АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Запись вебинара 24.08.2017
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Парламентская газета. Замедлят, оштрафуют, заблокируют: что грозит электросамокатчикам

12.08.2025

Парламентская газета. Замедлят, оштрафуют, заблокируют: что грозит электросамокатчикам

За езду на одном электросамокате вдвоем и передачу управления детям пользователя навсегда заблокируют в сервисе аренды. За менее существенные нарушения, например неспешивание на пешеходном переходе или неправильную парковку средства индивидуальной мобильности (СИМ), клиенту понизят рейтинг и снизят скорость езды. О тестировании такой технологии в Москве сообщил в соцсети глава столичного дептранса Максим Ликсутов. В отсутствие единого федерального регулирования опрошенные «Парламентской газетой» эксперты и парламентарии поддержали инициативы кикшеринговых компаний и властей в регионах, отметив, однако, что по-прежнему в серой зоне остаются частные СИМ — на них приходится почти половина всех происшествий, эффективно воздействовать на владельцев пока не получается.

Компании нашли неблагонадежных
Рейтинг пользователей кикшеринговые компании запустили в тестовом режиме в мае 2025 года и в течение двух месяцев анализировали получаемые данные о нарушениях и аварийности, рассказала «Парламентской газете» руководитель Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман. Учитывали опыт вождения СИМ — число поездок, наличие штрафов, предупреждений и аварий, а также стиль вождения, качество парковки, подтверждение возраста и другие факторы.
Выяснилось, что 89 процентов пользователей аккуратно водят и паркуются, не были зафиксированы технологией определения поездок вдвоем и подтвердили свой возраст, написал в соцсети Максим Ликсутов. Относительно 10 процентов ездоков объективной картины пока не сложилось, и только для 0,03 процента пользователей система определила низкий рейтинг: в поездках зафиксированы случаи агрессивного вождения или неаккуратная парковка.
Рейтинг изначально задумали как инструмент для поощрения добросовестных водителей электросамокатов и ограничения неблагонадежных, объяснила Ксения Эрдман.
«Для пользователей с высшим рейтингом уже доступна максимально допустимая по Правилам дорожного движения скорость в 25 километров в час, для людей с систематическими нарушениями она снижена до 16-20 километров в час, — сказала она. — При этом по-прежнему за грубые нарушения, такие как езда вдвоем и более на одном самокате, передача управления СИМ ребенку и пьяное вождение, действуют крупные штрафы и блокировка».

Рынок пресытился
В 2025 году впервые за последние семь лет зафиксировали снижение количества ДТП с участием СИМ. В первом полугодии их произошло 1513, что на 20 процентов ниже, чем за тот же период 2024-го, сообщили в Национальном центре безопасности дорожного движения МВД. На те же 20 процентов уменьшилось число пострадавших, ранения получили 1572 человека. Погибли 23 человека, это на 9,5 процента больше, чем за первые шесть месяцев 2024 года.
На прокатные СИМ пришлось 53 процента всех аварий, 45 процентов ЧП произошли с частными электросамокатами, в остальных случаях определить владельца не удалось.
Снижение скорости для неблагонадежных СИМоводов — абсолютно правильная мера, сказал «Парламентской газете» первый зампред Комитета Госдумы по транспорту Павел Федяев.
«Мы об этом говорили давно и говорим постоянно, и хорошо, что операторы к этому пришли, — отметил он. — По статистике, наибольшее снижение аварийности произошло в Москве, где впервые в России усилили учетную запись пользователя, введя обязательную регистрацию через городской портал, столичный аналог «Госуслуг»».
На статистику, по мнению Федяева, повлияло и насыщение рынка СИМ: если в прошлые годы происходил кратный рост парка электросамокатов и количества поездок, то в 2025-м он замедлился.
«Сейчас мы видим то количество СИМ, в отношении которого нужно выстраивать регулирование, и, конечно, будем возвращаться к этой работе на уровне парламента», — заключил депутат.

Что делать с серой зоной
Большинство раненых в ДТП на электросамокатах людей — молодые, почти 40 процентов пользователей — дети 10-17 лет, следует из полицейской статистики. Это при том, что по правилам кикшеринговых сервисов брать СИМ в аренду могут только совершеннолетние.
Если даже крупные компании, обладающие технологиями цифрового контроля, не могут обеспечить соблюдения правил, то что говорить о частных владельцах СИМ. Они по-прежнему остаются в тени, большинство ограничений на них не распространяется, сказал «Парламентской газете» член Общественной палаты РФ Александр Холодов.
«Это проблема, к решению которой никак не могут подступиться, — констатировал он. — Звучали предложения об обязательной регистрации каждого СИМ, но они пока не реализованы, поэтому за регулирование взялись власти в регионах».
Что касается инициатив кикшеринговых компаний, то им следовало бы не только наказывать пользователей, но и поощрять, считает Холодов. Технологии сейчас таковы, что можно замерить среднюю скорость поездки и ее траекторию, определив, спешивался ли человек на пешеходном переходе, лихачил ли, совершал ли какие-то опасные действия.
«Если все нормально и ничего такого не было, можно вводить определенные скидки на следующие поездки, а не повышать скорость», — отметил член ОП.
Треть аварий с участием СИМ произошли в местах пересечения проезжих частей — это выезды с прилегающих территорий и перекрестки. Больше четверти — на тротуарах и пешеходных дорожках. На пешеходных переходах зафиксировали чуть больше 20 процентов всех ЧП. На электросамокатах, напомним, можно кататься хоть по тротуару, хоть по обочине дороги.

Возврат к списку