АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
|
|
РЕШЕНИЕ № 1
Координационного совета по местному самоуправлению
Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия
субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение» и
Совета Ассоциации сибирских и дальневосточных городов
г. Иркутск 26 марта 2013 г.
Участники совместного заседания Координационного совета по местному самоуправлению Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение» и Совета Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, проведенного с участием полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Толоконского В.А., в год 15-летия ратификации Европейской Хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г., 10-летия со дня принятия Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в преддверии празднования впервые Дня местного самоуправления отмечает, что в России решена главная задача муниципальной реформы – приближение власти к населению: повсеместно образованы городские и сельские поселения как первичный уровень местного самоуправления, сформированы органы местного самоуправления, определены ресурсы для решения вопросов местного значения. Последовательно и планомерно обсуждались и решались вопросы, касающиеся финансовой обеспеченности местного самоуправления, разграничения полномочий, оптимизации территориальной основы местного самоуправления, обеспечения единства правового пространства, направленные на дальнейшее совершенствование развития института местного самоуправления.
В частности, с 1 января 2013 г. увеличены поступления в местные бюджеты единого сельхозналога (до 50 % в бюджеты поселений и бюджеты муниципальных районов и 100 % – в бюджеты городских округов и бюджеты муниципальных районов, взимаемого на межселенных территориях), налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения (до 100 % в бюджеты городских округов и бюджеты муниципальных районов). Реальностью стали субсидии местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении органами местного самоуправления полномочий по решению многих вопросов местного значения (детские дошкольные образовательные учреждения, жилищно-коммунальная сфера, ассигнования дорожного фонда субъекта Российской Федерации на предоставление бюджетных кредитов и субсидий из региональных бюджетов на строительство, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе на формирование муниципальных дорожных фондов и т.д.). С 1 января 2014 года планируется установление органами государственной власти субъектов Российской Федерации дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты от акцизов на нефтепродукты исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 10 % налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от указанного налога.
Несмотря на очевидные позитивные тенденции в развитии института местного самоуправления остается множество проблем, девальвирующих его ценность. В частности, по-прежнему не достигнута финансовая самостоятельность муниципальных образований. Отмечается рост количества принимаемых муниципальных правовых актов, не соответствующих действующему законодательству, нарушающих права и свободы граждан и препятствующих осуществлению предпринимательской деятельности. Не преодолены настроения в укрупнении муниципальных образований и проведении оптимизации территориальных основ местного самоуправления исходя не из принципа обеспечения доступности власти и ее возможности качественно решать вопросы местного значения, а исходя исключительно из удобства управления территорией. Сохраняется практика, при которой законные требования контрольных и надзорных органов становятся фактором, побуждающим должностных лиц местного самоуправления к сложению полномочий, невозможность исполнения которых нередко связана в первую очередь с существующим дефицитом большинства местных бюджетов.
Исходя из изложенного, Координационный совет по местному самоуправлению Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» и Совет Ассоциации сибирских и дальневосточных городов,
РЕШИЛИ:
1. Считать, что успешное социально-экономическое развитие страны, модернизация ее экономики, социальной сферы невозможно без укрепления и развития местного самоуправления – самого близкого уровня власти к населению. В связи с этим считать необходимым разработать на федеральном уровне концепцию государственной политики развития местного самоуправления, направленную на укрепление базовых принципов местного самоуправления: близость власти к населению и способность решения под свою ответственность вопросов местного значения, предусмотрев, в частности, ней:
- ведущую роль городских и сельских поселений в осуществлении местного самоуправления;
- оптимальное разграничение полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления различных видов муниципальных образований, имея в виду необходимость отказа от повсеместного наделения муниципальных образований отдельными государственными полномочиями и их передачу на муниципальный уровень с выделением дополнительных налоговых доходов местным бюджетам;
- расширение собственных налоговых доходов местных бюджетов, включая увеличение их объема в общей структуре доходов (в том числе через введение налога на недвижимость) и соответственно сокращение размера дотаций в местные бюджеты, с целью достижения соразмерности объема доходов размеру расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с решением вопросов местного значения;
- передачу федерального имущества, необходимого или фактически используемого органами местного самоуправления для решения вопросов местного значения, в муниципальную собственность, в том числе путем выделения средств из федерального бюджета, необходимых для оформления соответствующих документов;
- усиление взаимодействия органов власти всех уровней по решению вопросов местного значения.
2. Обратиться в Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с предложением ускорить разработку и принятие федеральных законов о нормативных правовых актах в Российской Федерации, а также о порядке взаимодействия контрольных и надзорных органов с органами местного самоуправления.
3. Предложить Минэкономразвития России внести изменения в Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (приказ от 4 мая 2012 г. № 263), позволяющие органам местного самоуправления участвовать в работе такой комиссии с правом представления экспертного заключения при оспаривании кадастровой стоимости физическим или юридическим лицом, а также наделяющие комиссию правом оценивать представленные заинтересованными лицами разные отчеты о рыночной стоимости земли (путем исключения пункта 20 рассматриваемого приказа Минэкономразвития России).
4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовать:
4.1. При выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований отдавать приоритет дополнительным нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц по отношению к дотациям в местные бюджеты.
4.2. Использовать механизмы стимулирования органов местного самоуправления по увеличению собственной доходной базы муниципальных образований, применяемые в субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа.
4.3. Использовать опыт Иркутской области и Красноярского края по реализации проекта «Народный бюджет», предусматривающего инициирование со стороны граждан решение различного рода вопросов местного значения, их широкое обсуждение на сходах и выделение для этих целей средств из бюджета субъекта Российской Федерации.
4.4. Дополнительно проработать материалы круглого стола на тему «О взаимодействии законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации с представительными органами местного самоуправления», проведенного Комитетом по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 3 декабря 2012 года в
г. Москве, на предмет внедрения зарекомендовавших на практике форм взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления.
4.5. С участием органов прокуратуры, контрольных и надзорных органов проработать вопрос о поэтапном выполнении органами местного самоуправления требований действующего законодательстве в сфере пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения в отношении объектов недвижимости, введенных в эксплуатацию до вступления в силу соответствующих правил и нормативов.
5. Органам местного самоуправления рекомендовать:
5.1. Принять меры по повышению собираемости доходов и эффективности бюджетных расходов местных бюджетов, включая использование программно-целевого метода бюджетного планирования, оценивая потенциал и ресурсы развития территорий муниципальных образований (в том числе направленные на сокращение задолженности по налоговым доходам, выявление неучтенных объектов недвижимости и государственную регистрацию прав на них и т.д.).
5.2. Развивать институт муниципально-частного партнерства в целях обеспечения стабильного и предсказуемого роста собственных доходов местного бюджета.
5.3. Использовать предусмотренные законом формы межмуниципального сотрудничества в целях повышения экономического потенциала муниципальных образований и качества обслуживания населения муниципальными услугами.
5.4. При решении проблем управления многоквартирными домами использовать активность жителей в качестве ресурса стимулирования реального повышения качества управления и сокращения бюджетных расходов на эти цели.
5.5. Предусмотреть меры по содействию развития агропромышленного комплекса в муниципальных образованиях, экономика которых основана на сельском хозяйстве, включая вопросы социального развития села.
5.6. Завершить формирование в муниципальных образованиях контрольно-счетных органов, обеспечивающих целевое и эффективное использование средств местных бюджетов.
5.7. В уставах четко разграничивать нормотворческие полномочия органов местного самоуправления и их должностных лиц.
5.8. Организовать на постоянной основе планирование муниципальной нормотворческой деятельности.
5.9. Более активно применять различные формы взаимодействия с контрольными и надзорными органами, включая прокуратуру, с приглашением специалистов на заседания представительных органов и местных администраций муниципальных образований.
6. Ассоциациям муниципальных образований рекомендовать:
6.1. Заключить соглашения о взаимодействии с контрольными и надзорными органами, предусматривающие порядок обмена информацией, проведение совместных семинаров, встреч и иных мероприятий, создание рабочих групп и т.д.
6.2. Регулярно проводить для должностных лиц местного самоуправления обучающие семинары-совещания с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов прокуратуры и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
6.3. Организовать разработку на постоянной основе модельных муниципальных правовых актов.
6.4. Организовать проблемно-деятельное обсуждение возможных форм развития межмуниципального сотрудничества, обратив особое внимание на учреждение межмуниципальных предприятий и учреждений.
6.5. Оказывать организационную и методическую помощь органам местного самоуправления в целях развития межмуниципального сотрудничества.
6.6. Обобщить опыт работы автономных некоммерческих организаций, выполняющих социально- ориентированные функции, а также органов местного самоуправления по их поддержке, и направить соответствующие материалы и предложения для их рассмотрения на очередном заседании Координационного совета по местному самоуправлению Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение».
Председатель
|
Президент Ассоциации сибирских и дальневосточных городов,
|
___________________Л.М. Берлина |
_________________ В.Ф. Городецкий |