АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Мероприятия

 
 
Анонс мероприятий
План мероприятий
Мероприятия
Архив мероприятий

Конференция АСДГ «Проблемы и перспективы развития местного самоуправления в Сибири и на Дальнем Востоке в современных условиях», 23 - 24 октября 2014 г., Хабаровск

Р Е К О М Е Н Д А Ц И И

Участники конференции обсудили проблемы и перспективы развития местного самоуправления в России, задачи представительных органов местного самоуправления Сибири и Дальнего Востока на современном этапе, обменялись опытом работы представительных органов местного самоуправления Сибири и Дальнего Востока.

Участники конференции отмечают:
1. Представительные органы большинства муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока постоянно совершенствуют местную нормативно-правовую базу, проявляют законодательную инициативу в органах государственной власти, активно участвуют в социально-экономическом развитии своих территорий, осуществляют взаимодействие и предусмотренный законодательством контроль за деятельностью местных администраций по решению вопросов местного значения и переданных государственных полномочий, обеспечивают конструктивное взаимодействие с различными слоями населения и местными структурами гражданского общества, с законодательными (представительными) органами субъектов РФ, осуществляют обмен опытом работы в рамках АСДГ и других объединений муниципальных образований.
2. Вступление в силу Федерального закона № 136-ФЗ знаменует новый этап в развитии местного самоуправления в России и существенно меняет его концептуальные основы. Закон предусматривает масштабное перераспределение предметов ведения между уровнями публичной власти с передачей на уровень субъектов Российской Федерации части полномочий федерального центра и части полномочий местного самоуправления. Число правовых позиций, по которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут регулировать деятельность органов местного самоуправления, возрастает с 32 до 56. В частности, субъекты Российской Федерации получили право устанавливать своими законами порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подконтрольность, а также иные вопросы организации деятельности органов местного самоуправления, тогда как в прежней редакции ч. 3 статьи 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» эти вопросы определялись уставом муниципального образования. При установлении системы органов местного самоуправления с главой администрации, назначаемым по контракту по итогам конкурса, доля членов конкурсной комиссии от субъекта Российской Федерации увеличена с одной трети до половины, причем эта половина назначается не законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации, как это было в прежней редакции Закона, а единолично его высшим должностным лицом.
Тем самым степень автономии местного самоуправления в системе публичной власти существенно понижается.
3. В ходе проводимой практической работы по приведению регионального законодательства в соответствии с положениями 136-го закона руководители некоторых субъектов Российской Федерации не прислушиваются к мнению муниципального сообщества и пытаются «навязывать» единые для всех муниципальных образований схемы с отказом от прямых выборов глав муниципальных образований.
4. Мероприятия, предусмотренные 136-м законом, являются лишь первым этапом реформы публичной власти в России. На втором этапе предполагается оптимизация компетенций местного самоуправления, включая исключение полномочий, не соответствующих муниципальной природе, и устранение многочисленных противоречий законодательства о местном самоуправления с отраслевыми федеральными кодексами и законами. На третьем этапе должны быть решены финансовые проблемы местного самоуправления. Однако масштабы и сроки реализации второго и третьего этапов пока неясны, источники дополнительных финансовых средств не определены, а мероприятия, предусмотренные 136-м законом, сами по себе не обеспечивают реального улучшения ситуации в местном самоуправлении.
5. Комплексное решение проблем местного самоуправления, достижение поставленной Президентом Российской Федерации задачи развития «сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах» требует разработки концепции дальнейшего развития местного самоуправления в Российской Федерации и соответствующей ей государственной политики. Однако после ликвидации Министерства региональной политики РФ неясно, кто в системе федеральных органов исполнительной власти будет системно курировать вопросы местного самоуправления.

Участники конференции РЕКОМЕНДУЮТ:

1. Комитету Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления:
1.1. Ускорить работу по внесению изменений в федеральное законодательство, предусматривающих четкое определение объемов компетенций местного самоуправления и устранение противоречий между Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и иными федеральными кодексами и законами. Рассмотреть предложение о создании на базе Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Муниципального кодекса Российской Федерации.

2. Правительству Российской Федерации:
2.1. В целях обеспечения комплексного подхода к решению назревших проблем местного самоуправления провести актуализацию утвержденных Президентом России в 1999 году «Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации», с учетом сегодняшней ситуации в стране
2.2. Первоочередные мероприятия по укреплению финансовой базы местного самоуправления осуществлять в возможно короткие сроки, не ожидая завершения работы по разграничению полномочий (совмещение по времени второго и третьего этапов реформы).
2.3. Определить федеральный орган исполнительной власти, ответственный за состояние дел и реформирование системы местного самоуправления в России.

3. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
3.1. При принятии региональных законов о местном самоуправлении строго следовать указанию Президента Российской Федерации: «Нельзя ничего навязывать, надо обязательно принять во внимание мнение глав муниципалитетов, депутатов местных представительных органов. Сейчас первоочередная задача руководителей регионов – организовать диалог с муниципальными собраниями, с муниципальным сообществом, чтобы обсудить все содержательные вопросы, все нюансы преобразований». В этой связи считать наиболее целесообразным предоставление органам местного самоуправления права самостоятельно выбирать структуру органов местного самоуправления с учетом местной специфики и мнения населения, как это уже сделано в ряде субъектов РФ.
3.2. При наличии разных точек зрения региональных и муниципальных органов использовать предусмотренные законодательством механизмы учета мнения населения, в частности, путем проведения голосований.
3.3. Шире использовать практику наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями в тех сферах, в которых имеются соответствующие традиции и опыт, а муниципалитетами созданы условия для эффективного исполнения этих полномочий (первичное здравоохранение, социальная защита и социальное обслуживание, земельные отношения, экологический контроль, административное регулирование и др.) при соответствующем финансировании.

4. Представительным органам муниципальных образований:
4.1. Используя право законодательной инициативы и наличие региональных советов муниципальных образований, активнее инициировать в органах государственной власти субъектов РФ обсуждение возникающих вопросов законодательного регулирования местного самоуправления.
4.2. В крупных городах с районным делением рассмотреть в качестве альтернативы создания внутригородских муниципальных районов возможность увеличения численности депутатов представительного органа и создания районных территориальных депутатских групп, обеспечивающих приближение представительной власти к населению, более тесного взаимодействия с гражданами.
4.3. Принять муниципальные правовые акты, уточняющие способы и механизмы учета мнения населения при решении важных вопросов местного значения
4.4. Оказывать содействие и поддержку исполнительным органам местного самоуправления в формировании и реализации информационной политики.
4.5. Активнее информировать граждан о принимаемых решениях, о сути и последствиях этих решений.
4.6. Изучить и при необходимости использовать озвученные на конференции меры по совершенствованию деятельности представительных органов местного самоуправления:
- по организации территориальных депутатских групп в составе городской Думы (Хабаровск);
- по закреплению за комитетами Думы функций контроля и мониторинга муниципальных целевых программ, взаимодействию с контрольно–счетными органами и экономическими службами администраций по организации экспертизы и контроля за исполнением программ, уделяя особое внимание анализу целей и задач программ, их соответствия бюджетному заданию (Хабаровск);
- по формированию нормативной базы поддержки инвестиций, позволяющей осуществлять капитальное строительство на территории города, ликвидировать ветхий и аварийный жилой фонд на основе муниципально-частного партнерства (Хабаровск);
- по организации оперативной работы в условиях чрезвычайных ситуаций: выделение земель, ремонт объектов соцкультбыта и жилья, взаимодействие с исполнительными органами власти (Хабаровск, Комсомольск на Амуре);
- по нормативному обеспечению, поддержке инициатив инвесторов, жителей и организаций в ходе подготовки городских юбилеев, программному подходу к организации юбилейных мероприятий (Омск, Кызыл);
- по работе с правилами благоустройства города, предусматривающими работу административных комиссий, по итогам работы которых штрафы за нарушение правил поступают в бюджет города и используются на финансирование мероприятий по благоустройству территории (Омск);
- по созданию молодежного общественного совета при представительном органе на конкурсной основе, по результатам проектной молодежной деятельности; поддержка правотворческой инициативы ТОС; увеличение количества открытых заседаний (Омск);
- по проявлению законодательной инициативы в органах власти субъектов РФ по разграничению полномочий, внесению изменений в региональное законодательство (Кемерово, Артем);
- по выделению в бюджете города средств для представительного органа на поощрение активных граждан по представлению депутатов, реализацию инициатив депутатов на избирательном округе, с соблюдением проектно-целевого принципа расходования этих средств (Кемерово);
- по организации работы представительных органов с органами прокуратуры на этапе подготовки и обсуждения проектов муниципальных правовых актов (Красноярск, Омск, Хабаровск);
- по вводу в эксплуатацию объектов благоустройства с обязательной подписью депутата от соответствующего избирательного округа (Кемерово);
- по использованию открытых списков при проведении выборов депутатов представительного органа и формированию территориальных групп на этапе предвыборной кампании (Красноярск).

5. Руководящим органам АСДГ :
5.1. Исполнительной дирекции АСДГ довести настоящие рекомендации до сведения Общероссийского Конгресса муниципальных образований, Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, Правительства Российской Федерации, полномочных представителей Президента РФ в Сибирском и Дальневосточном округах, советов муниципальных образований.
5.2. Президенту и Совету АСДГ рассмотреть возможность более активного участия представителей АСДГ в работе объединений субъектов Российской Федерации Сибирского (Сибирское соглашение) и Дальневосточного федеральных округов.
5.3. Председателю секции местного самоуправления обратиться к юридической секции АСДГ для организации совместного обсуждения ряда актуальных вопросов, таких как разграничение полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления, нормативное обеспечение реформы местного самоуправления и др.

Возврат к списку мероприятий