АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы

Ведомости. Министр правительства Москвы – о роли городов стран БРИКС в мировой урбанистике

05.11.2025

Ведомости. Министр правительства Москвы – о роли городов стран БРИКС в мировой урбанистике

В Санкт-Петербурге прошел Международный муниципальный форум БРИКС – 2025 (ММФ). Мэры, губернаторы и международные эксперты на мероприятии представят готовые модели городского управления и обсудят совместные проекты. О том, чем отличается подход стран БРИКС от западных стандартов и как будут развиваться Москва и другие города объединения, в беседе с «Ведомости. Городом» рассказал заместитель председателя оргкомитета форума, министр правительства Москвы, руководитель департамента внешнеэкономических и международных связей столицы Сергей Черемин.
– В чем главный стратегический смысл партнерства Москвы с городами стран БРИКС на современном этапе?
– Сегодня БРИКС – это не просто экономический блок, но и платформа для формирования справедливой и полицентричной международной системы. Партнерство Москвы с городами объединения и других дружественных стран – это прежде всего про создание архитектуры многополярного мира на уровне городских агломераций.
Роль городов в этом процессе невозможно переоценить – именно они являются центрами притяжения инвестиций, инноваций и человеческого капитала. Совокупный ВВП стран БРИКС по паритету покупательной способности уже превышает показатели стран «большой семерки» и составляет 40,2% от глобального. Центр тяжести смещается, и для Москвы это прекрасная возможность совместно с единомышленниками разрабатывать и внедрять модели урбанистического развития, свободные от политической конъюнктуры, ориентированные на реальные потребности человека и устойчивый рост.
– Какой самый значимый практический результат дало Москве сотрудничество с городами БРИКС в последние годы? Можете назвать конкретный пример или проект?
– Наше сотрудничество очень плодотворное, и примеров можно привести несколько. Один из них – в августе 2025 г. между оргкомитетом ММФ БРИКС и Российско-китайским научно-исследовательским центром цифровой экономики было подписано соглашение о сотрудничестве. Его основная цель – создание экосистемы для цифровой трансформации муниципалитетов.
Речь идет о совместной генерации и реализации пилотных проектов, обмене лучшими практиками в области умного города и привлечении инвестиций в высокотехнологичные секторы экономики. На мой взгляд, это наглядный пример перехода от диалога к реальным действиям, когда мощная исследовательская инфраструктура становится хабом для выработки решений, актуальных для всех стран БРИКС.
– Готова ли Москва экспортировать свои успешные городские решения в города стран БРИКС? Идет ли речь о реальных контрактах?
– Москва не просто готова, она уже активно демонстрирует свои наработки в качестве готовых решений. Яркий пример – наша система городской роботизации и автономных систем, которая в сентябре 2025 г. была отмечена премией городских инноваций БРИКС в соответствующей номинации.
Речь идет не просто об экспорте технологий, а о трансфере целых управленческих моделей. Наши решения в области цифровизации жилищно-коммунального хозяйства, организации умного транспортного движения и создания комфортной городской среды вызывают огромный интерес у партнеров. Диалог о конкретных контрактах ведется в том числе в рамках таких площадок, как предстоящий ММФ, где мы ожидаем не только дискуссии, но и подписания конкретных документов.
– Какие технологии и управленческие практики городов БРИКС Москва, в свою очередь, рассматривает для возможного внедрения?
– Мы внимательно изучаем опыт коллег по ключевым направлениям. Если говорить о зеленых технологиях и устойчивой инфраструктуре, то особенно интересен опыт Малайзии в создании подземных инженерных коммуникаций и Китая в строительстве экогородов с цифровыми платформами. Эти проекты представляют для нас большой интерес с точки зрения повышения эффективности и экологичности городского хозяйства.
Практика Белграда по внедрению информационной системы здравоохранения на основе искусственного интеллекта – это пример того, как можно повышать качество и доступность медицинских сервисов для населения.
И среди российских городов, конечно, есть яркие примеры специализации городского развития. Особенно интересуют стратегии таких городов, как Якутск, который скоро может стать нашей IT-столицей, или Благовещенск, который развивается как центр международного экономического сотрудничества. Выявлять и усиливать уникальную конкурентную специализацию города крайне важно.
– Насколько, на ваш взгляд, ММФ эффективен как инструмент привлечения прямых иностранных инвестиций в городские проекты?
– Форум – это не дискуссионный клуб, а рабочий инструмент, дорожная карта конкретных действий для глав городов и регионов, катализатор инвестиций. В этом году мы ожидаем около 5000 гостей более чем из 50 стран, среди которых – ключевые инвесторы и представители финансовых институтов, таких как Новый банк развития БРИКС, который к концу 2023 г. уже направил на проекты свыше $34 млрд.
Конкретные проекты, например «Олимпия: здоровье будущего», презентация которого запланирована на форуме, как раз нацелены на привлечение масштабных инвестиций. ММФ создает прямую связь между проектами и источниками их финансирования и уже доказал свою эффективность.
– В чем заключается основное преимущество модели развития городов БРИКС перед классическими западными мегаполисами?
– Главное отличие и вместе с тем преимущество – отсутствие догм и гибкость, основанная на человекоцентричности. Модель развития городов БРИКС не пытается подогнать все мегаполисы под один универсальный шаблон. Она признает многокультурность и многоукладность как основу для поиска уникальных решений.
В то время как западные мегаполисы часто сталкиваются с проблемами наследия индустриальной эпохи, города БРИКС имеют возможность совершать зеленый скачок, сразу внедряя передовые экологические и цифровые стандарты. Кроме того, наш подход стремится к гармонии между современностью и традицией, между инновациями и сохранением исторической идентичности, что ярко демонстрируют не только Москва, но и, например, китайские города.
– Чего вы ждете от форума в этом году с точки зрения конкретных инициатив или соглашений?
– Мы ждем значительных практических результатов. Ожидается запуск новых форматов: например, премия для лучших муниципалитетов от «Росатома», парламентская сессия столиц стран БРИКС от Мосгордумы и молодежный хаб от Российского союза промышленников и предпринимателей.
Конечно, продолжим совместную работу с Российско-китайским центром цифровой экономики. Учитывая, что в БРИКС только за последние два года вошли новые полноправные члены и около 30 стран подали заявки на вступление, мы ожидаем, что форум станет ключевой площадкой для интеграции новых участников.
– Какой главный вызов для развития сотрудничества между городами БРИКС сегодня можно особенно выделить и как, по вашему мнению, на него можно ответить?
– Главный вызов – разнородность и необходимость быстрой выработки общих стандартов и правил взаимодействия. Расширение состава БРИКС+ – это и огромная возможность, и серьезное испытание. Чтобы наше взаимодействие было продуктивным, необходимо создавать унифицированные, но гибкие протоколы в области цифровизации, зеленой энергетики, оценки инвестиционных проектов. Преодолеть этот вызов можно только через усиление роли институтов БРИКС, создание специализированных центров компетенций.
– Какой вы видите роль Москвы в глобальной урбанистике через пять–десять лет?
– Убежден, что за это время Москва укрепит свои позиции в качестве одного из глобальных хабов урбанистической мысли и технологий, предлагающих альтернативную, целостную модель развития города. На смену эпохе заимствований приходит время собственных подходов, основанных на наших ценностях, идентичности и видении будущего.
Москва уже является активным «экспортером» комплексных городских решений – от технологий умного города до моделей создания комфортной среды. Наша цель – не просто быть успешным мегаполисом, но и предложить нашим партнерам передовую устойчивую систему городского развития, основанную на гармонии среды, экономики и культуры.

Источник:  https://www.vedomosti.ru/

Секции АСДГ: 

Возврат к списку