16.07.2015
Недавно председатель Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев был избран президентом важнейшей для местного самоуправления ассоциации - Общероссийского конгресса муниципальных образований (ОКМО). В интервью он рассказал о том, как будут сопрягаться законотворческая и правоприменительная работа и что от этого выиграет каждая.
РФС:Виктор Борисович, муниципальное сообщество напряженно следит за законодательными новациями в подходах к организации местного самоуправления. Что удалось сделать уже сегодня?
Виктор Кидяев: Особенно плодотворно мы поработали в прошлом году, внесли ясность по структуре и полномочиям местного самоуправления. Принят важнейший 136-й закон. В нем регулируются многие существенные вопросы, сейчас мы держим их правоприменение на контроле, советуемся с регионами и муниципалитетами. Одна из задач нашего комитета - знать, как работают подготовленные нами законы, и если что-то не так, доработать их.
РФС:Идет постоянная донастройка законодательства?
Виктор Кидяев: Она необходима. Когда готовился 136-й закон, мы, идя навстречу пожеланиям субъектов, во многом расширили их полномочия в области местного самоуправления. Исходили из того, что наше государство федеративное, а субъекты достаточно зрелы и ответственны, они должны сами определиться, как им лучше. В итоге в Якутии - одни подходы, в Московской области - другие, в Ленинградской - третьи. Сейчас смотрим, общаемся, сравниваем. Работает наш сайт. Отлажено двустороннее движение. И видим, ошибок нет. А вот какие-то тонкие, слабые места регулируем. В этом направлении планируем работать и в текущем году.
Недавно провели парламентские слушания. В 2014 году в рамках реализации задач, поставленных Президентом России, были приняты уже упомянутый 136-й, 165-й и 485-й законы, формирующие новый этап развития местного самоуправления в стране. На слушаниях проанализировали практику применения новых норм - создание
муниципальных образований новых видов, изменение порядка формирования органов местного самоуправления, сокращение вопросов местного значения сельских поселений, перераспределение полномочий.
Другое очень серьезное мероприятие - Совет по местному самоуправлению при Председателе Госдумы. Надо отдать должное Сергею Нарышкину: он не только слышит нас, но и разговаривает с нами на одном языке.
РФС:Разбирается в проблемах местного самоуправления и считает его важным направлением законотворчества?
Виктор Кидяев: Мы регулярно собираемся, подводим черту наработанному, чтобы выверить, где у нас получается, где нет. Недавно мы с ним провели в Ленинградской области интересную встречу с сельскими старостами. Они рассказывали, как, оказывается, много можно сделать и малыми силами.
РФС:Сельские старосты в Ленинградской области - новый пилотный проект?
Виктор Кидяев: Это новшество успешно реализуется и в Ульяновской, и в некоторых других областях. Законом этот институт пока не регулируется.
РФС:Старосты на селе были еще в дореволюционной России, потом долгое время практически не вспоминались. Да и сейчас кто-то рассматривает их как опору, а кто-то - как лишнюю головную боль?
Виктор Кидяев: Люди разные. Если глава муниципалитета всерьез занимается местным самоуправлением, его проблемами, то понимает, что это большое подспорье. А если считает, что незачем вертикаль власти дальше вниз тянуть, - они ему в тягость. Правильный староста знает людей, слышит их. Он избирается из самых авторитетных односельчан. Тот, кто может повести за собой и будет нести ответственность.
РФС:Ему платят что-то?
Виктор Кидяев: Это добровольная общественная нагрузка. Во многих местах этот институт себя оправдывает.
РФС:У местного самоуправления в новых экономических условиях осталось два резерва - активность жителей и привлечение инвестиций на территорию. Денег часто нет и не предвидится, не поэтому ли ответственность во многом сдвинули от Центра к регионам, дав им больше полномочий?
Виктор Кидяев: Полномочия - это права и обязанности. У сельских поселений было 39 полномочий, сейчас оставили 13. Правильно сделали или нет? Давайте порассуждаем. Консолидированный объем доходов местных бюджетов в процентах к ВВП страны постоянно сокращается. В 1997 году было 10,9 процента ВВП, в 2014-м - только 4,7 процента ВВП. Подавляющее большинство муниципалитетов, и не только сельских, живут на дотации и субсидии. Их основные источники доходов - налог на имущество физических лиц, налог на землю и патент на малое предпринимательство. Больше - пока ничего. Мы сейчас везде говорим: надо, чтобы местное самоуправление само зарабатывало. Какие налоговые источники ему отдать? Было бы неплохо - подоходный налог. Упрощенный налог. Налог на общераспространенные полезные ископаемые - песок, гравий, глину, торф. И отдать все штрафные санкции.
РФС:Они за это давно борются, а почему не отдают? Это было бы справедливо. Где нарушили, там и оштрафовали. Кто поймал, тот и берет. И штрафов, и порядка станет в разы больше.
Виктор Кидяев: То же и с упрощенной системой налогообложения - у глав появилась бы заинтересованность: чем больше помогли малому бизнесу, создали нужные условия, тем больше налога собрали, тем полнее муниципальная казна.
Когда писали 131-й закон, обещали, что порядка 8,1 процента от ВВП будет оставаться на нужды самоуправления. То есть около 5,7 триллиона рублей. Сегодня реально оно получает порядка 3,5 триллиона. Если перечисленные налоги отдать, собрали бы еще около триллиона рублей. Было бы уже четыре триллиона. И тогда пошли бы дальше, внесли новые предложения, наработки есть. Мы не просим рыбы - просим удочки.
РФС:Про удочки говорим и пишем уже много лет. Вы все-таки считаете, что нельзя терять надежды и когда-нибудь денег у местного самоуправления станет достаточно?
Виктор Кидяев: Во многих странах бюджет планируется снизу. У нас так пока не получается. Время тяжелое, санкции отражаются на экономике. Но Президент нас поддерживает - решения, которые в последнее время были приняты в части местного самоуправления на федеральном уровне, стали результатом объединения идей и воли.
С одной стороны, это позиции и предложения муниципального сообщества, изложенные в итоговом документе Всероссийского съезда муниципальных образований в Суздале в ноябре 2013 года. С другой стороны, это политическая воля Президента, выраженная им в Послании Федеральному Собранию в декабре 2013 года.
РФС:И все же приходится слышать, что лучше бы Центр, десятилетиями пестовавший местное самоуправление, продолжал оставаться буфером между ним и региональными властями?
Виктор Кидяев: Ни в коем случае. Мы на правильном пути. Многие говорят спасибо за то, что ушли от шаблона. На местах, в субъектах мы должны жить с учетом различий условий, по правилам, которые устанавливает для себя сам регион. Ведь страна громадна и разнообразна, в ней не может быть все одинаково.
РФС:Одинаковы должны быть условия жизни, стандартный набор услуг, которые человек может получить. Не произойдет ли, что чем круче будет дифференциация, тем больше будет разниться качество жизни людей?
Виктор Кидяев: Выравнивание может происходить по-разному. И тут не последнее слово за местной властью. Сошлюсь на свой опыт главы муниципального района. Для начала надо в каждом населенном пункте - поселении, районе, городе - провести паспортизацию. И тогда увидим, что у нас есть, чего не хватает и что мы можем изменить, а что нет. И если нет, обращаться в субъект, а в отдельных случаях и в Центр за помощью. Паспортизация учитывает возможности населенного пункта предоставлять населению гарантированные государством услуги. Благодаря грамотному подходу многие вопросы можно будет снять и поднять жизненный уровень.
РФС:Насколько я знаю, такой инвентаризации услуг в стране не проводили. Это было вашим личным ноу-хау?
Виктор Кидяев: В законе паспортизация не прописана, но на практике делается, так как очень помогает в работе. Мне, как главе района, было интересно знать сильные и слабые стороны каждого населенного пункта, входящего в наше муниципальное образование. Это элементарно, как таблица умножения. Как можно что-то решать, если ее не знаешь? Недавно спрашиваю одного молодого человека: сколько будет семью семь? Молчит. Потом признается, а зачем знать, если сейчас у всех калькуляторы?
РФС:Не такими ли калькуляторами можно считать КИПы - комплексные инвестиционные планы муниципальных образований? Начали их составлять моногорода, пострадавшие во время кризиса, чтобы получить господдержку. Получилось не у многих. А сейчас муниципалитеты сплошь и рядом, не жалея денег на специалистов, пишут для себя такие планы?
Виктор Кидяев: Хорошо, если Москва, Белгород, Калуга и немногие другие преуспевающие города имеют возможность разработать или заказать КИП. Остальным доступнее старая добрая паспортизация. Просто составили, а потом надо действовать сообща. Людям важно понимать, что они в команде, делают общее дело. Если глава района идет коренником, а рядом - товарищи, груз довезут.
РФС:Последние лет десять, и вы как глава района с этим столкнулись, говорят, что местное самоуправление должно научиться зарабатывать. Уповают на инвестиции. То есть хороший руководитель смог затащить инвесторов на территорию, равнодушный не затащил. А ведь это не всегда от качества управления зависит? К тому же, строго говоря, подъем экономики - задача региональной власти, а отнюдь не муниципальной.
Виктор Кидяев: В 136-м законе подробно расписаны полномочия. А где полномочия, там и финансы. Оставили на селе 13 полномочий. Но вот глава провел у себя паспортизацию и знает, что ему сегодня делать, что завтра. У него есть расчеты своих возможностей. И если уверен, что способен на большее, ему вместо определенных законом 13 полномочий могут дать хоть все 23.
РФС:Когда муниципальное образование само не может привлечь инвесторов, за него это делает регион? А если оно совсем уж бесперспективное, нет там ни древесины, ни торфа, ни даже песка, чтобы хоть какое-то производство организовать?
Виктор Кидяев: Вот именно тут на первый план выходит качество управления. Надо посмотреть, как ненужные издержки убрать. Это я делал лет десять назад. Есть, скажем, в деревне школа. Она использует свое здание процентов на тридцать. Семьдесят процентов помещения пустует. А медпункт, в другом месте, обветшал, библиотека в плохом помещении - в третьем. Администрация - в четвертом. Почему бы не объединить их, каждую с отдельным входом, в одном здании? И сэкономить на ремонте, отоплении, электричестве. Или, например, нужно колодец отремонтировать, а денег нет. Но продолжаем содержать ненужные помещения в ветхом состоянии. Почему мы часто так не по-хозяйски относимся к нашей земле? Надо собрать сход, обрисовать все плюсы и минусы, вместе принять решение. Людям это понравится, кто откажется от хорошего? Рыба ищет, где глубже, человек, где лучше.
РФС:Сейчас стали гораздо больше уделять внимания именно этой стороне самоуправления - способности увлечь людей общим делом. Здесь особую роль приобретают советы муниципальных образований. Недавно вы возглавили ОКМО - Общероссийский конгресс муниципальных образований...
Виктор Кидяев: ОКМО - организация, обладающая колоссальным потенцилом, была создана по 131-му закону. Новое время расширило и усложнило задачи, стоящие перед объединением муниципалитетов. Цели и порядок его формирования прописаны в законе и, конечно, останутся прежними. Но что-то неизбежно будет меняться. Для начала мы запустим механизм двустороннего движения, чтобы образующие Конгресс советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации нас слышали, а мы во всем советовались с ними, как и они с нами.
Мы продумали структуру обновленного ОКМО. Исполнительная дирекция будет работать по пяти основным проблемным направлениям местного самоуправления. Наберем штатных специалистов. Эксперты выявят и оформят блоки проблем - по ЖКХ, транспорту, финансам, экономике. Будет свой центр правовой работы и мониторинга. Организуем пресс-центр. Запустим сайты, чтобы в ежедневном режиме принимать вопросы из регионов и от муниципальных образований. Наша цель - стать им родными и близкими, можно сказать, родителями, к которым всегда можно обратиться за советом и помощью. Отдельным блоком планируем социально-экономическую проблематику. И - по самому острому вопросу на сегодня - финансовому обеспечению муниципалитетов.
Взаимодействие предполагаем строить по федеральным округам. Для начала я встречусь со всеми восемью полпредами, мы согласуем и утвердим план работы на год. Определимся, что хотим сделать за полгода, квартал и месяц, и вместе начнем эту работу. Важное направление - центр межмуниципального сотрудничества и муниципальных практик.
РФС:Этого, как правило, ждут от всех ассоциаций. Банк лучших практик недавно стал формировать Всероссийский совет местного самоуправления (ВСМС). А в МАГе - Международной ассамблее столиц и крупных городов такая копилка существует около десяти лет.
Виктор Кидяев: Мы будем не просто собирать передовой опыт, но и помогать его освоить. Например, признали, что где-то нашли удачное решение одной из муниципальных проблем, например, построили образцовую котельную или городской транспорт самый лучший, собираем туда мэров. Привезем, расскажем, покажем. Коллеги помогут освоить это в своем городе или районе.
Следующий этап - работа с зарубежными партнерами. И конечно, - муниципальные кадры, очень острая проблема. Совместно с Академией народного хозяйства и госслужбы будем добиваться, чтобы в каждом регионе направляли на учебу и переподготовку необходимое число специалистов.
РФС:А проводить семинары планируете?
Виктор Кидяев: Обязательно. Межрегиональные семинары в каждом федеральном округе... В конгрессе есть палаты. Города - центры субъектов РФ, городские округа, муниципальные районы, городские и сельские поселения объединены в отдельные палаты ОКМО. Планируем их созвать, обсудить стоящие перед ними проблемы и наметить план работы.
РФС:Была когда-то идея объединить в конгрессе в качестве палат крупнейшие российские ассоциации муниципалитетов.
Виктор Кидяев: Они будут нашими партнерами и помощниками. Это - Союз российских городов, Ассоциация малых и средних городов России, Ассоциация сибирских и дальневосточных городов и другие.
РФС:Когда-то председателей комитетов Госдумы приглашали на собрания конгресса, чтобы из первых рук получить информацию о становлении законодательства о местном самоуправлении. Сегодня все к общей выгоде заметно упростилось. Вот ведь, что говорится, повезло - обе общероссийские организации межмуниципального сотрудничества возглавили председатели профильных комитетов палат парламента. Как планируете взаимодействовать с ВСМС? Виктор Кидяев: Будем сотрудничать. У нас много общего. Есть и различия. Как говорится, у них своя специфика, у нас - своя. Сообща будем сверять принятые законы с наработанной в городах и селах практикой.
РФС:В самом начале конгресс был местом встречи, где российские мэры «выпускали пар», поднимали острые вопросы, жаловались на пробелы в законодательстве и произвол губернаторов...
Виктор Кидяев: Времена изменились. Сегодня требуется больше конструктива. Так что площадка нужна не пар выпускать и грязью обливать, а советоваться, как работать, чтобы сделать жизнь людей лучше. Надо учиться не удар держать, а работать сообща. Наша задача выслушать, предложить вместе подумать и найти рациональное зерно для решения проблемы. А с мэрами-ветеранами надо обязательно советоваться. Главное, в чем будет сила конгресса муниципальных образований и комитета, – мы запустим работу с регионами и, уверен на 100 процентов, услышим их, а они нас. Успех и в том, и в другом случае зависит от двустороннего движения. Работы много, но это радует.
Источник: Журнал "Российская Федерация сегодня"