АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Положение
Правление
Новости
Материалы
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

ЦФО. Какие новые практики помогают развитию транспорта в Черноземье?

06.05.2024

ЦФО. Какие новые практики помогают развитию транспорта в Черноземье?

Регионы Черноземья начинают использовать новые механизмы для улучшения работы общественного транспорта. Курские власти первыми в макрорегионе перевели его на брутто-контракты, заложив на них около 14 млрд руб. до 2030 года: это позволило обновить 360 единиц автотранспорта, реализовать концепцию с бесплатными пересадками, улучшить работу на маршрутах в ночное время. Однако куряне работой транспорта пока недовольны. Параллельно в Курске и Липецке началась реализация концессий на развитие трамвайного движения стоимостью 13 и 14,5 млрд. В Воронеже рассчитывают на модернизацию «Синарой» троллейбусного хозяйства за 7 млрд, но соглашение с конкретными мероприятиями и сроками пока не подписано.

Куряне переоценивают эксперимент
Курск стал первым городом Черноземья, перешедшим на работу с операторами общественного транспорта в рамках брутто-контрактов, по которым выручку собирает бюджет — и он же платит перевозчикам за работу. В 2023 году по итогам трех десятков аукционов на четыре десятка маршрутов брутто-контракты до 2030 года получили 12 местных индивидуальных предпринимателей и иногородний Волгоградский автобусный парк. Общая цена заключенных контрактов составила около 14 млрд руб. 
Лишь на первые аукционы с начальной ценой 3,1 и 2,3 млрд руб. никто не заявился: в региональном минтрансе это объясняли невозможностью обеспечить выход на линию 86 автобусов среднего класса из-за временной нехватки комплектующих у производителей автобусов. Маршрут электробусов за 758 млн руб. получил муниципальный «Курскэлектротранс». Параллельно в Курске внедрялась новая маршрутная сеть.
Однако жители далеко не сразу оценили нововведения: они начали жаловаться на слишком большую наполненность автобусов в часы пик. В конце февраля 2024 года курский политолог Владимир Слатинов констатировал, что с января «явной проблемой стал сбой в транспортной реформе, позиционируемой как одно из главных достижений первого срока губернатора Романа Старовойта»: «Общая динамика изменений в состоянии городского транспорта до января была весьма позитивной, регион превратился в одного из национальных лидеров в сфере модернизации общественного транспорта. Но в январе под воздействием погодных условий, затрудняющих движение, распространившихся инфекций, выбивших из строя значительную часть водителей, и явных просчетов в планировании и прогнозировании рисков и угроз недовольство работой городского транспорта превратилось в доминирующее общественное настроение. Критические реплики и отзывы заполонили социальные сети и региональные медиа, ухудшавшееся качество транспортных услуг стало главной темой общественных обсуждений». Впрочем, отметил он, реакция властей была открытой — проблемы не замалчивались, с критиками устроили диалог на разных площадках, приняты антикризисные меры.
В правительстве Курской области рассказали, что на стабильность и выполнение расписания в зимнее время повлияли сбои в движении, связанные с «неблагоприятной дорожно-транспортной обстановкой, вызванной дорожно-транспортными происшествиями, выпадением обильных осадков в виде снега, что приводило к увеличению интервала движения на маршрутах». Сказался и недостаток водителей, связанный как с общим дефицитом кадров, так и с болезнями персонала в зимнее время. 
Региональные власти уже реализуют ряд мероприятий для улучшения ситуации. Меняется расписание движения: вводятся более ранние рейсы и дополнительные рейсы к окончанию рабочих смен, сокращается интервал движения в часы пик. 
В рамках новой маршрутной сети корректируются схемы движения для усиления транспортной связи поселка Северного, Северо-Западного микрорайона, Сеймского округа с центральной частью города Курска и другими направлениями. Пытаются решить и кадровые проблемы — перевозчики участвуют в «ярмарках вакансий» и проводят иные мероприятия, в том числе привлекают водителей из других регионов.
Переход на брутто-контракты в облправительстве оценивают положительно: «Они позволили практически полностью обновить подвижной состав. Весь приобретенный транспорт оснащен современным оборудованием (кондиционерами, системами информирования пассажиров, видеонаблюдения и оплаты проезда), а также адаптирован для перевозок маломобильных граждан. Теперь на всех городских маршрутах пассажиры могут реализовать свое право на льготный проезд. В рамках новой модели транспортного обслуживания предусмотрены две бесплатные пересадки между пассажирским транспортом, оборудованном валидаторами, в течение 60 минут при условии использования пассажиром безналичной формы оплаты проезда. Имеется возможность отслеживания движения транспортных средств на любом маршруте в реальном времени с использованием приложения “Курский транспорт” и “Яндекс.Транспорт”». 
Также власти отметили, что благодаря переходу на брутто-контракты повысилась регулярность работы пассажирского транспорта, в том числе в вечернее и ночное время: «По итогам 2023 года более 90% всех выполненных рейсов были пунктуальными».
Для исполнения контрактов перевозчики купили уже около 360 транспортных средств — 77 автобусов большого класса, 153 среднего класса, 105 малого класса, 15 троллейбусов и десять электробусов. В планах также обновление 26 троллейбусов.
Перевозчики закупают подвижной состав самостоятельно, в том числе по договорам лизинга. Но эти закупки им облегчило участие Курской области в федеральном проекте «Развитие общественного транспорта» нацпроекта «Безопасные качественные дороги», а также в инвестиционном проекте «Приобретение подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта для последующей передачи в лизинг». В рамках этих проектов перевозчики смогли заключить договоры лизинга на льготных условиях за счет финансовой поддержки из федерального бюджета (для приобретения троллейбусов, а также автобусов большого и среднего класса). Покупка электробусов и вовсе осуществлялась за счет федеральной субсидии. При этом финансовой гарантией выплат по договорам лизинга являются сами заключенные брутто-контракты.
На 2024 год в бюджете Курской области на выплаты перевозчикам в рамках договоров предусмотрено 3,47 млрд руб. Всего в течение семи лет они должны получить более 25 млрд руб.

Добрались до трамваев
Введенные в Курске брутто-контракты не коснулись трамвайного движения. Для его развития областные власти решили привлечь концессионера. Летом 2022 года они подписали соглашение с группой «Мовиста». Она планировала закупку 22 односекционных трамваев, реконструкцию 42,6 км путей, восьми тяговых подстанций и депо, ремонт и строительство контактной сети за 12,9 млрд руб. Срок концессии составляет 25 лет. Инвестор рассчитывал вложить 9,2 млрд руб. собственных средств, а еще 3,7 млрд руб. получить от Минтранса РФ. При этом за все время концессии регион может выплатить «Мовисте» 28,6 млрд руб. в качестве инвестиционного и эксплуатационного платежей.
Тем же летом 2022 года стали известны и планы «Мовисты» по развитию трамвая в Липецке. Группа намерена вложить в модернизацию инфраструктуры 14,5 млрд руб. Большая часть средств — 9,9 млрд — пойдет на строительство и реконструкцию 46 км трамвайных путей: компания планирует обновить 40,8 км и создать 5,2 км. Кроме того, часть этих вложений необходима для реконструкции здания депо площадью 72,6 тыс. кв. м. Ввести объекты надо к концу 2025 года, причем основной объем работ может прийтись на последний год. Еще 3,9 млрд запланированы на покупку 46 односекционных низкопольных трамваев с не менее чем 28 креслами с «антивандальными мягкими вставками». 
Также предусмотрены 708,2 млн «иных расходов». Управлять объектами концессии «Мовиста» планирует 20 лет. От властей за весь срок работы концессионер может получить 24,5 млрд капитального гранта, инвестиционного и эксплуатационного платежей.
Впоследствии стало известно, что Курская и Липецкая области оказались в числе десяти регионов, которым правительство РФ в 2023–2025 годах субсидирует концессии, следовало из распоряжения премьер-министра Михаила Мишустина. Липецкой области выделят 4,45 млрд руб. в течение трех лет, Курской — 4,19 млрд в 2023–2024 годах. Затем выяснилось, что 8,2 млрд придется на средства госкорпорации ВЭБ.РФ, включая деньги Фонда национального благосостояния. В июле 2023 года ВЭБ.РФ направила Курску первый транш в размере 443,5 млн руб. на модернизацию трамвайной сети. 
Трамвайное движение на первом обновленном участке маршрута (протяженностью около 18 км) в Курске открылось уже 1 марта 2024 года — на девять месяцев раньше срока, установленного концессионным соглашением. В городе появились и трамвайные остановки нового формата — с видеонаблюдением и электронным табло. В регион продолжается поставка новых вагонов «Львенок». Ожидается, что в полном объеме инфраструктура заработает уже к концу года.
В январе 2024 года было получено положительное заключение госэкспертизы на первый и второй этапы реконструкции трамвайных путей Липецка протяженностью 14 км. «Госэкспертиза позволяет компании в лице генподрядчика продолжать реконструкцию этапов, а проектировщикам — приступать к последующему проектированию»,— рассказывали представители «Мовисты».

Троллейбусная приостановка
Еще в 2021 году глава Воронежа Вадим Кстенин рассказал, что мэрия проводит переговоры, «в том числе с крупными коммерческими компаниями», о возможной концессии муниципального троллейбусного парка. Позднее стало известно, что на реконструкцию с элементами строительства инфраструктуры городского электрического транспорта Воронежа по концессии может потребоваться 8,8 млрд руб. за три года.
Оценка появилась на инвестиционной карте города. Из нее следовало, что в концессию планируется отдать троллейбусный парк №1. За парком закреплено несколько зданий, 28 тяговых подстанций (из них восемь — в критическом состоянии), 44 троллейбуса 2003–2015 годов выпуска, 178,95 км кабельных линий, 106,39 км контактной сети и 3,8 тыс. опор для нее. Планировалось создать шесть маршрутов общей протяженностью 161,49 км. Для работы троллейбусов необходимо построить 11 тяговых подстанций и реконструировать одну, построить зарядную станцию и блочный распределительный пункт, создать 10,4 км контактной сети и реконструировать еще 62,3 км, реконструировать 44,36 км кабельной сети и депо, купить 99 троллейбусов разного класса.
Летом 2023 года группа «Синара» и правительство Воронежской области подписали соглашение о сотрудничестве в сфере транспорта. 
Его основная цель — разработка «вариантов реализации» проекта по развитию троллейбусной сети Воронежа. Параметры соглашения не раскрывались. В декабре 2023 года в «Синаре» подтвердили интерес к воронежскому электротранспорту. Там отметили, что компания находится «в постоянном контакте» с профильными представителями мэрии, а ее специалисты разрабатывают концепцию обновления троллейбусной инфраструктуры.
В начале 2024 года Вадим Кстенин рассказал на встрече с журналистами, что вопрос электротранспорта «очень сложный»: «Электротранспорт сам по себе — дотационная история, хотя с началом работы троллейбусов лучшего качества у “Воронежпассажиртранса” (муниципальный оператор, в том числе троллейбусов) хорошо увеличился пассажиропоток. Но это все равно не даст ему выйти на окупаемость». По его словам, «Синара» «будет предлагать инвестиционный проект по модернизации электросетевого хозяйства и поставке новых троллейбусов». 
«Это будет стоить около 7 млрд руб., их надо возвращать назад. Выручка от перевозок пойдет в муниципалитет, а мы сами будем возвращать средства»,— отметил он.
По словам мэра, принципиальный вопрос заключается в возможности субсидирования концессии из федерального бюджета. Решение будет принято, когда станут понятны «пропорции финансирования и условия», а также нагрузка на областной и городской бюджет. Также глава города заметил, что в Воронеже «было ошибкой ликвидировать трамвайное движение [в 2009 году], но теперь об этом говорить бессмысленно, восстановить это невозможно».


Секции АСДГ: 

Возврат к списку