АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Положение
Правление
Новости
Материалы
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Государственная Дума РФ. Депутат Ренат Сулейманов: «Регионам строить метро в кредит – кто может себе это позволить?»

29.03.2022

Государственная Дума РФ. Депутат Ренат Сулейманов: «Регионам строить метро в кредит – кто может себе это позволить?»

Почему позиция правительства: строить метро в городах-миллионниках – неэкономично? Интервью Atas.info с депутатом Госдумы РФ Ренатом Сулеймановым. Он рассказал, какие регионы решились строить метро на бюджетные кредиты в 2022 году. И почему в Новосибирске поезда метро ночуют в перегонных тоннелях.

Ренат Исмаилович, линии метро в Новосибирске не строятся уже 10 лет. Станция «Спортивная», которую обещают сдать в 2022 году, промежуточная и не решает транспортных проблем города. Мы знаем, что федеральные деньги на строительство метро выделены Нижнему Новгороду? Почему не Новосибирску?
Этот вопрос я задавал вице-премьеру Правительства РФ Марату Хуснуллину, когда он отчитывался перед Госдумой РФ в феврале. За последние 10 лет в Москве построено 100 станций метро, в Санкт-Петербурге – 8, в Казани – 3, в Нижнем Новгороде – 2, в Екатеринбурге – 1, и в Новосибирске строится одна – станция «Спортивная». Я спрашивал у вице-премьера: почему так? Ситуация ненормальна, когда такой вид транспорта, как метрополитен развивается фактически только в Москве. Всего в России семь действующих метрополитенов. И можно ли эту диспропорцию изменить? И что с Дзержинской линией метро в Новосибирске?
Публично Хуснуллин высказал такую позицию: в городах-миллионниках метро выгодно строить, если пропускная способность станции 20 тысяч пассажиров в час. В других случаях это экономически невыгодно и надо развивать трамвай. Эта позиция Правительства РФ известна. Она была сформулирована, еще когда министром финансов был Алексей Кудрин. Тогда прекратили федеральное софинансирование строительства метро в городах-миллионниках. (Прежде в Новосибирске станция «Золотая нива» строилась по принципу софинансирования: федеральный бюджет и бюджет области 50/50.)
Но президент Владимир Путин сказал, выступая в 2021 году с посланием Федеральному Собранию, что в городах миллионниках в качестве инфраструктурных проектов надо продолжать строительство метро.
Когда принимался федеральный бюджет на 2022 год, на фракции КПРФ в Госдуме был министр финансов Антон Силуанов, и мы задавали вопрос о строительстве метро - он актуален для сибирских городов.
Министр Силуанов сказал, что под это поручение президента выделено в федеральном бюджете на инфраструктурные проекты 500 млрд. рублей бюджетных кредитов. Регион может брать деньги на строительство с последующим возвратом. Пока так.

Бюджетный кредит – это выгодно? Он беспроцентный?
Это без процентов или с минимальным процентом. Но эти деньги все равно необходимо возвращать – должен быть источник дохода. Ни за счет бюджета города Новосибирска, ни за счет бюджета Новосибирской области мы не можем себе позволить строить метро. Как это может себе позволить Москва, и отчасти Питер. 
Но такой бюджетный кредит получили Красноярск и Челябинск. При этом в Красноярске метро только проектируется, и деньги получены не на строительство, а на проектные работы.
Когда я задавал Хуснуллину уточняющий вопрос: как быть с Новосибирском? Он сказал: решения приняты на уровне президента – это Челябинск и Красноярск. Но ведь для нового строительства требуются совершенно иные масштабы затрат.
Поэтому здесь нарушение логики. Хуснуллин говорит, что невыгодно строить, пока нет большого пассажиропотока. Но у нас есть действующий метрополитен. Причем уникальность Новосибирского метрополитена в том, что он самоокупаем. Только три метрополитена из семи самоокупаемы: в Москве, Питере и Новосибирске. Метрополитены в остальных городах-миллионниках дотационны.
У нас готов проект продолжения Дзержинской линии, он удешевлен за счет наружного способа строительства: 26 млрд. рублей - стоимость строительства двух станций. Еще шесть миллиардов рублей требуется для строительства второго метродепо. По технологии оно необходимо - нынешнее депо уже перегружено.В депо уже не входят все поезда, часть ночует в перегонных тоннелях.
После публичного диалога с вице-премьером, который произошел на правительственном часе в Госдуме, я подошел к Хуснуллину. И передал ему презентацию по строительству Дзержинской линии метро, подготовленную в мэрии Новосибирска.
Сказал, что он не прав: у нас самокупаемый метрополитен и параметры по пассажиропотоку близки к названным цифрам – 20 тысяч в час в пиковые периоды. А если метро продлить – еще увеличится пассажиропоток и доходы. Хуснуллин человек прямой, он строитель, поэтому сказал: «Нет у меня денег на ваше метро»!
У Новосибирска еще первоочередная задача – завершение тоннелей от станции «Березовая роща» к станции «Золотая нива». Там не два, а один тоннель. Его сдавали к очередным выборам в 2010 году. Там протечки. Фактически нужно строить второй тоннель, а первый ремонтировать. И эти работы стоят 2-3 млрд. рублей.
Сейчас, конечно, ситуация кардинально поменялась в связи с военной спецоперацией на Украине. И не ясно, какие будет возможности для финансирования новых проектов. Установка пока на завершение существующих проектов.
7 апреля будет отчет председателя правительства РФ Михаила Мишустина перед Госдумой. Мы попробуем снова поднять вопрос строительства метро.

Не создает ли станция «Спортивная» иллюзии в глазах федерального центра? Ведь во всех отчетах будет написано, что в Новосибирске построена новая станция. А она не решает никаких транспортных проблем.
Тем не менее, эта станция необходима. Потому что ЛДС будет достраиваться, там будет новая зона отдыха для всего города. А для федерального руководства одна или две станции – не имеет значения, там другие критерии принятия решений.
Если удается заручиться поддержкой президента, тогда правительство находит деньги даже на строительство метро даже там, где оно не начато, как в Красноярске.
С федеральным центром и с Минфином РФ взаимодействует область, как субъект федерации. Сейчас у нас в области уже реализуется сразу несколько инфраструктурных проектов: четвертый мост, ЛДС. Следующим этапом нужно просить деньги на продолжение Дзержинской линии. Но если прямого бюджетного финансирования не будет – насколько мы готовы брать бюджетный кредит, даже беспроцентный? Это деньги, которые придется возвращать.

Получается, что федеральный центр переложил финансовое бремя строительства метро на руководство регионов? Хотите строить: берите кредит, но будьте готовы отдавать. Инициатива должна исходить от регионов?
Теоретически, есть фонд инфраструктурных проектов - 500 млрд. рублей, который появился в 2022 финансовом году. И регионы должны подавать заявки на бюджетные кредиты, если они считают, что с их помощью планы можно реализовать. Надежда есть.
Но позиция вице-премьера, который отвечает за строительство – он считает, что это не нужно. Но поручение президента уже есть по двум объектам. И правительство будет в первую очередь изыскивать средства на те проекты, где есть решение главы государства.

Нижний Новгород – многомиллиардный бюджетный кредит на инфраструктуру. Оказалось, что Нижегородская область оказалась готова брать кредит на продление метро?
Метро в регионах строится «под какие-нибудь события», под которые выбивают средства. В Казани отмечалось 1000-летие города, они готовились к Универсиаде. В Нижнем Новгороде в прошлом году тоже был юбилей – 800-летие. И там был президент. Видимо его там хорошо попросили, и он дал добро. Механизм принятия таких решений выглядит так.
Я помню, как бывший руководитель области советских времен Александр Филатов рассказывал, как в Новосибирск добивался строительства метро. Когда в город прилетел Леонид Ильич Брежнев, в начале 70-х годов, его специально провезли по улицам мимо остановок, где зимой мерз народ. И первый секретарь обкома КПСС Федор Горячев говорил генеральному секретарю, что в Новосибирске холодно, поэтому нужно метро. И когда Брежнев выступал перед активом в Оперном театре, ему написали записку: «Будет ли в Новосибирске метро»? Тогда Леонид Ильич дал обещание. Позже этот вопрос «докручивали». А в 1979-м новосибирское метро включили в планы и в финансирование, и в советское время была построена большая часть нашего метрополитена.

Источник: Сетевое издание «Атас.Инфо»

Секции АСДГ: 

Возврат к списку