АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Положение
Правление
Новости
Материалы
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Пермь. В ожидании пассажира: мэрия столкнулась с нехваткой пермяков в транспорте

24.05.2021

Пермь. В ожидании пассажира: мэрия столкнулась с нехваткой пермяков в транспорте

Тихо и незаметно, вроде бы случилось, вроде бы эпохальное событие в жизни Перми. На заседании комитета Заксобрания по госполитике и местному самоуправлению начальник департамента транспорта мэрии Перми Анатолий Путин сообщил депутатам: «транспортная реформа уже завершилась», глобальных преобразований не планируется, «по крайней мере, в сторону ухудшения». Употребление частицы уместно, потому что, говорить о реализации всего, что обещали, как минимум, рано.
Анатолий Путин естественно рассказал депутатам Заксобрания об обновлении автобусного парка. По его словам, сейчас почти 600 автобусов — машины 2019–2020 годов выпуска. 60% автобусов оборудованы кондиционерами. В Перми ездят 24 новых трамвая, планируется купить еще 10. Это, как подчеркнул в комментарии Properm.ru руководитель депутатской группы Пермской гордумы Александр Филиппов, обновление подвижного состава действительно один из главных результатов.
Между тем, реформа наткнулась на самую серьезную проблему с момента старта — нежелание пермяков пользоваться общественным транспортом. Анатолий Путин заявил, что пассажиропоток в Перми на общественном транспорте стабилизировался после 2020 года, не испытывает сильных перепадов Если в начале года перевозили примерно 550–600 тыс. человек в сутки, к апрелю эта цифра выросла до 650 тыс. в сутки. За год пассажиропоток должен составить 187 млн человек, это на 10% ниже прогнозных значений (по плану — 217 млн человек).
При этом, в 2019 году в Перми перевезли 235,9 млн пассажиров, в 2020-м — 155,5 млн человек. То есть по сравнению с доковидным годом, в 2021 году транспорт Перми теряет примерно 50 млн человек или 23%. О том, что такое падение невозможно объяснить только ограничениями из-за пандемии, согласны и в департаменте транспорта, перевозчики и эксперты.
Одна из причин — ошибка в прогнозах и цифрах. Дело в том, что до 2020 года, у мэрии (депутатов, экспертов) практически не было инструментов позволяющих измерять пассажиропоток с высокой точностью. Опирались только на данные, которые предоставляли частные перевозчики Перми. У них самих толком не было инструментария, кроме размера выручки. Зато мог быть, извините, интерес. Перевозчики получали из бюджета компенсацию за перевезенных льготников. Чем больше заявленный поток, тем больше льготников и компенсация. То есть, по объективным и субъективным причинам данные могли резко и серьезно отличаться от реальности. «Безусловно, ошиблись в прогнозах, — подтверждает Александр Филиппов, — об этом, мы депутаты, говорим мэрии много лет. Нам нужны эмпирические инструменты для получения объективных данных. Мы к сожалению, до сих пор оперируем примерными и неполными данными. Это главная проблема отрасли»
Есть и другие причины, не отрицающие первую. По словам перевозчика Александра Стерлягова пассажиропоток снижается в Перми не первый год: «Постепенное снижение пассажиропотока долговременный тренд, который я наблюдаю на протяжении многих лет». Но в последние годы этот тренд в Перми резко усилился. Ковид явно добавил аргументов в пользу пользования личным транспортом. Об этом свидетельствуют цифры продаж автомобилей, особенно на вторичном рынке. Несмотря на кризис, и пермяки, и россияне в целом, выгребают с площадок все, что доступно.
Как кажется, не менее важным фактором в изменении поведения, стала сама транспортная реформа. Внедрение принципа пересадок, бесконечные изменения расписания, постоянные корректировки маршрутов, рост стоимости, сложные правила пересадок, проблемы с оплатой — факторы, которые отталкивают пассажиров. Александр Стерлягов привел в пример собственный опыт, когда в Перми повысили цену проезда с 10 до 12 рублей. «Я ожидал соразмерное увеличение выручки, но его не произошло. Пассажиры отреагировали изменением поведения. И могу сказать, что любое изменение сначала сопровождается уменьшением количества поездок. И если изменений много и они частые…, сами понимаете, что происходит».
Отметим, что к факторам, которые способствуют быстрой смене транспортного поведения в последние годы добавились такси. Массовое предложение этого сервиса на рынке и его доступность, сделали такси прямым конкурентом общественного транспорта. Ждать полчаса автобус? Да ну, вызову машину. Опять сменили маршрут? Да ну их, вызову машину.
В итоге можно констатировать, что из-за комплекса причин сфера перевозок в Перми стала рынком потребителя/пассажира, а не продавца/перевозчика.
О проблемах с прогнозами падении пассажиропотока по итогам преобразований и внешних обстоятельств, эксперты, депутаты и ряд СМИ говорили еще в 2019 году. Тогда предупреждениями пренебрегли. Но если раньше колебания пассажиропотока заботили частных перевозчиков, то сейчас это головная боль мэрии и ее прямые финансовые потери. За январь-апрель 2021 года убыток отрасли составил 697 млн рублей. То есть по итогам года транспорт снова покажет минус в 2 млрд рублей. Такую цифру прогнозирует Сергей Богуславский, и похоже, что ее перестали отрицать даже в мэрии.
До настоящего момента, дептранс пытался реагировать на ситуацию единственным способом. В ответ на сокращение доходов, резать расходы. Например, меняя большие автобусы на средние или сокращая объёмы транспортной работы, то есть количество автобусов на маршрутах. Последняя инициатива ведомства: на невостребованных маршрутах убрать часть рейсов (2–6%), но где-то даже добавить. Речь идет об экономии 50–100 млн рублей по году, что конечно, никак не спасет ситуацию. Проблема в том, что такой подход может привести к еще большему падению пассажиропотока. Ну и далее, по спирали.
Иной подход предложил вице-президент Торгово-промышленной палаты Вячеслав Белов: «Может быть стоит обсудить меры не по сокращению транспортной работы, а по увеличению пассажиропотока? Главные меры прироста, на мой взгляд, повышение для жителей удобства маршрутной сети, стабильность регулирования сферы перевозок, изменения только в лучшую сторону. А дальше нужно думать над мерами по увеличению числа поездок населения. <…> Чтобы у пассажиров была заинтересованность воспользоваться транспортом. И чтобы остановки были там, где есть интерес пассажиров, а не там где удобней администрации города. Мне кажется, что это принципиально важно».
Судя по энтузиазму, с которым восприняли участники заседания рабочей группы по транспорту выступление Вячеслава Белова, подобные мысли были у многих.

Источник: сайт https://properm.ru/

Секции АСДГ: 

Возврат к списку