АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Совет Федерации. В верхней палате парламента состоялось расширенное заседание Совета по местному самоуправлению при Председателе Совета Федерации

Совет Федерации. В верхней палате парламента состоялось расширенное заседание Совета по местному самоуправлению при Председателе Совета Федерации 18.10.2013

Совет Федерации. В верхней палате парламента состоялось расширенное заседание Совета по местному самоуправлению при Председателе Совета Федерации

В Совете Федерации состоялось расширенное заседание Совета при Председателе СФ по местному самоуправлению, приуроченное к 15-летию ратификации Россией Европейской хартии МСУ и 10-летию принятия Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Вела мероприятие Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. В заседании принял участие Председатель Конгресса местных и региональных властей Совета Европы (КМРВСЕ) Хервиг ван Стаа.
Валентина Матвиенко напомнила, что мероприятие проходит в преддверии 20-летия российского парламента и Конституции страны, заложившей основы современной модели организации МСУ. «Этот период стал воистину судьбоносным для развития местного самоуправления в нашей стране». За два десятилетия Россией была ратифицирована Европейская хартия местного самоуправления, сформированы правовые, финансовые и организационные основы деятельности местных органов власти. 
Спикер СФ подчеркнула, что российская муниципальная реформа твердо ориентируется на демократические ценности, определённые Европейской хартией местного самоуправления. Она напомнила, что основополагающими положениями базового закона о местном самоуправлении стали закрепление принципа муниципальной автономии и создание двухуровневой системы местного самоуправления.
Валентина Матвиенко обратила внимание на то, что российская модель местного самоуправления приобрела свои уникальные черты, среди которых - целостная система государственной поддержки местного самоуправления. По мнению спикера, важнейшим фактором развития местного самоуправления становится включение муниципального сообщества в процесс формирования органов государственной власти. «Депутаты местного уровня принимают самое непосредственное участие в отборе кандидатов на посты руководителей регионов».
Председатель Совета Федерации рассказала о законопроекте, предусматривающем введение формы голосования «против всех» в бюллетенях на выборах муниципального, регионального уровня и выборах депутатов Государственной Думы.
Также, отметила спикер, реализация инициативы председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Андрея Клишаса по увеличению числа независимых депутатов в муниципальных представительных органах создаст хорошие стимулы для политической конкуренции на местах.
«Правовое обеспечение муниципальной реформы – одно из важнейших направлений работы Совета Федерации», - заявила спикер. «Мы принципиально выступаем за системную, рассчитанную на долгосрочную перспективу политику развития местного самоуправления».
Вместе с тем Председатель Совета Федерации заметила, что у российского местного самоуправления есть немало проблем. Прежде всего, это касается определения компетенции местного самоуправления. «Реформа предполагала четкое разграничение полномочий и ответственности между уровнями публичной власти, однако эта задача не была решена в полном объеме».
Валентина Матвиенко обратила внимание на то, что финансовая обеспеченность муниципалитетов не всегда соответствует растущему кругу обязанностей. На муниципальные органы подчас возлагаются несвойственные им функции, имеющие региональную или даже федеральную значимость. «Нельзя не заметить, что налоговая и бюджетная политика в отношении муниципалитетов в основном носит выравнивающий, а не стимулирующий характер».
Председатель Совета Федерации подчеркнула, что все эти вопросы находятся в фокусе внимания руководства страны. К настоящему времени приняты законы по укреплению доходной базы муниципалитетов. В частности, сенаторы инициировали поправки в Налоговый кодекс РФ по отмене льгот по региональным и местным налогам. «Наша принципиальная позиция заключается в том, что главным ориентиром при проведении финансовой политики должны стать принципы Европейской хартии о соразмерности финансовых средств полномочиям, предоставленным муниципальным органам».
Председатель СФ считает, что для повышения собственных доходов актуальным является предложение о введении местного налога на недвижимость. Но при этом нельзя допустить роста налоговой нагрузки на малообеспеченных граждан, подчеркнула она.
Одним из потенциальных источников пополнения муниципальных бюджетов является продолжение работы по отмене льгот по местным налогам, установленным на федеральном уровне. «Свою позицию по этому поводу мы сформулировали в Постановлении палаты по формированию концепции бюджета», - сказала спикер, подчеркнув, что муниципальные власти тоже должны активно искать пути пополнения местных бюджетов, в том числе, за счет создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства.
Валентина Матвиенко отметила, что не может быть действенного местного самоуправления без профессиональных и компетентных кадров. «Совет Федерации выступил за создание специальной системы подготовки муниципальных кадров».
Далеко не все проблемы российского местного самоуправления уникальны, отметила спикер Совета Федерации. По ее словам, страны с уже сложившимися демократическими институтами также находятся в постоянном поиске наиболее оптимальных моделей местного самоуправления.
Валентина Матвиенко сообщила, что в апреле 2014 года Совет Федерации совместно с Московским государственным университетом планирует провести международную научно-практическую конференцию «Земские учреждения и органы местного самоуправления: история и современность», посвящённую 150-летию учреждения земства в России.
Завершая свое выступление, Председатель Совета Федерации отметила, что с момента вступления в силу в 1988 году Европейская хартия местного самоуправления остается уникальным правовым инструментом, заложившим демократические принципы местного самоуправления в странах-членах Совета Европы. «Реформа местного самоуправления продолжается, набирая опыт, порождая широкие научные и общественные дискуссии», - подчеркнула глава СФ.
Хервиг ван Стаа заявил, что демократии на государственном уровне не может быть без демократии местного уровня. Он поблагодарил Совет Федерации за внимание к проблемам и развитию местного самоуправления.
Глава КМРВСЕ сообщил о том, что на сегодняшний момент практически все страны, входящие в Совет Европы, подписали Хартию. Он выразил надежду, что на осенней сессии Конгресса будет заявлено о 100-процентном подписании этого документа всеми 47 странами СЕ.
Председатель Комитета по актуальным вопросам КМРВСЕ, председатель Государственного Совета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин предложил провести инвентаризацию отраслевого законодательства на предмет соответствия полномочий, закрепляемых за органами МСУ, тем, которые указаны в ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Он считает необходимым исключить дублирование полномочий органами государственной власти разного уровня, что, в частности, приводит к сложности при разграничении объектов собственности между муниципальными образованиями, нередко требуется вмешательство органов прокуратуры, других органов контроля.
Почетный член КМРВСЕ, вице-президент Конгресса Анатолий Салтыков подчеркнул роль глав регионов в становлении МСУ в России. При этом, по его мнению, работа по формированию местных властей в стране еще не завершена. Вице-президент КМРВСЕ также отметил работу, проделанную Советом Федерации по реализации Европейской хартии местного самоуправления. «Благодаря этому мы сделаем систему МСУ в России еще эффективнее».
Губернатор Кировской области Никита Белых затронул тему контроля надзорных органов за деятельностью муниципальных образований. По его словам, в ходе таких проверок выявляется масса нарушений как со стороны органов МСУ, так и со стороны надзорных структур. Губернатор рассказал, что в Приволжском федеральном округе ведется мониторинг таких проверок, выявленные нарушения тщательно анализируются, принимаются меры для их устранения. В результате общее количество проверок стало снижаться. «Задача по укреплению местного самоуправления для нас одна из важнейших. Здесь нужна гражданская активность и корректность контрольно-надзорных органов».
Президент Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, мэр Новосибирска Владимир Городецкий высказался за разработку Концепции развития системы МСУ. По его словам, она должна состоять из следующих элементов: пересмотра подхода к распределению полномочий, обеспечения муниципальных образований необходимыми бюджетными ресурсами, формирования системы стимулирования развития муниципальных образований. Как считает мэр Новосибирска, при распределении полномочий важно также учитывать объективные особенности муниципальных образований, в первую очередь крупных городов. «Города-миллионники, областные центры должны быть локомотивами развития экономики».
Председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидаев считает целесообразным перейти к формированию государственной стратегии развития МСУ на среднесрочную перспективу. Депутат полагает, что она позволит определить основные направления политики государства в этой сфере, обеспечить стабильную нормативно-правовую базу МСУ на федеральном, региональном и местном уровнях, обеспечить возможность максимально эффективного самостоятельного решения органами МСУ вопросов местного значения.
Член российской делегации в КМРВСЕ, Глава Щекинского муниципального района Тульской области Наталия Пилюс проинформировала о проведении с 15 по 22 октября Европейской недели местной демократии в России, в которой принимают участие муниципалитеты из 20 регионов. В числе одной из задач этой недели она выделила активизацию молодого поколения. Наталия Пилюс сообщила, что в эти дни в субъектах РФ проходят выборы в молодежные парламенты. «Ребята получат возможность выполнить свои предвыборные обещания».
Заместитель Министра регионального развития РФ Светлана Иванова затронула вопросы кадрового обеспечения системы МСУ. По ее данным на сегодняшний день в России существует 22 001 муниципальное образование, 518 городских округов, 1018 муниципальных районов, 1687 городских поселений, 18 722 сельских поселения, 257 внутригородских территорий. Общая численность кадрового состава органов МСУ составляет более 720 тысяч человек. Светлана Иванова также сообщила, что Минрегион подготовил инициативу о законодательном урегулировании подготовки и повышения квалификации кадров для органов МСУ. По словам заместителя Министра, определенную часть работы по подготовке кадров должны взять на себя субъекты Федерации.
Подводя итоги обсуждения, председатель Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Степан Киричук подчеркнул, что все прозвучавшие в ходе заседания предложения будут обобщены и переданы в руководящие органы КМРВСЕ. Он также поддержал прозвучавшую инициативу о разработке Концепции развития системы МСУ.

Секции АСДГ: 

Возврат к списку