АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы

РБК. Опорные населенные пункты: как создается каркас для развития регионов

02.12.2025

РБК. Опорные населенные пункты: как создается каркас для развития регионов

Рассказывает урбанист АНО «Устойчивое развитие территорий» Виталий Офицеров.
Обширное и разнородное пространство России долгое время ставило для региональной политики задачи, не находившие своего решения. Отток населения из малых городов и сельской местности, концентрация возможностей в мегаполисах создавали устойчивые диспропорции.
Изменить эту ситуацию призвана новая практическая инициатива в рамках утвержденной в 2005 году правительством Стратегии пространственного развития и формирования сети опорных населенных пунктов до 2030 года.
Опорные населенные пункты (ОНП), согласно стратегии, не просто города или поселки. Это стратегически отобранные точки роста, которые становятся центрами предоставления социальных, административных и экономических услуг для окружающих территорий. Формируемый Единый перечень ОНП, включающий 2160 населенных пунктов, охватывает все уровни расселения, от крупнейших агломераций до малых городов и крупных сельских поселений.
Их ключевая функция — создание каркаса, который обеспечит сбалансированное заселение страны и противодействие гипертрофированному росту столиц. ОНП должны стать узлами, связывающими территории в единое экономическое и социальное пространство.
Утвержденная «дорожная карта» реализации стратегии на 2025–2026 годы включает более 50 мероприятий под личным контролем председателя правительства Михаила Мишустина и фокусируется на ОНП. Согласно распоряжениям правительства, меры их поддержки будут осуществляться в первоочередном порядке. Это означает концентрацию федеральных и региональных ресурсов на развитии именно этих точек.
При этом для всех ОНП разработают индивидуальную программу развития. Эта программа будет реализовываться за счет госпрограмм в рамках национальных проектов, в том числе национального проекта «Инфраструктура для жизни».
Ведется работа по формированию комплексных мастер-планов для не менее чем 200 крупных и малых городов. Эти документы станут детальными инструкциями по развитию территории, интегрируя градостроительные, экономические и социальные аспекты.
Ключевая цель «дорожной карты» — синхронизация отраслевых и региональных приоритетов. Развитие «опорников» становится стержнем, вокруг которого выстраиваются планы министерств и регионов по развитию транспорта, связи, энергетики и социальной сферы.
Новая концепция знаменует переход от поддержки исключительно депрессивных территорий к сознательному формированию сети точек роста. Это иерархическая система, где каждый уровень обеспечивает услуги для нижестоящего и связан транспортными коридорами. Развитие одного опорного пункта положительно влияет на всю окружающую территорию, создавая мультипликативный эффект.
Главный критерий успеха — доступность и качество базовых услуг, особенно медицины и образования, для населения в радиусе влияния ОНП. Это напрямую влияет на качество жизни и решение людей остаться на малой родине. Концентрация ресурсов и инфраструктуры призвана сделать эти населенные пункты привлекательными для частных инвестиций.
Успех этой масштабной программы будет зависеть от нескольких факторов. Важно, чтобы приоритетное финансирование не превратилось на практике в распыление средств по слишком широкому перечню без должной концентрации. Качество программ и мастер-планов определит, будут ли они действительно реализуемыми и учитывающими специфику места.
Критически важным остается вопрос координации усилий — государственный аппарат должен преодолеть ведомственные барьеры для синхронизации действий. Наконец, развитие инфраструктуры и экономики должно идти рука об руку с созданием привлекательной социальной и культурной среды, чтобы люди хотели не просто остаться в опорных населенных пунктах, а связать с ними свою жизнь.

Источник: https://www.rbc.ru/


Возврат к списку