АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

«Vogazeta.ru». Кто в школе хозяин? (Часть первая)

«Vogazeta.ru». Кто в школе хозяин? (Часть первая) 15.08.2018

«Vogazeta.ru». Кто в школе хозяин? (Часть первая)

Проекты изменений – федеральные, деньги – региональные, учредитель – муниципалитет, формально – школа автономна. В результате такой разбалансировки ни один проект изменений реализоваться не может. Система стагнирует, денег становится все меньше, мотивация учителей стремительно угасает. Общественное разочарование в школьном образовании растет. В настоящее время органы управления образованием субъектов РФ не имеют достаточных легальных полномочий для того, чтобы гарантировать эффективный результат школ, а значит – региональных систем образования.
Они передают муниципалитетам субвенции на зарплаты педагогов и на учебные расходы, а на местах эти средства перераспределяются по усмотрению муниципальных администраций и зачастую доходят до школ в неполном объеме. Кроме того, региональные органы управления образованием отстранены от кадровой политики школ и не имеют отношения к назначению директоров образовательных организаций. Этим правом обладают муниципальные органы управления образованием.
Как отметила Министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева в своем выступлении на Всероссийском совещании, проходившем в Сочи 5–6 июля: «На сегодняшний день школы находятся под влиянием трех уровней управления: федерального министерства, региона и муниципалитета. Причем в повседневной жизни основное влияние на школу оказывает муниципалитет. Такая длинная цепь, на мой взгляд, снижает маневренность управления». О. Васильева подчеркнула: «Мы уверены, что иная система управления, а именно поднятие управления школ с муниципального на региональный уровень, себя оправдывает».
С октября 2017 года Министерство образования и науки РФ реализует проект по разработке эффективных региональных моделей управления образованием. На конкурсной основе были отобраны 20 субъектов Российской Федерации из семи федеральных округов. С ними заключены соглашения о сотрудничестве по разработке и реализации эффективных региональных моделей управления общим образованием. За полтора года в регионах разработаны несколько моделей эффективного управления школой с регионального уровня, при сохранении полномочий муниципалитетов. Ведомство предполагает, что разные регионы могут использовать различные модели, пилотный период продлится несколько лет.
Три модели плюс Астраханская. Пилотные регионы предложили три основные модели управления общим образованием с учетом существующих региональных особенностей сферы образования.
1. Учредительство плюс имущество
Первая модель – перевод учредительства школ с уровня муниципалитетов на уровень субъекта с передачей имущества образовательных организаций. В этом случае министерство либо департамент субъекта становится учредителем образовательной организации. Такой вариант выбрали шесть регионов: Кировская область, Сахалинская область, Республика Тыва, Республика Саха (Якутия), Хабаровский край, Камчатский край.
2. Учредительство без имущества
Вторая модель – перевод учредительства с уровня муниципалитетов на уровень субъекта без передачи имущества образовательных организаций.
Это означает следующее: субъект Российской Федерации становится учредителем образовательной организации, но собственником и ответственным за содержание имущества остается муниципалитет. По этому пути идут пять регионов: Самарская область, Вологодская область, Новгородская область, Еврейская автономная область, Московская область. И в первом, и во втором случаях школа получает государственный статус.
3. Оптимизация через соглашения
Третья модель предусматривает сохранение полномочий по управлению школами и их имуществом (учредительство) на уровне муниципалитета. Орган исполнительной власти в сфере образования в субъекте РФ заключает соглашение с муниципалитетом, в котором детально прописывает условия выделения субвенций в муниципальное образование на реализацию образовательных стандартов. Эту модель выбрали восемь пилотов: Воронежская область, Тамбовская область, Тверская область, Республика Марий Эл, Ставропольский край, Белгородская область, Рязанская область, Республика Коми. «При этом не все субъекты реализуют только одну модель, – говорит эксперт Института проблем образовательной политики Наталья Шадрина. – Например, Республика Саха (Якутия) входит в группу регионов, выбравших первую модель, но в разных муниципалитетах республики в зависимости от их специфики используются и вторая, и третья модели».
Соучредительство. Особую позицию заняла Астраханская область, где решили разработать свою модель на основе совместного учредительства образовательных организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований. «В результате обсуждений указанная модель признана эффективной, но не реализуемой на сегодняшний день в рамках действующего правового поля, – рассказывает министр образования Астраханской области Виталий Гутман. – Для внедрения нового механизма управления образованием требуется внесение изменений в действующее федеральное законодательство».
По замыслу представителей Министерства образования Астраханской области: в полномочия субъекта должно войти, наряду с финансированием и контролем качества образования, ответственность за руководящий состав образовательных организаций. В полномочиях органов местного самоуправления остается обеспечение условий обучения, то есть содержание муниципального имущества, выступающего в качестве важного ресурса образовательного процесса. «Соучредительство обеспечивает баланс интересов и ответственности органов управления образовательной организации и как следствие положительный эффект на пути модернизации институтов управления образованием», – считает В. Гутман.
В настоящее время пилотные регионы занимаются разработкой региональной нормативно-правовой базы для перевода учредительства, создания опорных школ, внедрения сетевой формы реализации программ и прочих элементов региональных планов.


Продолжение следует...


Источник: https://vogazeta.ru

Секции АСДГ: 

Возврат к списку