08.04.2022
Каменск-Уральский. Как в небольшом уральском городе сумели привлечь молодежь на завод
Согласно опросу Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей, на протяжении нескольких лет одной из главных проблем индустриального региона остается дефицит квалифицированных кадров, особенно остро он ощущается в малых городах. На Уральском алюминиевом заводе (УАЗ) к решению этого вопроса подошли системно. Об этом рассказала директор по персоналу предприятия Анна Соломеина.
УАЗ - одно из градообразующих предприятий Каменска-Уральского. Что оно собой представляет сегодня?
Анна Соломеина: За 83 года завод прошел долгий и непростой путь. Сегодня УАЗ - это современное эффективное производство, которое постоянно модернизируется. С каждым годом увеличиваются объемы - за последние три года рост производства глинозема составил 22 процента. УАЗ - одно из наиболее стабильных предприятий в Каменске-Ураль-ском и Свердловской области. Численность персонала на сегодня превышает 4000 человек, средний возраст - 43 года. Молодежи до 35 лет у нас около 27 процентов. За прошлый год РУСАЛ дважды повысил зарплату рабочим: в феврале - на 20 процентов, в сентябре - еще на 10. В начале 2022 года произведена новая индексация - на 10 процентов. На данный момент средняя заработная плата на УАЗе составляет 75 640 рублей.
И все же кадровая проблема актуальна и для УАЗа?
Анна Соломеина: У нашего завода укомплектованность персоналом - 99 процентов, текучесть кад¬ров минимальная - в 2021 году она составила около трех процентов, но сменяемость все равно есть: кто-то уходит на пенсию, кто-то переходит на работу в другие подразделения компании, идет на повышение. К тому же есть планы дальнейшего увеличения объемов производства. Пополнять коллектив молодыми квалифицированными специалистами необходимо: требуется порядка 200 человек в год, и проблемы связаны в первую очередь с их подготовкой. Поясню: раньше в городе было несколько профессиональных училищ, готовивших для нас кадры, а в 2013 году в рамках реформы начальное проф¬образование в России было упразднено. Но мы не опустили руки и начали активнее работать со школами, учреждениями среднего (СПО) и высшего профобразования. Так у нас получается формировать и поддерживать профессиональную команду.
Компания понимает: ее предприятия в основном находятся в малых городах, а значит, нужно инвестировать в развитие территорий Что делается в этом направлении?
Анна Соломеина: На УАЗе принята специальная программа - "Подготовка внешнего кадрового резерва". Она включает несколько уровней. Первый - профориентация. Школьников 6-8 классов приглашаем на завод: они посещают музей, где мы доступно и увлекательно рассказываем им об истории предприятия, а также о социальной политике РУСАЛа, перспективах карьерного роста и т. п. Показываем реальное производство.
Кроме того, летом мы организуем трехнедельный лагерь "NEXT: поколение РУСАЛа". Каждый день у подростков расписан по минутам, и это не только развлекательные мероприятия, но и профориентационные: квесты, квизы, батлы, мастер-классы, тренинги, экскурсии на промышленные предприятия города, чтобы молодые люди своими глазами увидели, что завод - это стабильно и надежно, поняли, что предприятие в них нуждается.
Цель проведения корпоративного лагеря - чтобы ребята оставались в городе, поступали в местные учебные заведения. Но с этим тоже есть проблемы: в Каменске-Уральском тех, кто оканчивает 9 класс и не идет в 10-й - в среднем 1200 человек, а мест в СПО было всего около тысячи. При этом претендуют на них не только жители города, но и ребята из Каменского района, Курганской, Челябинской областей. И получалось, что около 400 детей оставались не у дел, ведь устроиться на работу в 16 лет почти невозможно. Мы стали на уровне области поднимать вопрос увеличения контрольных цифр приема, и в результате за последние четыре года в СПО города прибавилось 115 бюджетных мест: сначала появилась дополнительная группа металлургов, а в 2021 году мы выиграли федеральный грант и открыли в Каменск-Уральском политехническом колледже (КУПК) новую специальность - "мехатроника". Возобновили и подготовку машинистов кранов, в которых нуждаются многие предприятия.
А в рамках целевого набора завод готовит себе кадры?
Анна Соломеина: Более востребовано обучение по трехсторонним договорам: 80 процентов платит предприятие, 20 - сам студент. Это хорошо мотивирует. Недавно за счет стипендиальной программы РУСАЛа обучение прошла целая группа металлургов - 23 человека. Сейчас заключаем такие договоры точечно, в зависимости от потребности подразделений в тех или иных специалистах. Ребятам, которые обучаются в КУПК по направлению "металлургия", мы платим корпоративную стипендию - до 3000 рублей в месяц, принимаем их на оплачиваемую производственную практику на рабочие места. Кстати, сегодня на предприятиях РУСАЛа трудятся более 1100 выпускников КУПК.
Но на этом сотрудничество РУСАЛа с СПО не заканчивается. Компания ежегодно вместе с колледжами участвует в различных грантовых программах, выделяет средства на улучшение материальной базы колледжей, на создание в них современных лабораторий и мастерских.
Я знаю, что недавно при поддержке РУСАЛа открылась современная лаборатория "Металловедение и термическая обработка металлов и сплавов" и в каменском филиале Уральского федерального университета.
Анна Соломеина: На ее оснащение компания направила около трех миллионов рублей. Это следующий уровень программы подготовки кадров - сотрудничество с вузами. В первую очередь, конечно, с филиалом УрФУ в Каменске-Уральском. Важно, чтобы весь учебный процесс, в том числе практические, лабораторные занятия, проходил непосредственно в стенах филиала, и студентам не нужно было ездить в Екатеринбург. Поэтому РУСАЛ оснастил лабораторию материаловедения цифровыми и стереомикроскопами, станком для пробоподготовки, твердомерами, муфельной печью и другим исследовательским оборудованием. Как правило, студенты филиала со 2-3 курса начинают у нас работать - и закрепляются на производстве.
Эффект кадровой программы вы уже почувствовали?
Анна Соломеина: Да. Раньше на металлургические специальности поступали те, кто не прошел по конкурсу на более престижные, но теперь молодежь идет осознанно, в том числе в СПО: ребята, у которых средний балл аттестата 4,8-4,9, - почти отличники.
Для нас очень важно, что все больше молодежи стремится получить базовое образование в СПО и остается в городе. С одной стороны, Екатеринбург близко, велик соблазн уехать. Но с другой - жилье у нас дешевле, а Каменск-Уральский в последние годы развивается, благоустраивается благодаря федеральным и областным программам. Власти города активно в них участвуют, понимая, что без привлечения средств из бюджетов всех уровней развития не будет. Софинансирование со стороны частного бизнеса - это обязательное условие многих программ, и РУСАЛ включается. У нас есть практика подписания соглашений о соци¬ально-экономическом развитии города, благодаря которым при финансовой поддержке РУСАЛа созданы новые общественные пространства, отремонтированы десятки объектов образования, здравоохранения, культуры, спорта.
Зачем бизнесу брать на себя такие затраты?
Анна Соломеина: Молодежь не заманить на завод одними лишь хорошими заработками - она хочет не только работать, но и отдыхать, заниматься спортом, ходить в театры и т. д. Поэтому, например, в прошлом году
РУСАЛ выделил на социальные инвестиции только в Каменске-Уральском 87 миллионов руб¬лей. В нынешнем году они уже превысили 64 миллиона. Замечу: это вложения не в частную, а в муниципальную и областную социальную инфраструктуру. В РУСАЛе понимают: предприятия компании в основном находятся в малых городах, а значит, нужно инвестировать в развитие территорий, в программы, направленные на то, чтобы молодежь оставалась на малой родине. Это, к слову, большой плюс работы в составе РУСАЛа, который в этом году отмечает 22-летие: небольшое региональное предприятие такие социальные вложения себе позволить не сможет. Благополучие коллективов и развитие социальной сферы - это те приоритеты, которые в свое время обозначил основатель компании Олег Дерипаска, и они сохраняются.
Полагаю, местные власти оценили возможности, которые дает участие бизнеса в софинансировании городских программ. А жители Каменска замечают социальные инициативы РУСАЛа?
Анна Соломеина: Конечно. Более того, растет число тех, кто готов их поддерживать и участвовать в наших грантовых и волонтерских проектах. Это не только крупные программы, как "Территория
РУСАЛа", в рамках которой построен Каменский Арбат, где площадь благоустройства составила 1,7 гектара. В 2021 году в грантовых проектах и волонтерских акциях РУСАЛа, несмотря на ковидные ограничения, приняли участие более 180 жителей города. К примеру, на День Исети - уборку берегов реки от мусора - дважды в год выходят не только уазовцы, но и образовательные организации, местные жители целыми семьями, с детьми. Проект "Зеленая волна" - это 12-15 точек, которые мы за год облагораживаем: высаживаем деревья и кустарники, разбиваем газоны и клумбы. "Помогать просто" - это целый ряд проектов, рассчитанных на поддержку разных групп социально незащищенных граждан. И таких малых дел десятки.
В компании РУСАЛ существует Центр социальных программ (ЦСП), одно из направлений работы которого - поддержка волонтерской деятельности, вовлечение в нее работников, членов их семей, других горожан, обучение основам волонтерской деятельности всех желающих. Филиал ЦСП есть и в Каменске-Ураль¬ском. Мы хотим, чтобы в городе стало больше активных жителей, которые могут прийти с новой идеей, включиться в волонтерскую деятельность и привлечь других. Вместе мы можем сделать наш город лучше.
Секции АСДГ: