АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Положение
Правление
Новости
Материалы
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Общероссийское объединение пассажиров. В новый нацпроект войдет программа развития общественного транспорта

14.02.2024

Общероссийское объединение пассажиров. В новый нацпроект войдет программа развития общественного транспорта

В новый нацпроект "Транспорт", работу над которым начали в Правительстве, войдет комплексная программа развития общественного транспорта. Она будет включать проекты по обновлению подвижного состава и развитию городского электротранспорта (ГЭТ). Об этом рассказали "Российской газете" в Общероссийском объединении пассажиров, представители которого участвуют в разработке программы.
Новая программа нацелена на поэтапное решение проблемы обновления подвижного состава. Участвовать в программе будут Минвостокразвития, Минстрой, Минприроды и Минтранс. Работа над документом уже началась, поясняет зампредседателя общественного совета при Минтрансе России, председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.
"Сейчас деньги выделяются в основном на обновление автобусов, но в регионах существует острая необходимость в обновлении инфраструктуры для развития городского электротранспорта, также требуются деньги на обновление парка трамваев и троллейбусов", - отмечает Илья Зотов. По его словам, трамваи стоят намного дороже автобусов, потому без поддержки со стороны федерального центра закупать их не получится.
По статистике Минтранса, до 2030 года для обновления парка с учетом Москвы нужно 65 182 автобуса. Но закупленный новый подвижной состав нужно обслуживать, а у предприятий, которые эксплуатируют автобусы, троллейбусы и трамваи, есть проблемы с финансированием. Однако если технику вовремя не ремонтировать, новый автобус окажется в нерабочем состоянии уже через 2-3 года, хотя мог бы служить до 10 лет. Поэтому важно также инвестировать деньги и в этот вопрос, добавляет Зотов.
Еще одна проблема - нехватка водителей. Деньги на развитие кадрового потенциала и на создание достойных условий труда пока не выделяются. "Бывают такие ситуации, когда новая техника приходит в регионы, а работать на ней просто некому", - поясняет Илья Зотов.
В Екатеринбурге сейчас до 20% парка автобусов простаивает как раз из-за нехватки кадров, приводит в подтверждение конкретный пример вице-президент Российского автотранспортного союза Валерий Алексеев. По его словам, привлекать водителей приходится повышением зарплаты. Сейчас в регионе она достигает уже 120 тыс. рублей.
Помимо зарплаты необходимо применять льготы для профессий, направленных на социальное обслуживание населения, которое не может быть дорогим, говорит Алексеев. "На сегодняшний день как временная мера возможно привлечение квалифицированных иностранных работников по согласованию с профсоюзом. Это должно происходить с учетом ответственности работодателей по предоставлению условий проживания и соблюдению этических норм поведения во время отдыха на территории РФ работниками", - добавляет представитель отрасли.
Наконец, актуальна и еще одна проблема - отсутствие господдержки по нерегулируемым тарифам. "Сейчас все меры поддержки направлены на предприятия, которые являются муниципальными и работают по регулярному тарифу. В то же время у нас порядка 70% (в разных регионах данный процент отличается) частных перевозчиков, работающих на автобусных маршрутах, и они никакую системную поддержку со стороны государства не получают. Хотя для жителей городов зачастую это единственный транспорт", - замечает Илья Зотов.
Для регионов важно предусмотреть возможность брать транспорт в рассрочку или по популярной в регионах программе 60/40. Также стоит предусмотреть кредиты под минимальные проценты из-за высокой закредитованности, добавляет он.
Сейчас пассажирский транспорт в стране переживает сложные времена - сказываются сложности с обновлением подвижного состава и материальной базы, поскольку многие годы их развитие в большинстве городов было не в приоритете. Долгое время удавалось держать баланс за счет снижения качества работы транспорта, что подталкивало многих граждан пересаживаться на личные автомобили. Однако вскоре стало понятно, что такой рост автомобилизации крайне негативно влияет и на экономику (потери из-за пробок), и на экологию, отмечает начальник научно-исследовательского отдела комплексного развития транспорта ОАО "НИИАТ" Татьяна Михеева.
"Чтобы сохранить уровень пассажиропотока на общественном транспорте, необходимо обеспечить высокое качество его работы - а это не только чистый и комфортный подвижной состав, но и его стабильная работа, удобное расписание и клиентский сервис. Все это требует работы не только с материально-технической базой, но и с кадрами, поэтому для реформ требуется комплексный подход", - отмечает она.
Однако долгое время общественный транспорт считался коммерчески ориентированным направлением, которое не требует государственного участия. Такой подход привел к тому, что теперь для обеспечения стабильной работы требуются не только значительные финансовые вливания, но и пересмотр приоритетов городского развития - со строительства дорожной инфраструктуры к развитию транспорта общего пользования.
Очень важно привязывать мероприятия по обновлению парка к будущей работе на маршруте. Все зависит от пассажиропотока на маршруте, а он мог значительно измениться с момента проектирования сети, что особенно касается электротранспорта и его инфраструктуры, проложенной к местам притяжения и промышленным объектам, которые сейчас не функционируют, говорит эксперт. Поэтому крайне важно, чтобы обновление подвижного состава проходило с учетом современных реалий, наличия водительского состава, инженерно-технических работников и пассажиропотока. Иногда бывают ситуации, когда закупленный новый подвижной состав простаивает из-за нехватки водителей или потребности в ремонте, либо ставится на маршруты без учета особенностей местности и организации дорожного движения на пути следования, из-за чего возникают проблемы со стабильностью системы, поясняет Татьяна Михеева.
В стране хороший потенциал использования электротранспорта за счет наличия обособленной инфраструктуры, потому его использование в качестве каркаса городской транспортной системы оправданно в случае наличия значительных пассажиропотоков, добавляет эксперт.


Секции АСДГ: 

Возврат к списку