20.01.2014
Иркутская область. Главы муниципалитетов Приангарья считают, что местному самоуправлению не хватает финансового обеспечения
Финансирования не хватает на исполнения полномочий муниципалитетам Иркутской области. Так, в рамках обсуждения возможной реформы местного самоуправления (МСУ) мэры и главы МО региона отметили, что большинство налоговых поступлений уходит в федеральный бюджет. Кроме того, проблемной признают представители МО и существующую систему выборности.
В сторону муниципальных образований "развернуть" какой-либо из налоговых сборов для качественного исполнения полномочий в рамках реформы местного самоуправления предложил глава Нижнеудинска Александр Путов. Он отметил, что сегодня большая часть налоговых сборов идет в федеральный бюджет.
- Нужно менять 131-й закон. Сейчас законом определен круг полномочий местной власти. Кроме этого закона, есть полномочия от области и Федерации, субъекта, причем все эти полномочия "спускаются" без финансового обеспечения. Полномочий-то у нас и так "выше крыши", только все они не обеспечены финансово. Те налоги, которые мы собираем, 60% бюджета по стоимости это НДФЛ, а мы от этого получаем всего 10%, 15% уходит в бюджет района, все остальное идет в Федерацию.
Я уж не говорю о налоге за землю, на имущество. Если хоть какой-то налог в нашу сторону "развернуть", то мы полномочия, которые у нас в 131-м законе прописаны, будем исполнять качественно, а не просто на бумажке отписки писать. Поэтому надо 131-й закон менять или под наши финансовые обеспечения, или пересматривать правила налогообложения и распределения налогов, - сказал Александр Путов.
Спасением бюджетов муниципалитетов могут стать крупные предприятия и производства, приносящие в казну МО поступления от доходов и арендной платы. Однако, в большинстве своем, "похвастаться" такими предприятиями районы Иркутской области сегодня не могут, отметил мэр Жигаловского района Игорь Федоровский.
- Мы готовим предложения для Ассоциации муниципальных образований Иркутской области и там все будет прописано. Обсуждается вопрос о выборности. Естественно, самый главный вопрос - это финансирование полномочий. Полномочий очень много, особенно на первом уровне. Средств не хватает, но хоть что-то делается на средства "Народных инициатив". Все без исключения МО имеют эти проблемы, кроме некоторых исключений - там, например, где какие-то предприятия располагаются, платят арендную плату, имеется какое-то производство крупное. Но в абсолютной массе ничего нет, кроме части НДФЛ, арендной платы за землю и имущественного налога. Но это копейки. Финансовые вопросы - главное, - сказал он.
Председатель Ассоциации муниципальных образований Иркутской области, мэр Черемхово Вадим Семенов также отметил, что для качественного исполнения муниципалитетами возложенных на них обязанностей необходимы финансовые средства. Рассказал мэр и о своем отношении к выборности. Так, по его мнению, мэры МО должны избираться населением, а депутаты по мажоритарной системе.
- Сформированная в России система местного самоуправления нормальная и не требует кардинальных изменений. А если говорить о структуре управления, я вообще против системы назначаемых сити-менеджеров. Мое мнение - мэр муниципального образования должен быть открыто избран всем населением и нести перед ним ответственность. Депутаты должны избираться по мажоритарным округам, из своего состава избирать председателя, который также будет нести ответственность и перед Думой, и перед избирателями. И все, вперед - честно работать. Ведь изначально муниципия – самоуправляемая община. Нельзя судить об удачности или неудачности всей системы по каким-то негативным примерам. Да, конечно, есть масса случаев, когда власть далека от народа и не справляется со своими обязанностями, это было всегда. Еще больше примеров того, как избранные главы муниципальных образований добросовестно исполняют свои служебные обязанности.
Как выйти из управленческого тупика, сложившегося в некоторых территориях Иркутской области? На мой взгляд, очень просто. И в Усолье, и в Братске необходимо поменять Устав, провести прямые выборы главы муниципального образования, избрать людей, которые возьмут на себя ответственность за экономическую и политическую ситуацию, и докажут всем жителям, что они в состоянии решить эти проблемы. С избранного человека можно спросить о результате. А со стороны депутатов должно быть понимание, что личные политические амбиции, политический саботаж не должны препятствовать жизни и развитию целой территории.
Предложения о реформировании системы МСУ на региональный уровень муниципалитеты Иркутской области должны внести до 25 января.
Главной задачей реформы местного самоуправления должно стать финансовое наполнение бюджетов муниципалитетов в Иркутской области и других регионах страны, считают иркутские эксперты. По их мнению иркутских, нужно избавиться от института сити-менеджеров, наполнить финансами бюджеты городских и сельских поселений и ввести крупные города в систему государственной власти, а не местного самоуправления.
Вопрос реформы местного самоуправления также прокомментировал мэр Иркутска Виктор Кондрашов. По его мнению, вопросы реформы местному самоуправления должны быть решены с помощью референдума. Это очень серьезный вопрос, его необходимо решить, посоветовавшись с населением, сообщил градоначальник.
Кроме того, невозможна или маловероятна отмена выборности мэров в городах и районах России в целом и в Иркутской области, в частности. Это связано с тем, что Россия 15 лет назад ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления, в которой четко обозначена выборность на муниципальном уровне. При этом необходимость реформирования местного самоуправления в нашей стране назрела. Против отмены выборов мэров высказался и президент России Владимир Путин.
Источник: http://irkutskmedia.ru/
Секции АСДГ: