АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Чита. Жилищный кодекс предлагает жить по-новому

29.06.2011

Чита. Жилищный кодекс предлагает жить по-новому

Собственники многоквартирных жилых домов теперь могут рассчитываться за предоставляемые им ресурсы «в обход» управляющих организаций, рискуют лишиться субсидий на оплату услуг ЖКХ из-за наличия задолженности, а также обязаны создавать специальные Советы для контроля за УК и ТСЖ. Не знали? Между тем эти и множество других поправок внесены в Жилищный кодекс еще 4 июня текущего года.

Что данные нововведения означают для владельцев благоустроенного жилья, - рассказал по нашей просьбе заместитель комиссии градостроительства и реформы ЖКХ Думы города Читы Антон Пономаренко.

В целом, изменения направлены на то, чтобы защитить интересы собственников, даже если в отдельных случаях последние этого не осознают. Например, вскоре правительство утвердит стандарты и правила управления многоквартирными жилыми домами, а также определит минимальный перечень необходимых для надлежащего содержания жилья работ и услуг. Он объединит в себе основные требования пожарной безопасности, технического регламента и СанПиНа. На самом деле за термином «надлежащее содержание» кроется поддержание зданий в безопасном для проживающих в них людей состоянии, поэтому указанные в перечне работы будут обязательно включены в квартплату.

Также правительство взяло под контроль сферу управления многоквартирными жилыми домами, которая ранее законодательно не регулировалась. Государственную жилищную инспекцию (ГЖИ) наделили дополнительными полномочиями, касающимися проверок управляющих организаций. Теперь инспекция должна вести реестр всех УК, ТСЖ и ЖСК, которые, прежде чем начать осуществлять обслуживание домов, отныне обязаны направлять в ГЖИ уведомления о своем выходе на рынок жилищных услуг.

При этом особое внимание контролирующий госорган будет проявлять к ТСЖ. Инспекция обязана убедиться в правомерности создания товариществ в каждом конкретном доме, в подлинности протоколов общих собраний собственников жилья, где выносились данные решения, а также в наличии в документах подписей владельцев квартир. Сроки, в которые ГЖИ должна удостовериться в том, что читинские ТСЖ имеют право на существование, ограничены. До 1 марта 2012 года специалистам инспекции надо собрать всю отчетную документацию товариществ собственников жилья, а до 2013 года - завершить проверку. Далее контрольный орган будет в судебном порядке инициировать ликвидацию тех ТСЖ, которые не смогут доказать легитимность своего существования.

Еще один документ, который отныне ТСЖ ежегодно должны предоставлять в ГЖИ - реестр членов товарищества. Самим же жильцам управляющие организации не имеют права отказывать в получении любой информации, касающейся содержания их домов, не зависимо от того, входят данные люди в состав товариществ или нет.

Кстати, теперь ТСЖ могут создаваться только в рамках одного многоквартирного дома. Исключениями являются здания, совокупность квартир в которых - не более 30, либо индивидуальные дома, объединенные сетью общей инфраструктуры. В последнем случае товарищество собственников жилья может быть организовано либо владельцами нескольких частных домов, либо собственниками многоквартирного и находящегося рядом частного дома. Если же раньше несколько ТСЖ могли объединяться, чтобы совместными усилиями осуществлять хозяйственную деятельность и оказывать услуги, то теперь их объединение возможно лишь в некоммерческих целях.

Непосредственная форма правления будет разрешена лишь жильцам домов, в состав которых входит не более 12-ти квартир. В противном случае, собственники обязаны заключать договора на обслуживание общего имущества со специализированными организациями. Почувствовать себя в роли председателя и члена правления жилищно-строительного кооператива (ЖСК) теперь тоже удастся не каждому - в поправках сказано, что данные функции не могут исполнять люди, имевшие судимость за умышленные преступления, подвергавшиеся административным наказаниям или исключенные из членства строительного СРО.

К слову, теперь компаниям, занимающимся возведением многоквартирных жилых домов однозначно запрещено создавать собственные ТСЖ. Раньше эта проблема была очень актуальна для Читы. В нашем городе, как и во многих других, процветали «карманные» управляющие организации, которые люди «получали» вместе с приобретенной квартирой. Такие «хозяйственники» практически повсеместно наплевательски относились к своим обязанностям и лишь собирали с жильцов деньги за якобы оказываемые услуги. Сейчас застройщик отвечает за содержание и обслуживание здания только в период, предшествующий его вводу в эксплуатацию. После того же как дом будет сдан, муниципалитет обязан провести открытый конкурс среди управляющих организаций.

Важным моментом при этом является то, что, согласно новым поправкам в Жилищный кодекс, после ввода дома в эксплуатацию оплата услуг ЖКХ будущими собственниками осуществляется в обязательном порядке и независимо от наличия у новоселов свидетельств о праве собственности на купленные квартиры.

Также благодаря нововведениям установлено, что в состав общего имущества многоквартирного дома входят все помещения, не принадлежащие конкретным владельцам и предназначенные для социально-бытовых нужд. То есть, оборудованные под спортзалы подвалы или пристройки, в которых жильцы проводят свой досуг, теперь тоже должны содержаться на их общие средства.

Ужесточены и правила предоставления собственникам субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг – владелец квартиры лишается права на данные льготы, если имеет долги перед ресурсопоставляющими или управляющими компаниями.

Плату же за определенные ресурсы (например, за газ) жильцы, не вполне уверенные в том, что их деньги доходят до поставщиков могут разделить на две части: за предоставление ресурса перечислять непосредственно на счета данных компаний (ОАО «Читаоблгаз»), а за оказание сопутствующих услуг (содержание газового оборудования) – в управляющую организацию. Но воспользоваться такой формой расчета собственники квартир имеют право только с согласия общего собрания дома.

Кстати, условия проведения последних тоже изменились. Теперь управляющим организациям станет труднее руководить без ведома жильцов, потому что объявлять общие собрания состоявшимися заочно, разрешается только со второго раза. То есть, сначала УК, ТСЖ или ЖСК должны будут инициировать подобное мероприятие в очном варианте и если только собственники проигнорируют его, то решение по той же повестке дня организация сможет принять самостоятельно.

И самой масштабной поправкой, конечно, стало утверждение регламента, согласно которому собственники благоустроенного жилья, состоящего более чем из четырех квартир, в течение года обязаны создать Советы жильцов дома. Данный орган должен контролировать деятельность управляющих организаций, заказывать им проведение необходимых работ, проверять, исполняются ли решения, принятые жильцами на общих собраниях и так далее. Однако, Совет будет уполномочен принимать решения только в стенах одного дома и не сможет решать вопросы еще и жителей соседних зданий.

Количество людей, которые войдут в Совет определяется самими собственниками на общем собрании, старшим же над ними назначается председатель. Помимо координирования общей деятельности, этот человек имеет право подписывать соглашения с управляющими организациями от лица всех жильцов дома, но только в том случае, если документы предварительно получили одобрение последних. Также председатель контролирует качество услуг, предоставляемых управляющими организациями с помощью составления актов о выполнении или не выполнении ими конкретных работ, может представлять интересы собственников дома в суде и приглашать профессиональных экспертов, например, для того, чтобы проверить качество произведенного капитального ремонта.

Если же председатель Совета собственников жилья не в силах сам заставить недобросовестную управляющую организацию исполнять возложенные на нее обязанности, то он может обратиться за помощью в органы местного самоуправления. Тогда представители последних обязаны в течение пяти суток проверить достоверность имеющихся актов невыполненных работ. Если Председатель окажется прав, то в срок, не превышающий 15-ти дней, муниципалитет должен будет провести общее собрание жильцов данного дома и поставить перед ними вопрос о выборе иного способа управления. Либо новой управляющей организации.


Секции АСДГ: 

Возврат к списку