Р Е К О М Е Н Д А Ц И И
Обсудив законодательство об установлении полномочий в сфере труда и практику работы органов местного самоуправления в городах Сибири и Дальнего Востока, конференция АСДГ отмечает, что законодательство РФ и регионов в целом регулирует полномочия региональных и муниципальных властей в сфере труда. В то же время, в процессе дискуссий участников конференции было выявлено ряд проблем препятствующих построению эффективной системы управления социально-трудовыми вопросами на территориях городов и регионов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Основной причиной является отсутствие у органов местного самоуправления отдельных государственных полномочий в сфере труда, а также невозможность их исполнения, по объективным причинам, региональной властью.
Изучив практику реализации законов субъектов РФ о наделении муниципальных образований отдельными государственными полномочиями в сфере труда в Амурской, Иркутской, Ярославской областях, а также представленную информацию Вологодской и Самарской областей, можно однозначно констатировать, что передача полномочий на муниципальный уровень дает положительный результат и значительно способствуют повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления по реализации государственной политики в вопросах труда.
Положительный эффект от наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны труда подтверждается и опытом других регионов Российской Федерации: соответствующие законы приняты в Брянской, Саратовской областях, Приморском и Забайкальском краях, Республике Алтай и ряде других субъектов Российской Федерации.
Законы о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере труда являются тем недостающим звеном в общей системе законодательства о труде и об охране труда, который создает необходимые правовые основания для организации непосредственной работы по охране труда на местах.
Как отмечают представители субъектов РФ, реализация данных законов позволила создать систему государственного управления охраной труда на территории субъектов. Ее постоянное функционирование и совершенствование обеспечивает конституционные права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Необходимо отметить, что органы местного самоуправления осуществляют организационное и методическое обеспечение реализации государственной политики в сфере трудовых отношений и координируют эту работу на подведомственной территории, непосредственно на предприятиях.
По результатам обсуждения вопросов совершенствования нормативно-правового регулирования и на основании изученного опыта работы по разграничению полномочий между региональными и муниципальными властями в сфере труда в городах Сибири и Дальнего Востока конференция АСДГ приняла следующие рекомендации:
I. Государственной Думе Федерального Собрания и Правительству Российской Федерации рассмотреть целесообразность:
1. Внесения изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части определения понятия «органов по труду», с целью определения данного статуса на уровне органов местного самоуправления.
2. Определения понятия минимального размера оплаты труда (МРОТ), с учетом выделения надбавки компенсационного характера за работу в особых климатических условиях из понятия МРОТ.
3. Включения в вопросы местного значения деятельность муниципальных образований в сфере труда и определить их в Федеральном законе от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
4. Разработки проекта Федерального закона «О минимальных социальных стандартах социального обслуживания».
5. Внедрения всеохватной системы социальных стандартов и выстраивания межбюджетного процесса в соответствии с требованиями соблюдения единых социальных стандартов.
6. Восстановления в Трудовом кодексе Российской Федерации положений, обязывающих работодателей всех форм собственности сохранять рабочие места за работниками призванными в ряды Российской Армии.
II. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
1. Рассмотреть вопрос о передаче отдельных государственных полномочий в сфере труда муниципальным образованиям. При принятии решения использовать опыт работы по данным вопросам Иркутской, Амурской, Вологодской, Самарской, Волгоградской и Ярославской областей.
2. При передаче отдельных государственных полномочий соблюдать требования статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части финансового обеспечения муниципальных образований для осуществления переданных полномочий.
3. Рассмотреть необходимость приведения методики расчета субвенций местным бюджетам по передаче государственных полномочий органам местного самоуправления в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и самих региональных законов о 100% финансировании передаваемых полномочий.
III. Рекомендовать органам местного самоуправления:
1. Подготовить предложения в региональные органы по труду о целесообразности передачи полномочий в сфере труда, исходя из рекомендаций конференции.
2. Совершенствовать работу по развитию социального партнерства в сфере труда как основной системы взаимодействия с профсоюзами и работодателями.
3. Секции АСДГ «Социально-трудовые отношения» разработать перечень основных показателей состояния и развития социально-трудовой сферы.
4. Ежеквартально направлять в исполнительную дирекцию АСДГ информацию об основных показателях состояния и развития социально-трудовой сферы в соответствии с разработанным перечнем.
5. Информировать исполнительную дирекцию АСДГ о проделанной работе по передаче отдельных государственных полномочий в сфере труда органам местного самоуправления.
IV. Исполнительной дирекции АСДГ:
1. Направить настоящие рекомендации в Государственную Думу Федерального Собрания, Правительство Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство регионального развития РФ, органы государственной власти субъектов РФ Сибири и Дальнего Востока, Общероссийский конгресс муниципальных образований, советы муниципальных образований субъектов РФ Сибири и Дальнего Востока.
2. Рассмотреть возможность обобщения основных показателей социально-трудовой сферы органов местного самоуправления Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.