12.01.2024
ФедералПресс. Какие проблемы существуют в системе образования в нашей стране?
Далеко не все граждане РФ довольны системой образования, которая существует сейчас в нашей стране. Это отмечают и родители, и сами учителя. Учебный процесс построен по принципу западной модели, которая имеет больше минусов, чем плюсов. Об этом рассказал общественный деятель в сфере культуры и образования Олег Мальцев.
Многие родители недовольны тем, что их максимально дистанцируют от жизни школы, не позволяя даже беспрепятственно попасть в здание, где обучаются дети, а учителя – обилием электронной отчетности, с которой не все справляются, считает эксперт. Это является одной из причин оттока кадров из системы образования. Нехватка учителей по ведущим дисциплинам: математика, русский язык, литература, физика, химия, иностранные языки и т. д. наблюдается как минимум в половине регионов России.
Молодые специалисты не хотят идти в школы, и дело не всегда только в зарплате. При этом многие из учителей с большим стажем отмечают, что раньше, 20–30 лет назад, работать было гораздо проще. От перегрузки страдает не только преподавательский состав, но и ученики, которые должны делать большие объемы заданий в электронном виде.
«На мой взгляд, в сфере последних внешнеполитических событий Россия будет отходить от западной модели образования и снова возвращаться к советской модели, которую, как это ни странно, переняли многие иностранные государства. Известные ученые давно говорят о том, что образование получат лишь те, кто ходит в школу с книгами, а не с гаджетами», – считает Мальцев.
Дистанционное образование может оставаться частью системы, но только как дополнительное. Не стоит пытаться продвигать его в качестве основного, поскольку эффективной может оставаться только форма, предполагающая прямой контакт учитель – ученик.
«Но возвращение к советской модели не означает того, что мы должны откатиться назад. Наоборот, мы должны вернуться к фундаментальности, которая отличала образовательную систему того периода, и дополнить ее новыми современными методиками и подходами», – говорит эксперт.
До сих пор российские подростки лидируют по естественнонаучным и математическим направлениям в международных олимпиадах, конкурсах и т. д., но это касается только теоретических знаний. Когда появляется задача применить их на практике, здесь возникают трудности, потому что отечественным школьникам не хватает так называемых «мягких навыков» (Soft skills). Именно они помогают решать жизненные задачи и взаимодействовать с другими людьми.
В советском образовании такого понятия вообще не существовало, однако за счет прямого контакта учителя с учениками «мягкие навыки» так или иначе тренировались. Теперь же, когда педагог не учит, а оказывает образовательные услуги, все упирается в прохождение бесконечных электронных тестов. Кроме того, в последние годы стали значительно сокращать объем практической работы, например, в некоторых учебных заведениях, которые готовят по инженерным специальностям, вообще отсутствуют лаборатории. Получается, что определенный объем теории есть, а применить ее на практике просто негде. Недостаток такого подхода видят все: и дети, и родители, и учителя, заключил специалист.
Секции АСДГ: