АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Республика Татарстан. Госсовет сформулировал 13 поправок к законопроекту о местном самоуправлении в единой системе публичной власти

03.02.2022

Республика Татарстан. Госсовет сформулировал 13 поправок к законопроекту о местном самоуправлении в единой системе публичной власти

Профильный комитет Госсовета (парламента) Татарстана сформулировал 13 поправок к законопроекту о местном самоуправлении (МСУ) в единой системе публичной власти, принятому Госдумой в первом чтении. В основном они связаны с техническими нюансами реформы — например, порядком избрания глав муниципалитетов из числа местных депутатов. Также Госсовет предлагает закрепить гарантии финансирования полномочий органов МСУ. Татарстан стал первым субъектом РФ, чьи депутаты подготовили поправки к реформе.
Поправки к федеральному законопроекту подготовила рабочая группа Госсовета, которой руководил вице-спикер Марат Ахметов («Единая Россия»). Всего в пакет включили 13 предложений. Так, депутаты хотят сохранить существующий в республике порядок избрания глав муниципальных образований, когда мэры и руководители районов выбираются местным советом из числа депутатов, но сохраняют за собой мандат. В таком случае администрацией руководит наемный сити-менеджер. Федеральный законопроект предполагает, что после избрания глава муниципалитета лишается депутатского статуса, становясь либо спикером совета, либо главой администрации.
«Непонятно, как глава муниципалитета, не будучи депутатом, возглавляет представительный орган. Его же избрало население! Зачем ему слагать полномочия?» — сказал “Ъ” глава комитета Госсовета по госстроительству и МСУ Альберт Хабибуллин («Единая Россия»). В поправках предлагается, чтобы мэр слагал депутатские полномочия только в том случае, если он потом возглавляет исполнительную власть города или района. При этом республика считает, что глава муниципалитета также может стать спикером местной думы, если его избирали из кандидатов, предложенных руководителем региона. Прекращение депутатских полномочий главы муниципалитета в Госсовете считают «искусственной» нормой и полагают, что эффект от ее введения «не очевиден» и она приведет к снижению статуса руководителя и «многочисленным дополнительным выборам».
Среди других предложений Госсовета — участие органов МСУ в «решении вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения», а не просто в «решении задач МСУ», как указано в законопроекте. Также в Татарстане не согласны с тем, чтобы местная администрация была коллегиальным органом в случае, если в ее структуре есть территориальные единицы. Кроме того, парламент республики настаивает на том, чтобы в законе говорилось о финансировании перераспределенных полномочий за счет бюджета РФ и о «выравнивании бюджетной обеспеченности» муниципалитетов согласно Бюджетному кодексу РФ. Также Татарстан предлагает уточнить, что во время переходного периода новые выборы депутатов и глав муниципалитетов не проводятся, за исключением дополнительных выборов из-за досрочного сложения полномочий.
Напомним, в конце декабря Госсовет уже поддержал этот законопроект концептуально. «По большому счету, это должно было случиться. Это абсурдно — двухуровневой системы муниципалитетов в мире нигде нет»,— говорил тогда президент Татарстана Рустам Минниханов.
Марат Ахметов сообщил, что рабочая группа имеет «разработки» еще 16 поправок, но эти предложения могут быть внесены в Госдуму через депутатов, избранных от республики. 

«Нас волнует, какой будет статус моногородов после выхода этого закона. Исчезновение понятия городского поселения может привести к противоречию с нормами, по которым моногорода получили себе преференции. Также есть проблема создания агломераций»,— пояснил “Ъ” Альберт Хабибуллин.

В Госсовете рассчитывают, что федеральные депутаты учтут замечания, высказанные ранее комитетом Госдумы по региональной политике и МСУ, а также правительством РФ. В том числе в парламенте Татарстана согласны, что в законопроекте должен быть прописан понятийный аппарат и включено «конституционное понятие вопросов местного значения». Как ожидается, Госсовет направит свои предложения в Госдуму после сессии, запланированной на 10 февраля.

Секции АСДГ: 

Возврат к списку