Р Е К О М Е Н Д А Ц И И
Обсудив актуальные вопросы взаимодействия органов местного самоуправления и некоммерческих объединений граждан, проблемы включения граждан в процесс принятия решений и управления территориями, участники конференции «Участие граждан в местном самоуправлении: опыт, проблемы и перспективы» отмечают, что политика органов местного самоуправления в сфере организации взаимодействия с общественностью и развития институтов обеспечения участия населения в местном самоуправлении является приоритетным направлением муниципальной деятельности. В связи с этим во многих муниципальных образованиях Сибири и Дальнего Востока создана система такого взаимодействия, повышается роль некоммерческих организаций в обеспечении взаимодействия населения и органов местного самоуправления.
Однако, для успешного и эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с общественностью, для дальнейшего развития форм участия населения в местном самоуправлении необходимо упростить слишком жесткие условия Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части организации территориального общественного самоуправления; процедуры отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления; правотворческой инициативы граждан.
Необходимо также совершенствовать нормативно-правовую базу муниципальных образований в целях обеспечения прозрачности, законности, демократичности публичных слушаний, а также гарантий обеспечения участия в публичных слушаниях граждан, заинтересованных в результатах обсуждаемых решений.
Необходима организационная, информационно-методическая и финансовая поддержка территориального общественного самоуправления на уровне субъекта федерации.
Целесообразно наделить органы местного самоуправления полномочиями по формированию и ведению реестра населения муниципального образования как важного информационного ресурса для муниципального управления (в том числе обеспечения проведения общих собраний собственников, собраний (конференций) территориального общественного самоуправления).
По итогам обсуждения участники конференции рекомендуют:
Федеральным органам государственной власти:
Внести изменения в Федеральный Закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации":
дополнить п. 1 ст. 17 следующим полномочием органов местного самоуправления: обеспечение развития территориального общественного самоуправления, привлечение ТОС к работам по решению вопросов местного значения;
в ст. 27 предоставить право органам местного самоуправления самим регулировать порядок создания территориального общественного самоуправления.
Внести изменения в федеральное законодательство о некоммерческих организациях, предусмотрев такую форму муниципальной поддержки некоммерческих организаций, как проведение конкурсов по предоставлению целевого бюджетного финансирования социально-значимых (общественных, гражданских) проектов и инициатив некоммерческих организаций (грантов).
Исключить несоответствие между Федеральным законом № 131-ФЗ и федеральным законодательством о некоммерческих организациях в части требований к составу учредителей ТОС и НКО. ТОС следует признать самостоятельной формой некоммерческой организации наряду с общественным объединением.
Законодательно закрепить за органами государственной власти и местного самоуправления возможности организации и проведения за счет средств бюджета конкурсов социальных проектов некоммерческих организаций (по типу конкурса Общественной палаты РФ).
Внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, ограничивающий поддержку органами местного самоуправления общественных инициатив и некоммерческих организаций. В частности, изложить пункт 2 статьи 78.1. Бюджетного кодекса РФ в следующей редакции: «В законе (решении) о бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями. Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета устанавливается исполнительными органами государственной власти субъекта федерации, местной администрацией. В федеральном законе о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии в виде имущественного взноса в государственные корпорации. Порядок определения объема и предоставления данного имущественного устанавливается федеральными законами, предусматривающими создание государственных корпораций».
Рассмотреть возможность создания федерального информационно-методического центра на базе Министерства регионального развития РФ по вопросам взаимодействия органов местного самоуправления и общественности в целях реализации реформы местного самоуправления.
Органам государственной власти субъектов РФ:
Разработать и утвердить целевые программы по развитию институтов участия населения в местном самоуправлении, в том числе по развитию территориального общественного самоуправления.
Принять меры по оказанию поддержки товариществам собственников жилья, созданным в связи с реализацией Федерального закона № 185-ФЗ.
Использовать опыт некоммерческих организаций и ресурсы городских поселений для оказания методической и организационной помощи сельским поселениям.
Органам местного самоуправления:
Изучить и использовать представленный на конференции положительный опыт работы:
Опыт города Томска по организации местного и общественного самоуправления на территории города, созданию ресурсного центра для некоммерческих организаций, проведению конкурса по предоставлению целевого бюджетного финансирования социально-значимых (общественных, гражданских) проектов и инициатив некоммерческих организаций (конкурса на предоставление муниципального гранта), объединению ресурсов ТОС и ТСЖ для решения социальных проблем жителей и др.
Опыт города Иркутска по организации Школы активных граждан и просвещения населения.
Опыт города Байкальска по оперативному реагированию некоммерческого сектора на кризисную ситуацию в моноструктурном городе.
В пределах своей компетенции упростить процедуру определения границ ТОС.
Активнее разрабатывать муниципальные программы, направленные на поддержку и развитие гражданских и местных инициатив.
Использовать возможности некоммерческих организаций для решения вопросов местного значения путем их привлечения к муниципальной деятельности.
Способствовать созданию общего информационного пространства для деятельности общественных организаций, органов ТОС и других общественных институтов в муниципальных образованиях.
Исполнительной дирекции АСДГ, Сибирскому Центру поддержки общественных инициатив, Историко-эко-культурной ассоциации «Поволжье»:
Продолжить работу по обмену опытом и распространению лучших практик включения граждан в местное самоуправление.
Продолжить практику издания методической литературы по местному самоуправлению.
Продолжить практику проведения обучающих мероприятий в сфере территориального общественного самоуправления и жилищного просвещения.
Направить настоящие рекомендации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Общероссийский конгресс муниципальных образований, в союзы и ассоциации муниципальных образований, руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, главам и руководителям представительных органов муниципальных образований Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.