АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Об АСДГ

 
 
Устав
Структура
Органы управления
Общее собрание
Председатель
Совет
Контрольно-ревизионная комиссия
Исполнительная дирекция
Состав Ассоциации
История
Оформление членства в АСДГ
Контакты
Положение об обработке персональных данных в некоммерческой организации «Ассоциация сибирских и дальневосточных городов»

РЕШЕНИЕ № 1

Координационного совета по местному самоуправлению
Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия
субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение» и
Совета Ассоциации сибирских и дальневосточных городов

г. Иркутск                                                                                             26 марта 2013 г.

Участники совместного заседания Координационного совета по местному самоуправлению Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение» и Совета Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, проведенного с участием полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Толоконского В.А., в год 15-летия ратификации Европейской Хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г., 10-летия со дня принятия Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в преддверии празднования впервые Дня местного самоуправления отмечает, что в России решена главная задача муниципальной реформы – приближение власти к населению: повсеместно образованы городские и сельские поселения как первичный уровень местного самоуправления, сформированы органы местного самоуправления, определены ресурсы для решения вопросов местного значения. Последовательно и планомерно обсуждались и решались вопросы, касающиеся финансовой обеспеченности местного самоуправления, разграничения полномочий, оптимизации территориальной основы местного самоуправления, обеспечения единства правового пространства, направленные на дальнейшее совершенствование развития института местного самоуправления.

         В частности, с 1 января 2013 г. увеличены поступления в местные бюджеты единого сельхозналога (до 50 % в бюджеты поселений и бюджеты муниципальных районов и 100 %  – в бюджеты городских округов и бюджеты муниципальных районов, взимаемого на межселенных территориях), налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения (до 100 %  в бюджеты городских округов и бюджеты муниципальных районов). Реальностью стали субсидии местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении органами местного самоуправления полномочий по решению многих вопросов местного значения (детские дошкольные образовательные учреждения, жилищно-коммунальная сфера, ассигнования дорожного фонда субъекта Российской Федерации на предоставление бюджетных кредитов и субсидий из региональных бюджетов на строительство, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе на формирование муниципальных дорожных фондов и т.д.). С 1 января 2014 года планируется установление органами государственной власти субъектов Российской Федерации дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты от акцизов на нефтепродукты исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 10 % налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от указанного налога.

Несмотря на очевидные позитивные тенденции в развитии института местного самоуправления остается множество проблем, девальвирующих его ценность. В частности, по-прежнему не достигнута финансовая самостоятельность муниципальных образований. Отмечается рост количества принимаемых муниципальных правовых актов, не соответствующих действующему законодательству, нарушающих права и свободы граждан и препятствующих осуществлению предпринимательской деятельности. Не преодолены настроения в укрупнении муниципальных образований и проведении оптимизации территориальных основ местного самоуправления исходя не из принципа обеспечения доступности власти и ее возможности качественно решать вопросы местного значения, а исходя исключительно из удобства управления территорией.  Сохраняется практика, при которой законные требования контрольных и надзорных органов становятся фактором, побуждающим должностных лиц местного самоуправления к сложению полномочий, невозможность исполнения которых нередко связана в первую очередь с существующим дефицитом большинства местных бюджетов.
Исходя из изложенного,  Координационный совет по местному самоуправлению Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» и Совет Ассоциации сибирских и дальневосточных городов,

РЕШИЛИ:

1. Считать, что успешное социально-экономическое развитие страны, модернизация ее экономики, социальной сферы невозможно без укрепления и развития местного самоуправления – самого близкого уровня власти к населению. В связи с этим считать необходимым разработать на федеральном уровне концепцию государственной политики развития местного самоуправления, направленную на укрепление базовых принципов  местного самоуправления: близость власти к населению и способность  решения  под свою ответственность вопросов местного значения, предусмотрев, в частности, ней:
- ведущую роль городских и сельских поселений в осуществлении местного самоуправления;
- оптимальное разграничение полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления различных видов муниципальных образований, имея в виду необходимость отказа от повсеместного наделения муниципальных образований отдельными государственными полномочиями и их передачу на муниципальный уровень с выделением дополнительных налоговых доходов местным бюджетам;
- расширение собственных налоговых доходов местных бюджетов, включая  увеличение их объема в общей структуре доходов (в том числе через введение налога на недвижимость) и соответственно сокращение размера дотаций в местные бюджеты, с целью достижения соразмерности объема доходов размеру расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с решением вопросов местного значения;
- передачу федерального имущества, необходимого или фактически используемого органами местного самоуправления для решения вопросов местного значения, в муниципальную собственность, в том числе путем выделения средств из федерального бюджета, необходимых для оформления соответствующих документов;
- усиление взаимодействия органов власти всех уровней по решению вопросов местного значения.

2. Обратиться в Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с предложением ускорить разработку и принятие федеральных законов о нормативных правовых актах в Российской Федерации, а также о порядке взаимодействия контрольных и надзорных органов с органами местного самоуправления.

3. Предложить Минэкономразвития России внести изменения в Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (приказ от 4 мая 2012 г. № 263), позволяющие органам местного самоуправления участвовать в работе такой комиссии с правом представления экспертного заключения при оспаривании кадастровой стоимости физическим или юридическим лицом, а также наделяющие комиссию правом оценивать представленные заинтересованными лицами разные отчеты о рыночной стоимости земли (путем исключения пункта 20 рассматриваемого приказа Минэкономразвития России).

4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовать:
4.1. При выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований отдавать приоритет дополнительным нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц по отношению к дотациям в местные бюджеты.
4.2. Использовать механизмы стимулирования органов местного самоуправления по увеличению собственной доходной базы муниципальных образований, применяемые в субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа.
4.3. Использовать опыт Иркутской области и Красноярского края по реализации проекта «Народный бюджет», предусматривающего инициирование со стороны граждан решение различного рода вопросов местного значения, их широкое обсуждение на сходах и выделение для этих целей средств из бюджета субъекта Российской Федерации.
4.4. Дополнительно проработать материалы круглого стола на тему «О взаимодействии законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации с представительными органами местного самоуправления», проведенного Комитетом по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 3 декабря 2012 года в г. Москве, на предмет внедрения зарекомендовавших на практике форм взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления.
4.5. С участием органов прокуратуры, контрольных и надзорных органов проработать вопрос о поэтапном выполнении органами местного самоуправления требований действующего законодательстве в сфере пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения в отношении объектов недвижимости, введенных в эксплуатацию до вступления в силу соответствующих правил и нормативов.

5. Органам местного самоуправления рекомендовать:
5.1. Принять меры по повышению собираемости доходов и эффективности бюджетных расходов местных бюджетов, включая использование программно-целевого метода бюджетного планирования, оценивая потенциал и ресурсы развития территорий муниципальных образований (в том числе  направленные на сокращение задолженности по налоговым доходам, выявление неучтенных объектов недвижимости и государственную регистрацию прав на них и т.д.).
5.2. Развивать институт муниципально-частного партнерства в целях обеспечения стабильного и предсказуемого роста собственных доходов местного бюджета.
5.3. Использовать предусмотренные законом формы межмуниципального сотрудничества в целях повышения экономического потенциала муниципальных образований и качества обслуживания населения муниципальными услугами.
5.4.  При решении проблем управления многоквартирными домами использовать активность жителей в качестве ресурса стимулирования реального повышения качества управления и сокращения бюджетных расходов на эти цели.
5.5. Предусмотреть меры по содействию развития агропромышленного комплекса в муниципальных образованиях, экономика которых основана на сельском хозяйстве, включая вопросы социального развития села.
5.6. Завершить формирование в муниципальных образованиях контрольно-счетных органов, обеспечивающих целевое и эффективное использование средств местных бюджетов.
5.7. В уставах четко разграничивать нормотворческие полномочия органов местного самоуправления и их должностных лиц.
5.8. Организовать на постоянной основе планирование муниципальной нормотворческой деятельности.
5.9. Более активно применять различные формы взаимодействия с контрольными и надзорными органами, включая прокуратуру, с приглашением специалистов на заседания представительных органов и местных администраций муниципальных образований.

6. Ассоциациям муниципальных образований рекомендовать:
6.1. Заключить соглашения о взаимодействии с контрольными и надзорными органами, предусматривающие порядок обмена информацией, проведение совместных семинаров, встреч и иных мероприятий, создание рабочих групп и т.д.
6.2. Регулярно проводить для должностных лиц местного самоуправления обучающие семинары-совещания с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов прокуратуры и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

6.3. Организовать разработку на постоянной основе модельных муниципальных правовых актов.
6.4. Организовать проблемно-деятельное обсуждение возможных форм развития межмуниципального сотрудничества, обратив особое внимание на учреждение межмуниципальных предприятий и учреждений.
6.5. Оказывать организационную и методическую помощь органам местного самоуправления в целях развития межмуниципального  сотрудничества.

6.6. Обобщить опыт работы автономных некоммерческих  организаций, выполняющих социально- ориентированные функции, а также органов местного самоуправления по их поддержке, и направить соответствующие материалы и предложения для их рассмотрения на очередном заседании Координационного совета по местному самоуправлению Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение».


 

 

Председатель
Координационного совета
по местному самоуправлению
Межрегиональной ассоциации
«Сибирское соглашение»,
председатель
Законодательного Собрания
Иркутской области

Президент Ассоциации сибирских и дальневосточных городов,
мэр г. Новосибирска

 

___________________Л.М. Берлина

 

_________________ В.Ф. Городецкий