального района. Согласно предлагаемой модели, разработанной фондом ИСЭПИ Дмитрия Бадовского по заказу Общероссийского народного фронта, муниципальные районы и городские округа становятся органами государственной власти. Их руководители будут не избираться, а назначаться губернатором. Представительную власть предлагается упразднить. Согласно второй модели предлагается внутри больших городов создавать самостоятельные внутригородские муниципальные образования.
«Представьте, если Чита будет поделена на 4 района, каждый из которых напрямую подчиняется правительству края? У каждого –свой бюджет, свои отраслевые отделы, каждый сам по себе, - сказал мэр Читы Анатолий Михалев.- Более комфортно будет ощущать себя Центральный район. Ибо на его территории сосредоточены основные учреждения, фирмы, основные налогоплательщики. А что желать тем, у кого средств гораздо меньше? Дойдет до парадоксов: скажем, часть улицы будет благоустроена, а другая часть, принадлежащая соседнему району, останется такой жеиз –за отсутствия средств. К чему придем, если вместо одного «Водоканала» будет раздробленных четыре?! То, что нам предлагается - огосударствление городов, выведение муниципалитетов на уровень районов- выхолащивают институт местного самоуправления».
Мнение Александра Зенкова и Анатолия Михалева разделили и другие участники совещания. Как подчеркнули мэр города Петровск-Забайкальский Александр Таранов, глава Сретенского района Александр Петров, другие участники совещания, фактически речь идет об уничтожении местного самоуправления в стране. Вместо того, чтобы укреплять местное самоуправление, власть, которая ближе всех к народу , разрушают, -таков основной вывод участников заседания. Свою позицию они решили изложить в обращении к руководству ВСМС, совету представительных органов Российской Федерации, Губернатору Забайкальского края.
Секции АСДГ: