АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Запись вебинара 24.08.2017
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Портал «ЯСНО». Градостроительство в России: творческий подход в благоустройстве городской среды и стратегии развития города

24.02.2025

Портал «ЯСНО». Градостроительство в России: творческий подход в благоустройстве городской среды и стратегии развития города

Как вдохновить власти муниципалитетов на долгосрочные перемены, сделать жилое пространство комфортным, функциональным и внести эстетику в «бетонные джунгли.
Что не так с отечественными городами и улучшением городской среды, в своем докладе на прошедшей в Краснодаре Всероссийской школы градостроителей поделился известный архитектор Сергей Маяренков. В своем выступлении руководитель АНО «Иркутские кварталы» рассказал о проблемах градостроительства в России и о том, как современные неуютные городские пространства превратить в «инкубаторы будущего», где городская экономика, творчество и долгосрочное мышление станут драйверами развития.

Городская экономика: где искать источники роста для российских муниципалитетов
Маяренков начал с простого, но важного вопроса: «Почему в городах люди зарабатывают больше, чем в деревнях?»
Ответ кроется в разделении труда — процесса, который поддерживает рост городов и лежит на основе урбанистики в России. В деревне люди занимаются всем: от выращивания еды до строительства жилья. Это делает труд селян малопроизводительным, так как им приходится заниматься всем сразу, не имея возможности специализироваться и повышать свою компетентность. Город же обязан своим существованием глубокой специализации, где каждый может заниматься своим делом, обеспечивая добавленную стоимость.
Однако в России этот процесс застрял на полпути. Многие горожане до сих пор живут в логике «выживания», а не «развития». Они не могут или не хотят переходить к более специализированным и прибыльным видам деятельности, потому что им не предоставляют возможностей или они не знают, как это сделать.
А это тормозит развитие городов. Вместо того, чтобы раскрыть свой потенциал в качестве «инкубаторов новых знаний и возможностей», российские муниципалитеты часто остаются жить в логике «универсального хозяйства». В итоге города не раскрывают свой потенциал, а их жители продолжают довольствоваться малым. Кроме того, многие предприниматели не умеют позиционировать и продвигать свою продукцию, чтобы привлечь клиентов. Зачастую местному выгоднее покупать чужое, чем производить свое.
Одна из главных проблем градостроительства — отсутствие четкой экономической модели. Маяренков приводит пример якутского поселения Тикси в Арктике, где в местном кафе предлагают паста «Карбонара» и салат «Цезарь», хотя местные жители сушат рыбу дома и угощают ею приезжих. Это свидетельствует о более глубокой проблеме: муниципалитеты не умеют использовать свои уникальные ресурсы, что тормозит развитие малых городов.
— Когда ты потребляешь местное — создаешь спрос на местные продукты. Когда ты потребляешь чужое — поддерживаешь чужую экономику, — отмечает архитектор.
Сегодня многие города пытаются копировать чужие успехи, не понимая их отличительных преимуществ и теряя свою городскую идентичность. Это приводит к тому, что инвестиции уходят в «пустоту». Маяренков приводит абсурдный случай: реставрация здания за 29 миллионов рублей в городе с населением 50 тысяч человек. При стоимости 200 тысяч за квадратный метр проект никогда не окупится. Потому что отсутствует концепция, как он будет привлекать туристов или местных жителей.
— Картинки есть, паспорт инвестиционный есть, а экономика не работает, — сетует эксперт.

Благоустройство окружающей среды: красота как экономическая категория
Красота в городе — это не просто эстетика, а еще и экономическая категория, уверен Маяренков.
Историческая красота появилась там, где были излишки ресурсов и свободного времени, что подтверждает успех градостроительства. В дореволюционной России купцы построили роскошные кварталы, чтобы добиться требований лидера и привлечь клиентов. В советское время, при переносе производства на окраины, красивые старые центры утратили эстетическую функцию во многих населённых пунктах. Сегодня, чтобы создать современные общественные пространства и вернуть эстетику, необходимо понять, какую роль она играет, уверен Маяренков.
В качестве удачного примера благоустройства городов он привел проект «Город – лес» в Йошкар-Оле, где архитекторы вдохновились природой и марийской культурой «последних язычников Европы». По его словам, уникальные проекты благоустройства могут иметь большое значение для туристов и замедлить отток населения. В новом квартале Йошкар-Олы улицы растворяются в лесу, создавая связь с традициями региона и укрепляя историческое наследие города.
Подобные решения, сочетающие особенности экономики и природы, могут работать вместе, создавая городские общественные пространства и делая города комфортными.

Стратегия развития города: как разбудить спящие муниципалитеты?
Одна из главных проблем градостроительства — это отсутствие долгосрочного видения, считает эксперт
— Мы хотим молоко без коровы, — сетует Маяренков.
По его словам городские и региональные власти часто требуют быстрых результатов, но не готовы инвестировать в исследования и планирование. Однако именно стратегическое планирование может стать залогом процветания городского пространства на долгие годы.
Примером успешного долгосрочного подхода служит Сингапур, где геотехнологический кластер проектировали 9 лет, а построили за год. В России же часто сначала строят, а потом осознают существующие вызовы и затем переделывают. Это приводит к огромным потерям ресурсов.
— Предпринимательство — это творчество, творчество — это новые знания, — акцентирует архитектор.
Эксперт утверждает, что муниципальные власти должны учиться использовать ресурсы с помощью идей и инноваций, создавать уникальные продукты и обеспечивать вовлечение жителей в развитие города.
В качестве позитивного примера Маяренков приводит 130-й квартал в Иркутске, в создании которого он принимал участие. Здесь инвестиции множества инвесторов объединились в крупный проект, в рамках которого участники восстановили или даже воссоздали утраченные архитектурные шедевры. Сюда перенесли старинные здания из разных районов города, а также отреставрировали 32 дома на территории квартала. Это не только изменило облик города, но и создало новую экономическую модель.
Пешеходная зона с мощёными улочками, деревянные домики с резными украшениями, скульптуры и уютные дворики — всё это создаёт гармоничный исторический облик квартала, ставшего туристическим и торговым центром города и построенного таким образом, как сделать город комфортным для жизни.
Но в процессе обустройства новой территории предпринимательство сталкивается с препятствиями. Собственники, живущие на доходы от консервативных активов, не могут накопить ресурсы для перехода к новым проектам. Маяренков рассказывает, что Якутске участок в центре, где могло бы быть четыре отеля, остается пустым: владелец получает выручку от мелкой торговли, не считая «длинных денег» на инвестиции. Это типовая проблема. К примеру, в городских центрах многие собственники старых гостиниц с персоналом в 10 человек не готовы трансформировать их в пятизвёздочные отели с персоналом в 300 человек.
Подобные объекты обычно решаются, когда приходят новые собственники или у бизнеса появляются совладельцы, готовые инвестировать, чтобы увеличить прибыль и сделать свое пространство уникальным.

Уникальные проекты благоустройства: импульсные проекты и энергетика человеческого потенциала
Маяренков предлагает импульсные проекты как способ запустить развитие. В качестве метода благоустройства городов он приводит один из американских городов, столкнувшийся с кризисом после принятия решения о работе градообразующего промышленного предприятия. Но это побудило жителей запустить механизм восстановления, начав с ферм по разведению форели, которые приведут туристов и рыбаков. В России благоустройства и источники роста городской экономики также могут быть связаны с природой или другими особенностями, как историческое наследие и особенности местного бизнеса. Но их необходимо найти и осмыслить.
Вдохновляющий пример — Брэндон Гримм, который в 1962 году осуществил мечту многих современных состоятельных людей, купив небольшой остров на Сейшелах. За 39 лет он превратил пустой клочок земли в океане в национальный парк, посадив 16 тысяч деревьев.
— Представьте, какие возможности таятся в наших городах, где живут десятки тысяч людей с техникой, оборудованием и инфраструктурой. Умножьте это на 50 тысяч жителей с применением техники и школы — какая энергия законсервирована в наших городах! — акцентирует Маяренков.
Эксперт приходит к выводу, что в России такие позитивные тенденции в области градостроительства тоже есть. Так, советские строители возводили город в тайге, полагаясь на человеческий потенциал и заранее продумывая удобства и функциональные обживаемые пространства.
Главный вызов для современных российских городов — это не отсутствие денег, а отсутствие долгосрочного видения и неумение использовать свои уникальные ресурсы.
Чтобы город стал движущей силой экономики и центрами притяжения, необходимо изучить стратегию мышления, обеспечить вовлечение жителей в развитие города и создать условия для предпринимательства, пригласив эксперта. По словам Маяренкова, «город — это место, где люди самоопределяются». И только когда каждый горожанин почувствует себя частью общего будущего, муниципалитеты России смогут раскрыть свой потенциал.
Градостроительство в России, по мнению Маяренкова, должно вернуться к истокам — к смелым замыслам, таким, как эскиз Петергофа руки Петра I. Сегодняшние мастер-планы, переполненные цифрами и расчетами, часто лишены души. Задача профессионалов — создать программу, понятную заказчику, и вдохновить их на долгосрочные проекты. Только так населённые пункты перестанут быть заложниками прошлого и отправятся к источникам будущего, становясь настоящим городами для людей.

Источник: сайт https://yasnonews.ru/

Секции АСДГ: 

Возврат к списку