23.10.2025
Ведомости. Инфраструктура меняет карту путешествий россиян
Туризм в России набирает обороты. Количество поездок за восемь месяцев 2025 г. выросло почти на 5,5% по сравнению с аналогичным периодом 2024 г., сообщил на стратегической сессии правительства по развитию туризма председатель правительства РФ Михаил Мишустин. По его словам, в 2024 г. инвестиции в туризм составили 1,1 трлн руб. – в три раза больше, чем четыре года назад. «В России туристическая отрасль сегодня в тройке самых быстрорастущих, делит второе место с IT-индустрией», – заявил на сессии вице-премьер Дмитрий Чернышенко.
Развитие отечественного туристического рынка характеризуется сменой географических предпочтений путешественников, отмечают опрошенные «Ведомости. Туризм» эксперты. Сегодня важную роль для туристов играют не только сезонные факторы или исторически сложившиеся направления, но и инфраструктурные элементы: дороги, гостиницы, транспортные узлы и сервисные объекты, подчеркнул вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Алексей Мусакин. «Все большее значение приобретает автомобильный туризм, поездки на высокоскоростных поездах. Без дорог может развиваться только экстремальный и экотуризм, но эти виды не формируют такую добавленную стоимость, как основные», – пояснил он.
Если раньше путешественников в первую очередь привлекали классические локации вроде морских курортов, горных склонов или гастрономических фестивалей, то сейчас туристический поток распространяется гораздо шире, следуя за развитием инфраструктуры, рассказал Мусакин. «Так, круглогодичный туризм в Красной поляне (Сочи) резко вырос после строительства Кепшинского тоннеля в 2005 г.», – привел пример эксперт.
«Новая автомобильная трасса, модернизированный аэропорт, современный отельный комплекс или даже яркий фестиваль могут не только поддержать существующий спрос, но и буквально создать новое туристическое направление с нуля, превратив забытые регионы в популярные точки на карте», – отметила коммерческий директор туроператора «Алеан» Оксана Булах. Этот процесс, по ее словам, отражает глубокие изменения в подходе к организации пространства: от фрагментарных инициатив к комплексному планированию, где инфраструктура выступает катализатором экономического и социального развития территорий. «Инфраструктура – это не поддержка туризма, а его фундамент. Без нее нельзя создать устойчивый спрос. Но именно она позволяет регионам стать заметными и конкурентоспособными», – уверена Булах.
Национальные планы
С конца 2021 г. в стране действует национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». Его задача – повысить роль туристической сферы в экономике России и увеличить число поездок до 140 млн к 2030 г. «Главой государства обозначена цель – нарастить в ближайшие пять лет долю туристической отрасли в ВВП до 5%. По итогам прошлого года этот показатель составил чуть менее 3%», – заявлял Мишустин на стратегической сессии правительства. Для достижения цели, по его словам, необходимо усилить работу. «Где требуется, пересмотреть подходы, продумать дополнительные эффективные решения», – отметил председатель правительства. По его словам, на развитие индустрии в течение следующих пяти лет планируется направить суммарно около 400 млрд руб. «За предыдущий аналогичный период, напомню, уже было выделено из федерального бюджета порядка четверти триллиона рублей», – сообщил Мишустин.
8 октября совет федерации в постановлении «О текущей ситуации в экономике и основных задачах социально-экономического развития РФ» рекомендовал правительству России предусмотреть непрерывное обеспечение бюджетными средствами субсидии на развитие туристской инфраструктуры.
По прогнозам Минэкономразвития, к 2030 г. внутренний туризм может достичь 140 млн поездок в год, но это требует инфраструктурных инвестиций. Новые хабы формируются вокруг Казани, Нижнего Новгорода, Калининграда и Владивостока, а на подходе – Архыз и Алтай.
«Государство необходимо там, где нужно проложить фундамент: дороги, аэропорты, инженерные сети, благоустройство. Без этого бизнес не рискнет инвестировать. В отдаленных регионах такие вложения – не коммерция, а стратегия: обеспечение связности страны и создание задела для будущего роста», – отметил аналитик по суверенным и региональным рейтингам агентства «Эксперт РА» Кирилл Лысенко.
Но когда базовые условия созданы, добавил он, на первый план выходит частная инициатива. «Туризм живет за счет разнообразия – гостиниц, кафе, экскурсий, ремесел. Для этого важны понятные правила, налоговые льготы, доступные кредиты», – пояснил эксперт. Там, где государство создает прозрачные условия, туризм развивается естественно, подчеркнул он.
Транспортный фундамент
Транспортная доступность остается одним из главных условий для устойчивого роста туризма, считают аналитики отрасли. Без удобной логистики даже самые живописные места рискуют остаться на периферии, отметила Булах.
«Развитость транспортной инфраструктуры – это важное условие того, станет ли место туристическим магнитом или останется незаметной точкой на карте. Хорошая дорога способна оживить территорию, а ее отсутствие – надолго заморозить потенциал», – уверен Лысенко. Так, Ладожские шхеры в Карелии еще недавно были труднодоступным направлением, куда можно было добраться только по разбитым проселкам или воде, привел пример аналитик. «После реконструкции трассы А-121 “Сортавала” и улучшения подъездных дорог регион стал одним из самых популярных маршрутов выходного дня», – отметил аналитик.
По его словам, теперь путешественники из Петербурга могут добраться до Сортавалы за несколько часов, что сделало шхеры доступными, а местный туризм – прибыльным. На Соловецких островах, добавил он, важнейшим элементом транспортного развития стала дамба, соединяющая Большую Муксалму с главным островом архипелага. В Чегемском ущелье в Кабардино-Балкарии ключевую роль сыграла реконструкция автодороги Чегем-Булунгу. Долгое время маршрут оставался сложным из-за разрушенного покрытия и оползневых участков. После обновления дороги и укрепления склонов доступ к знаменитым Чегемским водопадам и горным селам стал гораздо проще, рассказал Лысенко.
«Взять, к примеру, Республику Алтай: в последние годы развитие инфраструктуры горнолыжного курорта “Манжерок” тесно связано с модернизацией аэропорта Горно-Алтайска», – прокомментировала Булах. В июле 2025 г. здесь открылся международный терминал, что позволило расширить географию рейсов и повысить комфорт для пассажиров», – отметила она. Полная реконструкция аэродрома и строительство нового аэровокзала запланированы к 2028 г. с инвестициями в 11,87 млрд руб., добавила эксперт. «Это поможет справляться с растущим пассажиропотоком и обеспечит стабильный приток туристов в любое время года», – уверена Булах. Для региона, где туризм является ключевым драйвером экономики, такие инвестиции имеют стратегическое значение, уверена эксперт: они не только облегчают логистику, но и стимулируют местный бизнес, способствуя созданию новых рабочих мест и повышению доходов населения.
В отличие от Алтая, Дальний Восток пока остается примером частично нереализованного потенциала. Несмотря на растущий интерес к уникальным ландшафтам Камчатки, Сахалина и Приморского края, высокая стоимость авиабилетов и ограниченная транспортная сеть сдерживают массовый спрос, считает Булах. По данным «Алеан», рост бронирований в регионе летом 2025 г. составил всего 8% – ниже среднего по стране. Однако прогнозы оптимистичны: развитие федеральных трасс и субсидирование рейсов может изменить ситуацию, сделав эти территории более доступными для среднего россиянина и интегрируя их в общенациональные маршруты, отметила эксперт.
Гостиничная база
С начала запуска нацпроекта «Туризм и гостеприимство» введено в эксплуатацию 55 000 новых гостиничных номеров, сообщает Минэк. Важным достижением стало расширение программы льготного кредитования для строительства отелей, благодаря чему объем поддерживаемых проектов увеличился до 78 000 номеров. Совокупные инвестиции в гостиничный сегмент, согласно данным министерства, достигли 1,7 трлн руб. Для полного удовлетворения потребности в средствах размещения к 2030 г. ведется разработка законодательных инициатив, направленных на привлечение частных инвестиций в инфраструктуру без нагрузки на государственный бюджет.
На сессии правительства по развитию туристической отрасли председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов представил проекты, финансируемые госкорпорацией с привлечением льготных механизмов Минэка. «В рамках данных программ ВЭБ.РФ финансирует 15 проектов общей стоимостью 248 млрд руб. Их реализация увеличит номерной фонд отрасли на 7542 номера. Объем кредитования ВЭБ.РФ по данным проектам в рамках льготных программ Минэкономразвития России составит 182 млрд руб.», – сообщил Шувалов. В 2024 г. ВЭБ.РФ совместно со «Сбером» выступили организаторами синдицированного кредитования проекта «Парк Три вулкана» на Камчатке, который является крупнейшей туристической инициативой на Дальнем Востоке. Строительные работы уже начались, а ввод комплекса в эксплуатацию запланирован на первый квартал 2029 г.
Создание новых гостиничных номеров и привлечение инвестиций – это предложение, отвечающее на растущий спрос, считают эксперты туристической отрасли. Со стороны потребителей этот спрос все активнее смещается в цифровое поле. По данным сервиса «Островок» и компании Bnovo, в первом полугодии 2025 г. доля бронирований отелей через онлайн-агрегаторы достигла 39%, увеличившись на 10% по сравнению с 2024 г., что отражает цифровизацию рынка и переход к мультиканальным стратегиям, отмечают в компании. В среднем по крупным городам, по данным сервиса, ночь в отеле обходится в 6000 руб., за год цены выросли на 10%. Специалисты «Островка» отмечают, что рынок меняется не только с точки зрения количества объектов, но и их качества: от доминирования крупных сетей к росту сегмента глэмпингов, эко-отелей и бутик-форматов, предлагающих индивидуальный опыт и учитывающих тренды на устойчивость.
Туризм впечатлений
Инфраструктура – это не только физические объекты вроде дорог и отелей, но и культурные события, которые становятся мощными магнитами для туристов, уверены эксперты. Так, фестивали формируют региональные бренды, привлекая аудиторию, отметила Булах. «Например, в Самаре за последние годы сложился насыщенный событийный календарь: фестиваль “Волжские сезоны” с региональной кухней, “Волгафест” и другие мероприятия», – рассказала она. Это, по словам Булах, привело к появлению «высокого сезона», которого не было три года назад, и привлекло интерес крупных гостиничных компаний к инвестициям. Аналогичная тенденция, по данным «Алеана», в Ярославле и Суздале: гастрономические праздники «Пир на Волге» и «Праздник огурца» увеличили турпоток на 10% летом 2025 г. На юге развивается винный туризм – в 2024 г. винодельни Краснодарского края посетили свыше миллиона человек.
«Туристы ищут не просто отдых, а опыт – историю, гастрономию, новые маршруты», – пояснила Булах. Этот тренд, считает эксперт, отражает глобальную тенденцию: путешествия превращаются в форму культурного потребления, где инфраструктура обеспечивает не только комфорт, но и эмоциональную ценность, способствуя сохранению традиций и развитию локальных сообществ.
Особая ценность туризма в том, что он возвращает жизнь туда, откуда ушла промышленность, считает Лысенко. «В малых городах и деревнях именно туризм становится шансом на возрождение: экотуризм, агротуризм и этнодеревни создают новую экономику на старых землях», – подчеркнул он . Примеры Кинермы в Карелии и Мандрог в Ленинградской области показывают, как культурное наследие превращается в устойчивый источник дохода, сохраняя при этом локальную идентичность, добавил Лысенко.
Источник: https://www.vedomosti.ru/