10.12.2025
Regcomment.ru. Реформа МСУ в регионах: ждать ли активизации в 2026 году?
К концу года уже 35 российских регионов перешли на одноуровневую систему МСУ либо находятся в процессе реформирования. Это более трети от общего количества субъектов. Среди регионов, принявших такое решение, – ХМАО, Иркутская область, Бурятия.
Политический консультант, автор и ведущий подкаста «ЦЕХЪ», директор агентства «Прямой Контакт» Антон Вертунцов:
– Считаю, что федеральный центр сейчас не даст единую установку заморозить или, наоборот, активизировать муниципальную реформу. Выбор пока останется за регионами: они будут решать самостоятельно, согласовывая свои действия с федеральным руководством. Там, где есть риски и возможные конфликтные моменты, скорее перестрахуются и на период избирательной кампании не будут активно внедрять одноуровневую систему. А вот дальше, после выборов 2026 года, массовый переход, конечно, произойдет.
Одноуровневая модель МСУ усиливает губернаторов, их роль в работе муниципалитетов. Такой контроль актуален сейчас даже не с политической, а с функциональной точки зрения. С учетом общей тенденции и ситуации в экономической, международной сфере мы понимаем, что система управления и вся иерархия должны быть монолитными. Внутрисистемные конфликты ни в коем случае не должны влиять. Поэтому контроль сейчас крайне необходим. Массовый переход состоится либо в начале года, либо уже к концу 2026-го – после выборов.
Генеральный директор Агентства массовых коммуникаций «Регион Медиа» Игорь Даченков:
– Реформа МСУ может быть скорректирована с точки зрения как динамики, так и регионального охвата. Одна из ключевых причин – выборы в Госдуму в 2026 году. Понятно, что политические администраторы должны учитывать градус протеста населения по данной теме. Поэтому, вероятнее всего, в ряде регионов, где актуальность вопроса о сохранении низового уровня муниципалитетов вызывает острую и болезненную реакцию общественности, реформа будет носить постепенный, инерционный характер. В других субъектах, где нет особого сопротивления и политических рисков, которые могут раскачать лодку социального недовольства, реформирование муниципальной вертикали пройдет в плановом режиме.
Политтехнолог Алена Август:
– Выборы в Государственную думу – это активизация политической активности и политической дискуссии. А в ряде регионов они совпадут с выборами губернаторов и депутатов ЗС. Это значит, что в политической дискуссии будет задействовано огромное количество людей. Надо ли в регионах, где пока еще переход на одноуровневую систему МСУ не воспринят позитивно, обострять эту тему? Скорее, нет. Открывать ли ящик Пандоры там, где переход на одноуровневую модель воспринимается негативно, – решение за руководством региона. Можно выстроить это решение в течение года, качественно подготовив агитаторов, которые так или иначе будут говорить о выборах. Где-то, возможно, будет принято решение пока не нагнетать ситуацию, и это тоже выход. Все зависит от того, насколько грамотно подойдут к организации процесса и как будут работать с рисками.
Главный редактор аналитического интернет-портала «Акценты», кандидат политических наук Антон Чаблин:
– Главы муниципальных и городских округов – люди, в назначении которых неформально (а часто и формально) играют роль региональные администрации. В случае с сельскими главами, конечно, такого не было – эти выборы выигрывали даже откровенные оппозиционеры. При одноуровневой модели МСУ такого не будет: кураторы внутрипола при губернаторе контролируют назначение глав округов. А те, в свою очередь, руководителей территориальных отделов, которые теперь подменяют функции бывших глав сел, деревень, аулов, станиц. Четкая вертикализация. Конечно, для губернаторов такой контроль заманчив, поэтому одноуровневая модель будет внедряться и дальше.
Источник: https://regcomment.ru/