АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

"Российская Федерация сегодня". Механизм двустороннего движения

"Российская Федерация сегодня". Механизм двустороннего движения 16.07.2015
Недавно председатель Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев был избран президентом важнейшей для местного самоуправления ассоциации - Общероссийского конгресса муниципальных образований (ОКМО). В интервью он рассказал о том, как будут сопрягаться законотворческая и правоприменительная работа и что от этого выиграет каждая.
РФС:Виктор Борисович, муниципаль­ное сообщество напряженно следит за законодательными новациями в под­ходах к организации местного само­управления. Что удалось сделать уже сегодня?
Виктор Кидяев: Особенно плодот­ворно мы поработали в прошлом году, внесли ясность по структуре и полно­мочиям местного самоуправления. Принят важнейший 136-й закон. В нем регулируются многие существенные вопросы, сейчас мы держим их право­применение на контроле, советуемся с регионами и муниципалитетами. Одна из задач нашего комитета - знать, как работают подготовленные нами зако­ны, и если что-то не так, доработать их.

РФС:Идет постоянная донастройка законодательства?
Виктор Кидяев: Она необходима. Когда готовился 136-й закон, мы, идя навстречу пожеланиям субъектов, во многом расширили их полномочия в области местного самоуправления. Исходили из того, что наше государ­ство федеративное, а субъекты до­статочно зрелы и ответственны, они должны сами определиться, как им лучше. В итоге в Якутии - одни подхо­ды, в Московской области - другие, в Ленинградской - третьи. Сейчас смо­трим, общаемся, сравниваем. Работа­ет наш сайт. Отлажено двустороннее движение. И видим, ошибок нет. А вот какие-то тонкие, слабые места регули­руем. В этом направлении планируем работать и в текущем году.
Недавно провели парламентские слушания. В 2014 году в рамках реали­зации задач, поставленных Президен­том России, были приняты уже упо­мянутый 136-й, 165-й и 485-й законы, формирующие новый этап развития местного самоуправления в стране. На слушаниях проанализировали практи­ку применения новых норм - создание
муниципальных образований новых видов, изменение порядка формиро­вания органов местного самоуправ­ления, сокращение вопросов местного значения сельских поселений, пере­распределение полномочий.
Другое очень серьезное мероприя­тие - Совет по местному самоуправ­лению при Председателе Госдумы. Надо отдать должное Сергею Нарыш­кину: он не только слышит нас, но и разговаривает с нами на одном языке.

РФС:Разбирается в проблемах мест­ного самоуправления и считает его важным направлением законотворче­ства?
Виктор Кидяев: Мы регулярно со­бираемся, подводим черту нарабо­танному, чтобы выверить, где у нас получается, где нет. Недавно мы с ним провели в Ленинградской обла­сти интересную встречу с сельскими старостами. Они рассказывали, как, оказывается, много можно сделать и малыми силами.

РФС:Сельские старосты в Ленинград­ской области - новый пилотный про­ект?
Виктор Кидяев: Это новшество успешно реализуется и в Ульяновской, и в некоторых других областях. Зако­ном этот институт пока не регулиру­ется.

РФС:Старосты на селе были еще в до­революционной России, потом долгое время практически не вспоминались. Да и сейчас кто-то рассматривает их как опору, а кто-то - как лишнюю го­ловную боль?
Виктор Кидяев: Люди разные. Если глава муниципалитета всерьез зани­мается местным самоуправлением, его проблемами, то понимает, что это большое подспорье. А если считает, что незачем вертикаль власти даль­ше вниз тянуть, - они ему в тягость. Правильный староста знает людей, слышит их. Он избирается из самых авторитетных односельчан. Тот, кто может повести за собой и будет нести ответственность.

РФС:Ему платят что-то?
Виктор Кидяев: Это добровольная общественная нагрузка. Во многих ме­стах этот институт себя оправдывает.

РФС:У местного самоуправления в новых экономических условиях осталось два резерва - активность жителей и привлечение инвестиций на территорию. Денег часто нет и не предвидится, не поэтому ли ответ­ственность во многом сдвинули от Центра к регионам, дав им больше полномочий?
Виктор Кидяев: Полномочия - это права и обязанности. У сельских по­селений было 39 полномочий, сейчас оставили 13. Правильно сделали или нет? Давайте порассуждаем. Консоли­дированный объем доходов местных бюджетов в процентах к ВВП страны постоянно сокращается. В 1997 году было 10,9 процента ВВП, в 2014-м - только 4,7 процента ВВП. Подавляю­щее большинство муниципалитетов, и не только сельских, живут на дотации и субсидии. Их основные источники доходов - налог на имущество физи­ческих лиц, налог на землю и патент на малое предпринимательство. Боль­ше - пока ничего. Мы сейчас везде говорим: надо, чтобы местное само­управление само зарабатывало. Ка­кие налоговые источники ему отдать? Было бы неплохо - подоходный налог. Упрощенный налог. Налог на обще­распространенные полезные ископа­емые - песок, гравий, глину, торф. И отдать все штрафные санкции.

РФС:Они за это давно борются, а по­чему не отдают? Это было бы справед­ливо. Где нарушили, там и оштрафова­ли. Кто поймал, тот и берет. И штра­фов, и порядка станет в разы больше.
Виктор Кидяев: То же и с упрощен­ной системой налогообложения - у глав появилась бы заинтересован­ность: чем больше помогли малому бизнесу, создали нужные условия, тем больше налога собрали, тем полнее муниципальная казна.
Когда писали 131-й закон, обещали, что порядка 8,1 процента от ВВП будет оставаться на нужды самоуправления. То есть около 5,7 триллиона рублей. Сегодня реально оно получает поряд­ка 3,5 триллиона. Если перечисленные налоги отдать, собрали бы еще около триллиона рублей. Было бы уже че­тыре триллиона. И тогда пошли бы дальше, внесли новые предложения, наработки есть. Мы не просим рыбы - просим удочки.

РФС:Про удочки говорим и пишем уже много лет. Вы все-таки считаете, что нельзя терять надежды и когда-­нибудь денег у местного самоуправле­ния станет достаточно?
Виктор Кидяев: Во многих странах бюджет планируется снизу. У нас так пока не получается. Время тяжелое, санкции отражаются на экономике. Но Президент нас поддерживает - реше­ния, которые в последнее время были приняты в части местного самоуправ­ления на федеральном уровне, стали результатом объединения идей и воли.
С одной стороны, это позиции и предложения муниципального сообще­ства, изложенные в итоговом докумен­те Всероссийского съезда муниципаль­ных образований в Суздале в ноябре 2013 года. С другой стороны, это по­литическая воля Президента, выра­женная им в Послании Федеральному Собранию в декабре 2013 года.

РФС:И все же приходится слышать, что лучше бы Центр, десятилетиями пестовавший местное самоуправление, продолжал оставаться буфером между ним и региональными властями?
Виктор Кидяев: Ни в коем случае. Мы на правильном пути. Многие говорят спасибо за то, что ушли от шаблона. На местах, в субъектах мы должны жить с учетом различий условий, по правилам, которые устанавливает для себя сам регион. Ведь страна громадна и разнообразна, в ней не может быть все одинаково.

РФС:Одинаковы должны быть усло­вия жизни, стандартный набор услуг, которые человек может получить. Не произойдет ли, что чем круче будет дифференциация, тем больше будет разниться качество жизни людей?
Виктор Кидяев: Выравнивание мо­жет происходить по-разному. И тут не последнее слово за местной властью. Сошлюсь на свой опыт главы муни­ципального района. Для начала надо в каждом населенном пункте - по­селении, районе, городе - провести паспортизацию. И тогда увидим, что у нас есть, чего не хватает и что мы можем изменить, а что нет. И если нет, обращаться в субъект, а в отдельных случаях и в Центр за помощью. Па­спортизация учитывает возможности населенного пункта предоставлять населению гарантированные государ­ством услуги. Благодаря грамотному подходу многие вопросы можно будет снять и поднять жизненный уровень.

РФС:Насколько я знаю, такой инвен­таризации услуг в стране не проводи­ли. Это было вашим личным ноу-хау?
Виктор Кидяев: В законе паспорти­зация не прописана, но на практике делается, так как очень помогает в работе. Мне, как главе района, было интересно знать сильные и слабые стороны каждого населенного пункта, входящего в наше муниципальное об­разование. Это элементарно, как та­блица умножения. Как можно что-то решать, если ее не знаешь? Недавно спрашиваю одного молодого человека: сколько будет семью семь? Молчит. Потом признается, а зачем знать, если сейчас у всех калькуляторы?

РФС:Не такими ли калькуляторами можно считать КИПы - комплекс­ные инвестиционные планы муници­пальных образований? Начали их со­ставлять моногорода, пострадавшие во время кризиса, чтобы получить господдержку. Получилось не у мно­гих. А сейчас муниципалитеты сплошь и рядом, не жалея денег на специали­стов, пишут для себя такие планы?
Виктор Кидяев: Хорошо, если Москва, Белгород, Калуга и немногие другие преуспевающие города имеют воз­можность разработать или заказать КИП. Остальным доступнее старая до­брая паспортизация. Просто состави­ли, а потом надо действовать сообща. Людям важно понимать, что они в ко­манде, делают общее дело. Если глава района идет коренником, а рядом - товарищи, груз довезут.

РФС:Последние лет десять, и вы как глава района с этим столкнулись, го­ворят, что местное самоуправление должно научиться зарабатывать. Упо­вают на инвестиции. То есть хороший руководитель смог затащить инвесто­ров на территорию, равнодушный не затащил. А ведь это не всегда от каче­ства управления зависит? К тому же, строго говоря, подъем экономики - задача региональной власти, а отнюдь не муниципальной.
Виктор Кидяев: В 136-м законе под­робно расписаны полномочия. А где полномочия, там и финансы. Оставили на селе 13 полномочий. Но вот глава провел у себя паспортизацию и знает, что ему сегодня делать, что завтра. У него есть расчеты своих возможностей. И если уверен, что способен на боль­шее, ему вместо определенных законом 13 полномочий могут дать хоть все 23.

РФС:Когда муниципальное образова­ние само не может привлечь инвесто­ров, за него это делает регион? А если оно совсем уж бесперспективное, нет там ни древесины, ни торфа, ни даже песка, чтобы хоть какое-то производ­ство организовать?
Виктор Кидяев: Вот именно тут на первый план выходит качество управ­ления. Надо посмотреть, как ненуж­ные издержки убрать. Это я делал лет десять назад. Есть, скажем, в деревне школа. Она использует свое здание процентов на тридцать. Семьдесят процентов помещения пустует. А медпункт, в другом месте, обветшал, библиотека в плохом помещении - в третьем. Администрация - в четвер­том. Почему бы не объединить их, каждую с отдельным входом, в одном здании? И сэкономить на ремонте, отоплении, электричестве. Или, напри­мер, нужно колодец отремонтировать, а денег нет. Но продолжаем содер­жать ненужные помещения в ветхом состоянии. Почему мы часто так не по-хозяйски относимся к нашей зем­ле? Надо собрать сход, обрисовать все плюсы и минусы, вместе принять ре­шение. Людям это понравится, кто от­кажется от хорошего? Рыба ищет, где глубже, человек, где лучше.

РФС:Сейчас стали гораздо больше уделять внимания именно этой сто­роне самоуправления - способности увлечь людей общим делом. Здесь осо­бую роль приобретают советы муни­ципальных образований. Недавно вы возглавили ОКМО - Общероссийский конгресс муниципальных образова­ний...
Виктор Кидяев: ОКМО - организация, обладающая колоссальным потенцилом, была создана по 131-му закону. Новое время расширило и усложнило задачи, стоящие перед объединением муниципалитетов. Цели и порядок его формирования прописаны в законе и, конечно, останутся прежними. Но что-то неизбежно будет меняться. Для начала мы запустим механизм двусто­роннего движения, чтобы образующие Конгресс советы муниципальных об­разований субъектов Российской Фе­дерации нас слышали, а мы во всем советовались с ними, как и они с нами.
Мы продумали структуру обновлен­ного ОКМО. Исполнительная дирекция будет работать по пяти основным про­блемным направлениям местного само­управления. Наберем штатных специ­алистов. Эксперты выявят и оформят блоки проблем - по ЖКХ, транспор­ту, финансам, экономике. Будет свой центр правовой работы и мониторин­га. Организуем пресс-центр. Запустим сайты, чтобы в ежедневном режиме принимать вопросы из регионов и от муниципальных образований. Наша цель - стать им родными и близкими, можно сказать, родителями, к которым всегда можно обратиться за советом и помощью. Отдельным блоком планиру­ем социально-экономическую пробле­матику. И - по самому острому вопро­су на сегодня - финансовому обеспече­нию муниципалитетов.
Взаимодействие предполагаем строить по федеральным округам. Для начала я встречусь со всеми восемью полпредами, мы согласуем и утвердим план работы на год. Определимся, что хотим сделать за полгода, квартал и месяц, и вместе начнем эту работу. Важное направление - центр межму­ниципального сотрудничества и муни­ципальных практик.
5-4-1.jpg

РФС:Этого, как правило, ждут от всех ассоциаций. Банк лучших практик не­давно стал формировать Всероссий­ский совет местного самоуправления (ВСМС). А в МАГе - Международной ассамблее столиц и крупных городов такая копилка существует около деся­ти лет.
Виктор Кидяев: Мы будем не просто собирать передовой опыт, но и помо­гать его освоить. Например, признали, что где-то нашли удачное решение одной из муниципальных проблем, например, построили образцовую котельную или городской транспорт самый лучший, собираем туда мэров. Привезем, расскажем, покажем. Колле­ги помогут освоить это в своем городе или районе.
Следующий этап - работа с зару­бежными партнерами. И конечно, - муниципальные кадры, очень острая проблема. Совместно с Академией на­родного хозяйства и госслужбы будем добиваться, чтобы в каждом регионе направляли на учебу и переподготов­ку необходимое число специалистов.

РФС:А проводить семинары плани­руете?
Виктор Кидяев: Обязательно. Межре­гиональные семинары в каждом фе­деральном округе... В конгрессе есть палаты. Города - центры субъектов РФ, городские округа, муниципальные районы, городские и сельские поселе­ния объединены в отдельные палаты ОКМО. Планируем их созвать, обсу­дить стоящие перед ними проблемы и наметить план работы.

РФС:Была когда-то идея объединить в конгрессе в качестве палат крупней­шие российские ассоциации муници­палитетов.
Виктор Кидяев: Они будут нашими партнерами и помощниками. Это - Союз российских городов, Ассоциация малых и средних городов России, Ас­социация сибирских и дальневосточ­ных городов и другие.

РФС:Когда-то председателей комите­тов Госдумы приглашали на собрания конгресса, чтобы из первых рук полу­чить информацию о становлении за­конодательства о местном самоуправ­лении. Сегодня все к общей выгоде заметно упростилось. Вот ведь, что говорится, повезло - обе общероссий­ские организации межмуниципального сотрудничества возглавили председа­тели профильных комитетов палат парламента. Как планируете взаимо­действовать с ВСМС? Виктор Кидяев: Будем сотрудничать. У нас много общего. Есть и различия. Как говорится, у них своя специфика, у нас - своя. Сообща будем сверять принятые законы с наработанной в городах и селах практикой.

РФС:В самом начале конгресс был местом встречи, где российские мэры «выпускали пар», поднимали острые вопросы, жаловались на пробелы в законодательстве и произвол губерна­торов...
Виктор Кидяев: Времена изменились. Сегодня требуется больше конструктива. Так что площадка нужна не пар выпускать и грязью обливать, а советоваться, как работать, чтобы сделать жизнь людей лучше. Надо учиться не удар держать, а работать сообща. Наша задача выслушать, предложить вместе подумать и найти рациональное зерно для решения проблемы. А с мэрами-ветеранами надо обязательно советоваться. Главное, в чем будет сила конгресса муниципальных образований и комитета, – мы запустим работу с регионами и, уверен на 100 процентов, услышим их, а они нас. Успех и в том, и в другом случае зависит от двустороннего движения. Работы много, но это радует.

Источник: Журнал "Российская Федерация сегодня"


Возврат к списку новостей




Постоянный адрес статьи