И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О Е С О О Б Щ Е Н И Е
21-22 апреля 2016 года в городе Томске состоялась конференция АСДГ «Финансово-экономическая деятельность муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока в современных условиях». В мероприятии приняли участие руководители финансовых и экономических служб органов местного самоуправления, руководители контрольных органов, органов статистики, депутаты органов местного самоуправления, ученые, эксперты и представителей общественных объединений, принимающих участие в формировании финансово-экономической политики муниципальных образований. Конференция была организована Ассоциацией сибирских и дальневосточных городов совместно с администрацией города Томска. Участие в конференции приняли более 120 руководителей финансовых и экономических служб и экспертов из 17 муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока: Новосибирск, Омск, Новокузнецк, Бийск, Барнаул. Абакан, Сургут, Улан-Уде, Хабаровск, Уссурийск, Артем, Северск и др.
Открывая конференцию, член Совета АСДГ, мэр города Томска Иван Кляйн поздравил всех участников с Днем местного самоуправления, отметив, что это самый близкий к народу уровень власти. И пожелал всем работникам муниципалитетов терпения, здоровья и личного счастья. Говоря о тематике конференции, И.Кляйн подчеркнул: «Вы знаете, что все мы сегодня поставлены в непростые условия, когда экономическая ситуация в стране не позволяет муниципалитетам рассчитывать на серьезные вливания со стороны федерального центра. Поэтому мы все должны искать внутренние резервы для повышения доходной части бюджета или сокращать расходы». По словам мэра, Томск уже несколько лет учится «жить по средствам». Так в 2015 году расходная часть бюджета Томска была оптимизирована почти на 870 млн рублей или 11,4% от первоначально утвержденных параметров. В том числе на 154 млн руб. сокращены расходы на обслуживание муниципального долга. А экономия от проведения конкурсных процедур за 2014-2015 год превысила 234 млн руб. Помимо этого, муниципалитет смог, несмотря на кризисные явления в экономике, привлечь порядка 180 млн рублей внебюджетных средств на обустройство общественных пространств, ремонт дорог и фасадов, проведение общегородских праздников. «На текущий год перед финансово-экономическим блоком я поставил задачу не наращивать муниципальный долг, а по возможности сократить его. В этой связи особое внимание нам необходимо уделить имущественным доходам, которые по итогам 2015 года формируют около 34% собственных доходов бюджета муниципального образования (около 2,0 млрд руб.) и занимают второе место после налога на доходы физических лиц». И.Кляйн отметил, что объективно объем доходов от приватизации и аренды муниципального имущества постоянно снижается, а инвестиционный спрос на земельные участки, предлагаемые муниципалитетом к реализации на торгах, падает. В связи с этим актуальным становится вопрос расширения налогооблагаемой базы путем легализации объектов налогообложения. «Решением вопроса по повышению доходной части местных бюджетов и увеличению собираемости земельного налога и налога на имущество физических лиц, на наш взгляд, будет полнота учета земельных участков, объектов капитального строительства и их владельцев. Чтобы выполнить эту задачу необходимо обеспечить межведомственное взаимодействие государственных и муниципальных органов исполнительной власти на основе проведенной инвентаризации объектов имущества и земельных участков с последующим контролем за постановкой на учет указанных объектов, выявлением потенциальных плательщиков налогов». При этом основной потенциал роста доходов от сбора земельного налога администрация Томска видит не за счет увеличения кадастровой стоимости земель различных категорий, а в увеличении числа налогоплательщиков, в том числе за счет граждан, которые используют земли, но не торопятся оформить свое право.
С первым докладом «Экономические и финансовые проблемы местного самоуправления в современной ситуации» выступил вице-президент АСДГ Роальд Бабун. «Экономическая ситуация в стране сложная — все это понимают. Экономический блок правительства кто только не критикует — ему дают самые низкие оценки, — заявил вице-президент АСДГ. — Становится очевидно, что тем путем, которым идет нынешний экономический блок идти нельзя, надо менять стратегию. Именно для этого, как мне представляется к работе Центра стратегических разработок (ЦСР) был привлечен бывший министр финансов Алексей Кудрин и советник Президента РФ Сергей Глазьев». Р.Бабун заявил, что сегодняшние экономические реалии таковы, что «никто не даст муниципалитетам никаких дополнительных налоговых поступлений, так как субъекты Федерации очень сильно закредитованы». Поэтому, по словам вице-президента АСДГ, сегодня необходим поиск механизмов по изменению ситуации в экономике на уровне муниципалитетов. «Главными ресурсами для повышения доходной базы бюджета сегодня могут быть земля и имущество, — подчеркнул Р.Бабун. — неучтенные, незарегистрированные в установленном порядке земельные участки, повышение кадастровой стоимости — все это ресурсы для пополнения городской казны». Но, как отметил Р.Бабун, пополнение бюджета за счет кадастровой стоимости земли ударяет по карману горожан и представителей бизнеса, поэтому необходимо искать компромиссы в этом вопросе. «Важным моментом является тот факт, что муниципалитеты фактически не участвуют в процессе определения кадастровой стоимости, и АСДГ намерена поднимать этот вопрос», — заявил вице-президент Ассоциации. Он отметил, что еще одним мощным ресурсом для поддержки местного бюджета является малый бизнес — «он денежки в казну несет, худо-бедно». Еще один ресурс – социально ориентированные некоммерческие организации: «доходов они не принесут, но сократят расходы бюджета». Также, по словам Р.Бабуна, ресурсом может стать так называемое социальное предпринимательство. Также докладчик подчеркнул важность погашения муниципальных долгов и повышению эффективности работы с контрольно-счетными органами.
Мэрия Барнаула в июне ожидает секвестра городского бюджета на 2016 год из-за прогнозируемого снижения налоговых доходов, сообщил отметил в своем докладе «Экономическая политика города Барнаула в современных условиях» вице-мэр города Барнаула Вячеслав Химочка. «Сегодня мы видим, что плановые показатели бюджета по доходам будут выполнены не в полном объеме. И мы серьезно задумываемся о сокращении расходов. В июне будем выходить на секвестирование при очередном уточнении бюджета», — заявил В.Химочка. Всего планируется сократить расходы на 360 млн руб. Существенное влияние на это окажет недобор НДФЛ. По словам вице-мэра, в бюджет города на текущий год уже заложено сокращение расходов по сравнению с 2015 годом на 7,9%. Однако ранее ожидался рост поступлений от уплаты НДФЛ на 4,7% — в связи с прогнозируемым ростом фондов оплаты труда. «Однако практика работы в первом квартале говорит о том, что реальность вносит изменения в наш сценарий», — констатировал вице-мэр, посетовав, что предприятия «сегодня находятся не в лучшей экономической ситуации». «Есть уже примеры по задолженности по заработной плате. Динамика здесь не совсем хорошая. И мы прогнозируем, что по итогам года недополучим по НДФЛ 130 млн руб.», — сказал замглавы администрации города Барнаула. Кроме того, по его словам, помимо НДФЛ ожидается снижение поступлений от уплаты имущественных налогов в связи с переносом срока уплаты с октября на декабрь — это эквивалентно потере 95,5 млн руб. «Они (денежные средства), конечно, перейдут на следующий год, но хотелось их получить уже в этом году», — сказал В.Химочка. Также городские власти ожидают сохранения коэффициента-дефлятора по ЕНВД на уровне 2015 года вместо заложенного в бюджет роста — это приведет к недобору 51,1 млн руб. Как отметил В.Химочка, после перехода с инвентаризационной на кадастровую стоимость в Барнауле в налогооблагаемую базу по налогу на имущество физлиц не вошел ряд объектов. Это произошло из-за отсутствия инвентаризационной стоимости вводимого с 2013 года жилья — речь идет о 1,8 млн кв. м жилья и 148,2 млн руб. выпадающих доходов. «Единственное, что мы получим от кадастровой переоценки — это рост задолженности по аренде и по налогу на землю. Помимо этого — загруженность предприятий в судах и загруженность судов», — отметил вице-мэр, пояснив, что сегодня многие компании пытаются оспорить кадастровую стоимость земли, которая у некоторых из них выросла в 10 раз. Вместе с тем В.Химочка подчеркнул, что городу удалось сохранить муниципальный долг «на минимальном уровне» — за счет отказа от привлечения больших кредитов. По данным, размещенным на сайте мэрии Барнаула, доходы городского бюджета на 2016 год утверждены в размере 8,85 млрд руб., расходы — 9,25 млрд руб. Дефицит бюджета до сегодняшнего дня ожидался на уровне 399 млн руб., или 4,3% расходов.
О потенциале и точках роста доходной части местных бюджетов рассказала заместитель мэра Томска по экономическому развитию и инновациям Елена Лазичева. В своем выступлении она представила сравнительный анализ структуры налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов административных центров сибирского федерального округа в 2015 году. Так, свыше 40% собственных доходов в среднем приносит налог на доходы физических лиц. «Поступления НДФЛ — это показатель занятости населения и уровня заработной платы, — отметила Е.Лазичева. — Органы местного самоуправления с 2015 года работают не только над легализацией заработной платы, но и сокращением неформальной занятости. Однако отдача от этой работы пока получается не такой высокой, как хотелось бы». На данный момент в Томске выявлено 16400 неформально трудоустроенных человек, официально трудоустроить удалось только 7200. Применив в расчетах уровень заработной платы, установленный Региональным Соглашением о минимальной заработной плате в Томской области (8925 руб.), при трудоустройстве всех этих работников, дополнительные доходы городского бюджета составят порядка 60 млн руб. Доля ЕНВД в бюджетах городов составляет 7-8% в среднем. Е.Лазичева предложила в итоговый документ конференции включить рекомендации о продлении действия этого налога. Удельный вес поступлений налога на имущество физических лиц составляет от 1 до 3%. При этом существует ряд объективных причин, сдерживающих рост этих поступлений. «Для муниципалитетов, которые сохранили инвентаризационную стоимость объектов в качестве налоговой базы, данные обстоятельства не позволяют вовлекать в налоговый оборот объекты, вводимые после 1.01.2012 года из-за отсутствия информации об их инвентаризационной стоимости», — подчеркнула заместитель мэра. Кроме того, кадастровая оценка недвижимости не отражает реальную ситуацию. К примеру, в Томске некорректность кадастровой оценки проявляется в том, что завышена стоимость старых построек и в то же время занижена стоимость нового и элитного жилья. Применение такой кадастровой стоимости при начислениях налога на имущество физических лиц может создать социальную напряженность. Поэтому Е.Лазичева предложила направить от имени конференции АСДГ обращение к Правительству РФ о внесении изменений в существующую методику оценки объектов недвижимости.
«Об управлении муниципальным долгом и оптимизации расходной части бюджета» на примере Томска, рассказала начальник департамента финансов администрации Томска Ирина Ярцева. Муниципальный долг в бюджете города Томска появился впервые в 1998 году, и по данным на 1.01.2016 года составляет 58,4% от собственных доходов. Для сравнения: в Новосибирске этот показатель – 77,7%, Красноярске – 74%, Кемерово – 37,3%, Хабаровске – 18%. 82% в структуре долга занимают кредиты коммерческих банков и 18% — муниципальные ценные бумаги. При этом в качестве одного из инструментов сокращения расходов на обслуживание муниципального долга, с конца 2015 года департамент финансов Томска начал выпуск облигаций городского внутреннего займа. И сегодня Томск — единственный муниципалитет, выпускающий такие ценные бумаги. «После проведенного анализа мы поняли, что если занять у населения средства под 12%, то в выигрыше останутся обе стороны. Облигации защищены всем имуществом города, муниципальной казной и денежными средствами. Кроме того, доход по ним не облагается налогом, и он существенно выше, если сравнивать с сопоставимыми вкладами в банках. Поэтому администрация Томска в декабре прошлого года выпустила сто тысяч облигаций стоимостью одна тысяча рублей за каждую. На данный момент их продано на сумму 32 млн рублей», — отметила И.Ярцева. В целом, мероприятия по снижению расходов на обслуживание муниципального долга в 2015 году принесли экономию бюджету города в размере 154,1 млн руб.
В ходе конференции также прозвучали доклады «О порядке формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг, выполнение работ в соответствии с действующим законодательством» (Олеся Фридманович, председатель комитета социальной сферы департамента финансов администрации города Томска), «Осуществление внутреннего муниципального финансового контроля на территории города Томска» (Арина Санданова, председатель контрольно-ревизионного комитета департамента финансов администрации города Томска), «Централизация закупок товаров, работ, услуг на территории муниципального образования «Город Томск» в рамках №-44 ФЗ от 05.04.2013» (Андрей Комогорцев, начальник управления муниципального заказа и тарифной политики администрации города Томска), «Доходы бюджета города Омска: особенности, мероприятия, направленные на увеличение поступлений» (Марина Мишурова — начальник управления налоговой политики и долговых обязательств департамента финансов и контроля Администрации города Омска), «Проблемы пополнения доходной части бюджета Артемовского городского округа» (Ирина Швец, начальник финансового управления Артемовского городского округа), «Механизмы повышения эффективности реализации программного бюджета в городском округе город Хабаровск» (Татьяна Титова, начальник отдела бюджетной политики Финансового департамента администрации города Хабаровска), «Система поддержки предпринимательства на примере ЗАТО Северск» (Людмила Смольникова, заместитель Главы администрации ЗАТО Северск по экономике и финансам).
В режиме видеонференцсвязи участники конференции смогли задать свои вопросы представителям аппарата комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.
С докладом «Повышение открытости муниципального управления (подходы к реализации концепции Открытого муниципалитета)» также выступил Александр Пузанов, генеральный директор «Институт экономики города» (Москва) и Андрей Орлов, руководитель направления «Муниципальное экономическое развитие» «Институт экономики города» (Москва) с докладом «Оценка инвестиционных рисков, связанных со спецификой социально-экономического развития муниципальных образований».
В формате «круглого стола» участники мероприятия представили опыт городов Сибири и Дальнего Востока в области финансово-экономической деятельности муниципальных образований.
По итогам работы Конференции выработаны рекомендации, которые будут направлены в федеральные органы власти.