24.11.2022
Алтайский край. «Следует ли ломать?» : на Алтае оценили идею передачи школ в ведение региона
Поправки в федеральный закон "Об образовании" предоставят право регионам брать на себя полномочия муниципальной власти в сфере образования
В России могут разрешить передавать муниципальные школы в ведение региональной власти. Такую возможность предполагает законопроект, который рассмотрят в Госдуме в ближайшее время. Авторы инициативы считают, что это позволит сократить разницу между городскими и сельскими школами по качеству образования, оснащению, условиям работы педагогов. Что такое решение могло бы дать Алтайскому краю? Эти вопросы "Толк" обсудил с депутатами, представителями школ и муниципалитетов.
Что предлагают?
Законопроект, который внесли в Госдуму, направлен на создание "правовой основы для усиления роли и ответственности государственного управления" и должен способствовать формированию "единого образовательного пространства в РФ".
Сейчас, как отмечают в пояснительной записке, в системе управления сферой образования "актуализировались определенные проблемы".
К примеру, даже в одном регионе "наблюдается отсутствие однородности качества образования" и "единства в регулировании важных вопросов".
"Сложившаяся длинная цепочка управления с концентрацией влияния на низовом уровне снижает маневренность, управляемость системы образования. В ряде случаев несогласованность позиций органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления создает условия для разбалансировки системы образования", – говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Проект вносит поправки в закон "Об образовании в РФ". Они предполагают, что регионы получат право осуществлять полномочия в отношении муниципальных школ и детсадов и придавать им статус государственных образовательных организаций "путем перевода их в ведение субъекта".
Однако, как подчеркнул соавтор инициативы, зампред Госдумы Петр Толстой, речь идет не про обязанность регионов. Поправки в закон лишь предоставят им такую возможность. А вот брать школы на баланс или нет – решать региональной власти.
При этом авторы проекта считают, что если регион воспользуется этим правом, то это позволит внедрить эффективную модель централизованного управления, повысить прозрачность финансирования системы образования и уменьшить риски недофинансирования, а также улучшит качество выполнения отдельных полномочий.
В случае принятия поправок регионы будут вправе осуществлять полномочия муниципалитетов в сфере образования, которые предусмотрены частью 1 статьи 9 закона "Об образовании". Среди них организация предоставления дошкольного, школьного и дополнительного образования; создание условий для содержания детей в образовательных организациях; создание, реорганизация и ликвидация таких учреждений; содержание зданий и обустройство территории; учет детей, которые подлежат обучению.
Единый знаменатель
С одной стороны, передача учреждений сможет снять часть проблем, говорит руководитель комитета по образованию и науке в АКЗС Александр Молотов.
Сейчас, по словам депутата, состояние системы образования очень сильно зависит от районной власти. Например, есть муниципалитеты, которые активно участвуют в различных программах по капремонту и строительству школ, и так далее. А есть районы, которые пассивны в этой части. Но без соответствующих инициатив со стороны местной власти возможности попасть в эти программы нет
Также, по словам парламентария, наблюдается неравенство в зарплатах в учреждениях образования. Потому что, помимо базовой части, у них есть еще стимулирующие и компенсационные выплаты, размер которых зависит как от районной власти, которая, по сути, является учредителем этих организаций, так и непосредственно от руководства образовательного учреждения.
Поэтому передача управления в "руки" региона позволила бы сгладить это неравенство, считает депутат.
Сложно представить
По мнению Молотова, с точки зрения управляемости в каком-то смысле станет проще, так как регион (если изъявит желание взять школы в свое ведение) будет учредителем образовательных организаций.
При этом погружение в местные проблемы и особенности, как предполагает депутат, может быть меньше. Ведь в таком случае управление отделами образования будет не на местах, а из Барнаула.
"С одной стороны, тренд понятен – укрепление вертикали власти, повышение эффективности работы. А с другой стороны – насколько будут оперативны и своевременны попытки решать вопросы образования не на уровне муниципалитета, а на уровне края, пока сказать сложно. Я пока с трудом понимаю, как это будет выглядеть на практике", – говорит Молотов.
Председатель комитета по социальным вопросам и молодежной политике Барнаульской гордумы Марина Понкрашева пока тоже слабо представляет, как может быть организована работа, если регион примет такое решение:
"У меня, как у муниципального депутата, возникло несколько вопросов. К примеру, есть комитет по образованию. Вот передадим школы, детские сады и учреждения допобразования [региону]. И как эта структура будет функционировать? <...> В то же время город выделяет деньги на охрану школ, компенсирует родителям оплату за накрывание в столовой. Как это будет дальше? Совсем этого не будет у муниципалитета?"
Обеспокоенность вызывает и то, как в таком случае будут решаться вопросы содержания зданий (сейчас это забота органа местного самоуправления). Ведь, как отметила директор барнаульской школы №132 Инна Борисенко, все муниципалитеты края отличаются друг от друга.
К примеру, затраты на содержание крупной школы с бассейном и огромной территорией краевого центра не сравнятся с затратами на содержание малокомплектной школы в отдаленном селе. И специфика районов и городов явно должна быть учтена, чтобы от этого не пострадала ни одна школа.
Дело не только в управлении
Председатель Госдумы Вячеслав Володин еще в сентябре заявлял, что без уровня региона качество образования не повысить и кадровый вопрос не решить. А вот алтайские эксперты считают, что исключительно одна только передача управления края эти проблемы не закроет – нужно еще увеличивать финансирование.
Депутат Александр Молотов провел параллель с системой здравоохранения, учреждения которой в свое время передали с муниципального уровня на краевой, но проблемы кадров это не решило.
"Не важно, из какого кармана платятся зарплаты. Если денег в систему образования больше вливаться не будет, то ожидать каких-то принципиальных изменений с точки зрения качества образования не стоит", – считает Молотов.
Сейчас по большей степени учреждения системы образования находятся на краевом финансировании: регион выделяет соответствующую субвенцию, из которой платится зарплата учителям, дает деньги на ремонт и строительство школ. И чтобы закрыть системные проблемы, по словам экспертов, без дополнительных вливаний в отрасль краю не обойтись.
Как с медициной
В 2012 году по такому пути пошли медицинские учреждения Алтайского края – полномочия в сфере здравоохранения, которые были за органами местной власти, закрепили за региональной властью. И в муниципалитетах в этом увидели немало плюсов.
"Когда пришел ковид, край мог оперативно решать проблемы по открытию госпиталей и так далее. Если бы это было на уровне муниципалитетов, то мы бы просто не справились с этой проблемой. И ремонты проводятся планово, системно, в соответствии с требованиями. Если изменения в образовании будут на примере медицины, когда край на себя забрал финансирование и зону ответственности, то это будет правильное решение", – считает глава Залесовского округа Александр Пластеев.
Депутат АКЗС Ирина Солнцева отметила, что, когда в свое время регион принял решение взять "под свое крыло" районные больницы, многие боялись этих изменений, возникало немало вопросов о том, как будут решаться те или иные моменты. Но со временем все нормализовалось, строились ФАПы, проводились ремонты больниц.
"В вопросах финансирования стало где-то и получше. Потому что раньше были районы самодостаточные, которые тратили деньги на свое здравоохранение, а некоторые муниципалитеты не могли содержать больницы. А когда все перешло на уровень края, то уже он начал за это отвечать".
Муниципалитетам рекомендовали содействовать в оказании медпомощи населению (в укреплении кадрового потенциала, организации вывоза отходов, расчистки подъезда к больнице и так далее). В первое время возникали трудности, так как не все районы хотели в этом участвовать. И сегодня, по словам Солнцевой, без помощи местных властей было бы сложнее решать кадровую проблему. Кто-то из глав муниципалитетов сейчас предоставляет им жилье, кто-то дает подъемные приезжим врачам, кто-то оплачивает аренду. И все это позволяет закреплять специалистов в муниципальных образованиях.
Пройдет ли с образованием так, как было в медицине, спикеры не уверены. Все же система здравоохранения имеет свою специфику, медицинских учреждений в разы меньше, чем организаций образования. Только школ в регионе более одной тысячи, не говоря уже о детских садах и дошкольных учреждениях. А потому совершить такой переход краю будет непросто, да и надо ли?
"Поэтому если этот закон примут, то Алтайский край вряд ли будет торопиться его реализовывать. Надо отдать должное, что нынешняя система управления образованием в регионе свою эффективность показала. Это можно посмотреть и по программе капремонта школ. Если не ошибаюсь, мы единственные в СФО подали 43 школы. Несмотря на то что они муниципальные, взаимодействие между муниципальным уровнем управления образованием и краевым выстроена достаточно эффективно. А то, что работает эффективно, следует ли это ломать? Вот какой вопрос", – рассуждает Молотов.
Эксперты сошлись в одном: для такого большого и разнопланового региона, как Алтайский край, предварительно должна быть проведена тщательная проработка всех нюансов.
Источник: Сетевое издание «ТОЛК»
Секции АСДГ: