АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Екатеринбург. Евгения Умникова: закон «Об образовании» в части описания критериев приема детей в школу до конца не продуман

26.04.2011

Екатеринбург. Евгения Умникова: закон «Об образовании» в части описания критериев приема детей в школу до конца не продуман

Федеральный закон «Об образовании» в части описания механизма и критериев приема детей в начальную школу до конца не продуман, в нем заложена достаточно серьезная правовая коллизия. Об этом сегодня журналистам рассказала начальник управления образования администрации Екатеринбурга Евгения Умникова.
Данная коллизия была известная специалистам давно, однако внимание широкой общественности к ней оказалось привлечено только в этом году. И способствовало тому два события. 13 апреля было принято решение Мосгорсуда, который удовлетворил иск прокуратуры Москвы и признал, что положения части 1 статьи 11 закона «Об общем образовании в Москве» противоречат закону «Об образовании». Тем самым был отменено существовавшее ранее первоочередное право приема в школы детей, живущих вблизи этой самой школы. После этого 15 апреля в управлении образования Екатеринбурга переиздали распоряжение о приеме в школы города и также отменили территориальный принцип поступления в учреждения начального образования. В результате вся страна 20 апреля лицезрела новостные выпуски федеральных телеканалов, с кадрами о драках и скандалах екатеринбуржцев, пытающихся записать своих детей в десяток элитных гимназий города.
После этого губернатор Александр Мишарин провел экстренное заседание с руководством Екатеринбурга, на котором в жесткой форме распорядился наказать виновных. Однако оказалось, что уволить пару чиновников и нескольких директоров школ, возле которых произошли столкновения родителей, еще не означает решить саму суть проблемы.
Как пояснила сегодня Евгения Умникова, нестыковки заложены в самом федеральном законе «Об образовании». Мы решили проверить ее слова самостоятельно и вот что выяснили:
Пункт 1.1 статьи №16 «Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения» гласит, цитируем: «Правила приема граждан в образовательное учреждение определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе образовательного учреждения. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня».
Таким образом, в одном и том же пункте заложено право ребенка учится в любой школе страны и территориальное ограничение для реализации этого принципа. При этом четкого понимания, а что такое «определенная территория» в законе нет. Кто именно должен определять границы этой территории, также не сказано. Лишь положения статьи №28 «Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования» косвенно дают понять (пункт 11.3), что устанавливать порядок приема в образовательные учреждения должны именно федеральные органы госвласти. Правда право организации предоставления начального, среднего и дополнительного профессионального образования заложено и для органов госвласти субъектов РФ — об этом гласит пункт 6.4 статьи 29 того же федерального закона. В итоге ни тот, ни другой уровень власти за долгие годы так и не конкретизировал спорный момент.
Правда Евгения Умникова уточнила, что существует пояснительное письмо от Министерства образования РФ от 2003 года. «В письме очень четко прописано — категорически должно отсутствовать понятие микрорайонов. Все дети должны иметь равные права при зачислении в школу вне зависимости от прописки и все четко должно соответствовать закону «Об образовании». Никаких категорий населения нет, которые имеют какие-то преференции для того чтобы ребенок был зачислен в первый класс. Более того, в данном же письме говорится о гражданах РФ — мигрантах и об иностранцах. Их дети также имеют право на зачисление в образовательные учреждения. В письме подчеркивалось, что никакое тестирование, никакие собеседования не могут быть основанием для зачисления в первый класс»,— рассказала Евгения Умникова.
Более того, по ее словам, юридически подкованные родители знали об этом письме и пользовались им, добиваясь и раньше от директоров городских школ права на зачисление их ребенка вне зависимости от прописки. Причем этой возможностью пользовались не только екатеринубуржцы, но и жители других муниципалитетов региона.
Евгения Умникова также подчеркнула, что последние годы издавая распоряжение о приеме детей в школы Екатеринбурга, в котором закладывался территориальный принцип, в городском управлении образования всякий раз опасались исков со стороны прокуратуры или родителей на неправомочность подобных решений. И когда такой иск поступил в суд Москвы, стало понятно, что создан прецедент, и ждать пока подобная же реакция последует в уральской столице, смысла нет.
И это при том, что специалисты четко понимали — в законе «Об образовании» заложена возможность территориальных ограничений. Соответственно не исключено, что некоторое время спустя может начаться обратная волна исков и протестов.
Но даже с учетом того, что корректировка городских правил приема в школы была проведена абсолютно законно, с учетом складывающейся правоприменительной практики и, по сути, была мерой вынужденной, Евгения Умникова сегодня принесла публично извинения перед родителями за тот рост социальной напряженности, который произошел. Также она извинилась за руководство тех школ, где не удалось организовать «бесконфликтный» прием документов. «Им не надо было создавать первые, вторые, третьи списки и накалять обстановку»,— пояснила суть ошибки ряда директоров Евгения Умникова.
И в завершение она раскрыла небольшой профессиональный секрет — далеко не все из элитных школ, за которые бились родители, имеют блестящие показатели по ЕГЭ — основному на сегодняшний день показателю уровня даваемого детям образования. В управлении образования существует свой рейтинг школ, составленный на основе результатов единого госэкзамена и побед, одержанных учениками на всевозможных олимпиадах и конкурсах. В ближайшее время его обещали опубликовать в СМИ, предоставив тем самым родителям, радеющим за будущее своих чад, дополнительную пищу для размышлений.

Секции АСДГ: 

Возврат к списку