АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Мероприятия

 
 
Анонс мероприятий
План мероприятий
Мероприятия
Архив мероприятий

Конференция АСДГ «О реализации полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока в сфере труда», 11 - 12 ноября 2010 г., Барнаул

И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О Е   С О О Б Щ Е Н И Е

11–12 ноября 2010 года в Барнауле состоялась конференция АСДГ «О реализации полномочий органов местного самоуправления в муниципальных образованиях Сибири и Дальнего Востока в сфере труда», посвященная обсуждению проблем трудового законодательства и задачам органов местного самоуправления Сибири и Дальнего Востока в решении проблем связанных со сферой трудовых отношений. Организаторами конференции выступили Ассоциация сибирских и дальневосточных городов и администрация города Барнаула.

К участию в конференции были приглашены представители органов местного самоуправления, курирующие вопросы социально-трудовой сферы городов Сибири и Дальнего Востока, руководители структурных подразделений органов по труду субъектов РФ. В качестве экспертов выступили представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, представители науки. В работе конференции приняли участие более 50 представителей из 30 муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока.

В ходе работы конференции были заслушаны доклады участников, посвященные вопросам совершенствования трудового законодательства, роли муниципалитетов в процессе совершенствования системы охраны труда, передачи отдельных полномочий для повышения эффективности деятельности муниципальных образований в сфере труда, введения новых систем оплаты труда.

На конференции в качестве экспертов выступили заместитель директора департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Сергей Курбатов, генеральный директор НИИ труда и социального страхования Виталий Федин.

В рамках конференции была организована видеоконференцсвязь между Барнаулом и Москвой, с помощью которой участники мероприятия смогли напрямую пообщаться с заместителем генерального директора по вопросам охраны и экономике труда  ФГУ «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны и экономики труда» Николаем Качаловым и заместителем директора департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области Дмитрием Аминовым.

Открыл телемост С. Курбатов, представивший доклад о новых системах оплаты труда на уровне субъектов Российской Федерации. Он отметил, что целесообразно акцентировать внимание органов на следующие моменты, связанные с переходом на новые системы: необходимо внести изменения в трудовые договоры, разработать дополнительные соглашения с работниками учреждений и привести их в соответствие с новыми системами оплаты труда, а также четко определить трудовые функции работников. Большой интерес у участников конференции вызвал доклад начальника отдела трудовых ресурсов комитета по труду мэрии Новосибирска Юлии Бахаревой, которая поделилась опытом введения новой системы оплаты труда в муниципальных бюджетных учреждениях города. По ее словам, переход на новую систему оплаты труда позволил увеличить заработную плату сотрудникам, и до нуля сократить количество работников, получающих заработок ниже прожиточного минимума. Основная проблематика, которую отмечали докладчики – сложность при разработке критериев для оценки качества деятельности руководителей и работников учреждений для обеспечения эффективного стимулирования оплаты труда квалифицированных и добросовестных работников. Наталья Янова, муниципальный координатор по введению новой системы оплаты труда в учреждениях образования Барнаула, отметила, что в Барнауле этот вопрос решен путем создания муниципального стандарта оценки качества.

«Администрация Барнаула выполняет свои полномочия в сфере труда на основе социального партнерства. Для этого заключено трехсторонне соглашение с работодателями и профсоюзами, внедрены эффективные формы работы с предприятиями и организациями столицы Алтайского края», – заявил на конференции заместитель главы администрации Барнаула Михаил Шипицин. Он отметил, что у администрации города нет определенных законодательством полномочий в сфере труда. Тем не менее, горожане постоянно обращаются в муниципалитет с этими вопросами, и муниципалитет должен их решать. Среди эффективных способов влияния на размер заработной платы М. Шипицин назвал предоставление льготных кредитов субъектам малого и среднего бизнеса, субсидирование процентной банковской ставки, предоставление помощи на основе грантов. В числе значимых мер была названа краевая программа реализации дополнительных мер на рынке труда, благодаря которой в Барнауле было создано более 23 тыс. рабочих мест, субсидии на открытие собственного бизнеса получили 230 безработных. Для организации планомерной и целенаправленной работы М. Шипицин заявил о необходимости подкрепления полномочий муниципалитетов в сфере труда законодательно и финансово, наделения муниципальных органов по труду необходимыми полномочиями.

Доклад заместителя директора департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Сергея Курбатова был посвящен вопросам совершенствования трудового законодательства. «Действует рабочая группа по совершенствованию трудового законодательства. Она возобновила работу после моратория, наложенного на внесения изменений в трудовой кодекс на время кризиса. Предложения по внесению изменений уже поступают. - Сейчас мы разрабатываем концепцию развития социального партнерства, - отметил С. Курбатов, - целый блок будет посвящен наболевшим моментам, решение которых требует внесения изменений в трудовой кодекс. В конце года проект концепции будет представлен на российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». Главная задача совершенствования трудового законодательства, по мнению С. Курбатова, – максимальное соблюдение интересов государства, работников и работодателей, регулирование правовых отношений; установление государственных гарантий прав и свобод граждан; создание благоприятных условий труда. Предложения о внесении изменений в трудовой кодекс поступают как от работодателей, так и от работников и профсоюзный лидеров. Все они тщательнейшим образом рассматриваются. Основа кодекса останется неизменной, поправки, касающиеся сиюминутной экономической ситуации, вноситься не будут». Особого внимания, по мнению С. Курбатова, заслуживают следующие проблемы: приведение в соответствие норм трудового законодательства и механизм их реализации в области социального партнерства. Например, в случае отказа работодателей от присоединения к отраслевому соглашению. С. Курбатов считает, что необходимо предоставление права органам федеральной власти для установления перечня критериев оснований письменного отказа работодателя от присоединения к соглашению, установление порядка проведения консультаций о принятии решения о мотивированности отказа работодателя от присоединения к соглашению. Рассматриваются проекты поправок, касающиеся урегулирования трудовых споров, изменений в организации охраны труда, порядка оплаты отпусков, минимального размера оплаты труда и т.д.

Передача отдельных полномочий по охране труда на муниципальный уровень – действенная мера, с которой связано повышение эффективности работы в сфере охраны труда. В этом убедились регионы, где совместная деятельность органов местного самоуправления и работодателей регламентирована на законодательном уровне. Как сообщила в докладе начальник управления труда министерства внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области Галина Пчелинова, в регионе разработанная в рамках регионального закона система охраны труда действует с 2007 года на областном, отраслевом и муниципальном уровне. Органы местного самоуправления получили возможность участвовать в реализации областных целевых программ для улучшения условий труда, организации обучения специалистов и осуществления проверки знаний ими требований по охране и обеспечению безопасности труда. Одним из основных направлений деятельности органов местного самоуправления является проведение регулярных обследований условий труда в организациях и выявление нарушений по охране труда. Главный критерий этой работы – снижение уровня производственного травматизма, – подчеркнула Г. Пчелинова.

Заместитель председателя Алтайского краевого совета профсоюзов Владимир Добрыгин познакомил участников конференции с опытом Барнаула по регулированию социально-трудовых отношений.

Помимо городской трехсторонней комиссии в Барнауле существуют ряд основных органов социального партнерства: отраслевые комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, рабочая группа по вопросу оплаты труда, комитет содействия занятости населения, межведомственная комиссия по охране труда и безопасности производства, координационный совет по ценообразованию, экспертная комиссия по бюджету города и т.д. Каждое из ведомств выполняет ряд значимых функций по контролю и реализации прав работников.

Вместе с тем, по словам В. Добрыгина, в Барнауле существует ряд трудностей, которые ограничивают возможности регулирования социально-трудовых отношений. Одна из них – низкий уровень социальной ответственности значительной части работодателей, учредителей и собственников который не способствует их участию в работе объединения работодателей, присоединению к 3-х стороннему соглашению, заключению коллективных договоров. Это характерно для малого и среднего предпринимательства, в котором занято около 30% работников в городе.

Ограничены возможности участия муниципалитета в регулировании социально-трудовых отношений в организациях, которые являются структурными подразделениями крупных межмуниципальных, межрегиональных компаний, проводящих как правило, социально безответственную корпоративную политику. В этой сфере занято до 40% наемных работников Барнаула. В качестве решения этих проблем В. Добрыгин назвал внесение изменений в федеральное и региональное законодательство, что послужит повышению роли органов местного самоуправления в регулировании отношений в области труда, повышению эффективности социального партнерства.

Наиболее действенным способом наделения муниципалитетов законными полномочия в сфере труда вице-президент АСДГ Роальд Бабун назвал принятие соответствующих законов на региональном уровне. Такие законы, по его словам, уже приняты в ряде субъектов федерации. Таким образом, разрешается законодательное противоречие, т.к. вопросы регулирования трудовых отношений являются государственными полномочиями и в компетенцию муниципалитетов не входят.

По словам С. Курбатова, универсальное решение в этом вопросе принять сложно, т.к. каждый город имеет свои особенности и подходы к решению подобных проблем. Поэтому пока окончательного решения о том, в какие именно законы будут вноситься изменения (или понадобится принимать новые законы), пока нет.

Как заявил В. Федин речи о передаче муниципалитетам всех полномочий от субъектов федерации в сфере труда нет, но было бы эффективно, если бы муниципалитеты занялись регистрацией отраслевых соглашений, расследованием несчастных случаев, квотированием рабочих мест для отдельных категорий населения, проведением ярмарок вакансий.

В ходе конференции, опытом города Новокузнецка о роли местного самоуправления в развитии социального партнерства поделилась Лариса Калентьева, начальник отдела по труду администрации города Новокузнецка. Подразделение этого муниципалитета все чаще привлекают к реализации дополнительных мероприятий, направленных на стабилизацию ситуации на рынке труда. Среди таких мероприятий – использование трансфертов по программе, принятой в Кемеровской области, позволяющей организовать стажировку выпускников учебных заведений в муниципальных учреждениях и на общественных работах. По словам Л. Калентьевой, другой правовой основы заниматься развитием социального партнерства у отдела по труду не существует. По мнению докладчика, этот вопрос нужно регулировать только на федеральном уровне путем внесения изменений в федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». По ее мнению, принятие законов на этот счет на региональном уровне не будет эффективным. В подтверждении своих слов начальник отдела по труду администрации Новокузнецка привела практику из законодательства Кемеровской области, когда в 1998 году был принят закон «Об охране труда» и прописаны полномочия органов местного самоуправления в этой сфере. После вступление в силу Трудового Кодекса РФ в 2002 году, который исключил из системы управления охраны труда органы местного самоуправления, по протесту прокуратуры закон Кемеровской области был отменен.

В ходе работы конференции был решен ряд организационных вопросов. Председателем секции АСДГ «Социально-трудовые отношения» единогласно избран председатель комитета по промышленности, предпринимательству и вопросам труда администрации Барнаула Александр Рождественский. В состав секции вошли руководители органов местного самоуправления по вопросам труда Новосибирска, Благовещенска, Хабаровска, Кемерово, Сургута. Ответственным секретарем секции избрана Юлия Аурова, руководитель отдела секционной работы исполнительной дирекции АСДГ.

Несмотря на дефицит времени, в течение двух дней участникам конференции удалось эффективно поработать. На конференции состоялся обмен опытом, было высказано много интересных идей, которые будут использованы в работе органов местного самоуправления.

По результатам обсуждения вопросов совершенствования нормативно-правового регулирования и на основании изученного опыта работы по разграничению полномочий между региональными и муниципальными властями в сфере труда в городах Сибири и Дальнего Востока участниками конференции АСДГ приняты  рекомендации органам государственной исполнительной и законодательной власти, органам местного самоуправления.


Возврат к списку мероприятий